"Рождение Венеры" (La Naissance de Vénus) - одна из самых известных картин художника Вильяма Бугро XIX века. На нем изображено не фактическое рождение Венеры, а начало ее триумфального прибытия в раковине на Кипр. Причем, как не трудно заменить, уже вполне зрелой женщины. Афродита (Венера) считается воплощением классического греческого и римского идеала женской формы и красоты. Для Бугро написание этой картины был вызовом. Высота холста составляет чуть более 300 сантиметров, а ширина - 218 см (7 футов 2 дюйма). Сюжет, а также композиция напоминают предыдущее исполнение этого сюжета, "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли, а также "Триумф Галатеи" Рафаэля.
В качестве "исходника" для написания центрального персонажа полотна была взята одна деталь - изображение нимфы с картины "Нимфеум", написанной Бугро в 1878 году. Фигура Венеры для нового произведения была выполнена на основе этой нимфы.
В центре картины Венера стоит обнаженной на раковине-гребешке, которую тянет за собой дельфин, один из ее символов. Пятнадцать "ангелочков", включая Купидона и его возлюбленную Психею, а также несколько нимф и кентавров собрались, чтобы засвидетельствовать прибытие Венеры. Большинство фигур пристально смотрят на нее, а два кентавра дуют в раковины, сигнализируя о ее прибытии.
Венера считается воплощением женской красоты и формы, и эти черты показаны на картине. Ее голова наклонена набок, и выражение ее лица отражает, что она спокойна и ей комфортно в своей наготе. Она поднимает руки, укладывает свои каштановые волосы длиной до бедер, элегантно изгибаясь буквой "S" , подчеркивая изгибы своего тела.
Фигура Венеры была увеличена по сравнению с нимфой из работы Бугро "Нимфеум", завершенной в 1878 году, годом ранее. Нимфа немного "похудела", а ее груди стали более полными и округлыми. Изгиб Венеры более интенсивный, и ее волосы также длиннее и светлее, чем у нимфы из исходной картины, но она укладывает их почти так же. В левом верхнем углу картины в облаках видна тень. Похоже, что это силуэт художника с головой, плечом, рукой и поднятым кулаком, в котором, кажется, держится кисть.
Интересную деталь добавлена во французской версии статьи про эту картину в Википедии. Оказывается моделью для полотна "Рождение Венеры" художника Вильяма Бугро была Мари Жоржин, рожденная принцесса де Линь, до ее брака с Состеном де Ла Рошфуко. Она также позировала для картин "Похищение Психеи" и "Флора и Зефир" того же художника. Кроме того, ее изображали художники Леон Бонна и Антуан Самуэль Адам-Саломон. Это интересный факт о вдохновении, стоящем за этими знаменитыми произведениями искусства.
Правда это или нет, сказать сложно. С одной стороны аристократки той эпохи нередко позировали художникам. Бывало, что и в довольно "легких" нарядах. Но то, чтобы позировать обнажённой - это уже чересчур. Другое дело, художники сами иногда включали свою неуемную фантазию и изображали своих клиенток в виде нимф и богинь. Ведь и Полину, любимую сестру Наполеона, скульптор изобразил в виде богини Венеры. Но никто не упрекнул её тогда в позировании или нескромности. Скорее всего, похожий случай был и с этой итальянской княгиней-прницессой. Сначала её изобразили в виде нимфы со своими подружками. А потом, восторженные заказчики попросили её же изобразить в виде Венеры. Ну или художник сам проявил инициативу и сделал "автозаимствование" из своего другого произведения.
Впрочем, это не важно. Главное, что появилась на свет гениальная картина. И мы продолжаем ей любоваться уже более 150 лет.