Найти в Дзене
Cosmopet

«Задача врача за время приёма животного — сделать владельца своим союзником»

Какие иллюзии в отношении ветеринарии пора забыть? Какое поведение владельцев иногда вынуждает ветврачей уходить из профессии? Поговорили с Екатериной Рачинской – ветеринарным врачом с 28-летним стажем – о том, что важно, трудно и бесценно в одной из самых гуманных профессий мира. Екатерина Рачинская - ветеринарный врач, собственник и директор ветеринарного центра «Раденис», член Комитета по образованию Национальной Ветеринарной Палаты. Закончила Московскую ветеринарную академию им К.И. Скрябина в 1996 году, однако работать начала ещё на первом курсе. Является постоянной участницей конгрессов, конференций и семинаров, организуемых для ветеринарных специалистов. В 2011 году вместе с супругом Денисом Рачинским организовала ветеринарный центр «Раденис», где ведётся приём домашних животных Солнечногорска и Зеленограда. «Всю свою жизнь мне было проще общаться с животными» - Скажите, когда вы поняли, что ваша судьба – стать ветеринаром? - В семье, где я родилась, жила собака: восточно-европе
Оглавление

Какие иллюзии в отношении ветеринарии пора забыть? Какое поведение владельцев иногда вынуждает ветврачей уходить из профессии? Поговорили с Екатериной Рачинской – ветеринарным врачом с 28-летним стажем – о том, что важно, трудно и бесценно в одной из самых гуманных профессий мира.

Екатерина Рачинская
Екатерина Рачинская

Екатерина Рачинская - ветеринарный врач, собственник и директор ветеринарного центра «Раденис», член Комитета по образованию Национальной Ветеринарной Палаты.

Закончила Московскую ветеринарную академию им К.И. Скрябина в 1996 году, однако работать начала ещё на первом курсе. Является постоянной участницей конгрессов, конференций и семинаров, организуемых для ветеринарных специалистов. В 2011 году вместе с супругом Денисом Рачинским организовала ветеринарный центр «Раденис», где ведётся приём домашних животных Солнечногорска и Зеленограда.

«Всю свою жизнь мне было проще общаться с животными»

-2

- Скажите, когда вы поняли, что ваша судьба – стать ветеринаром?

- В семье, где я родилась, жила собака: восточно-европейская овчарка по имени Санда. Собака была очень умная и уже взрослая, она с невероятным терпением и тактом относилась ко мне и моей младшей сестре. Мы начали ходить, держась за её хвост, спали, обняв её, пытались есть из её миски. Когда Санда умерла, мне было 7 лет. У нее была онкология, которую тогда не умели лечить. Я не помню событий того дня, но помню его настроение. Это была трагедия для всех нас. Возможно, потребность спасать жизни появилась тогда. Всю жизнь мне было проще общаться с животными. С людьми я была очень скована. А животные были мне понятны и я понятна им. В деревне, где мы проводили лето, всегда паслось большое стадо телят, и наша детская компания тусовалась с ними. Мы болтали, привалившись к их спинам, когда они отдыхали, таскали им из дома хлеб, плавали в озере, куда телята приходили на водопой. Самой большой проблемой было уберечь от них одежду.

Помню как я рыдала, когда телёнок буквально всосал в себя мою кофту. Мы вчетвером пытались отнять её, но спасли только рукав. Рыдала я не из-за потери кофты. Боялась, что у телёнка она застрянет в желудке.

Вокруг меня всегда были животные. Кошки и котята, бездомные собаки, рыбы, лягушки и тритоны, змеи, птицы. В 12 лет появились лошади. Я училась в художественной школе, и у меня никогда не было проблем с выбором темы. Я всегда рисовала лошадей.

Екатерина Рачинская
Екатерина Рачинская

Однажды на Новый год родители сделали мне подарок. Это была книжка. Довольно невзрачная. На мягкой обложке были нарисованы лошади и написано: «О всех созданиях, прекрасных и удивительных». Я сразу открыла книгу и… закрыла её только утром, когда она закончилась. С тех пор я искала книги Джеймса Херриота везде и перечитала их все. Я много читала о животных. Правильнее сказать: я всю литературу о животных, доступную советскому ребенку в доинтернетовскую эпоху, знала наизусть. Но эти книги стали решающими. Я теперь твёрдо знала, кем буду, когда вырасту.

«Общение с владельцами – самая большая трудность»

-4

- Как складывался ваш путь в профессию?

- Легко сказать, но сделать оказалось намного труднее. В Москве образование ветеринарного врача получить можно было в двух ВУЗах, но только диплом ветакадемии давал право работать в лечебной сфере. А конкурс там был для москвичей - 12 человек на место! Потому что основную часть студентов набирали из областей просто по собеседованию, наивно рассчитывая, что они потом вернутся в свои совхозы развивать сельское хозяйство. Учиться было трудно, так как учить нас особо никто не хотел, учебники были сплошь про крупный рогатый скот, а время было очень голодное. Поэтому я начала подрабатывать. Клиник для мелких домашних животных тогда было очень мало; в основном, врачи приезжали на дом. Информации не было вообще. Ведь интернет тогда ещё не вошёл в нашу жизнь. Книг переводных не было. Варились в собственном соку и учились на своих ошибках.

Сейчас работа врача совершенно изменилась. У нас есть всё для постановки диагноза; оборудование и технологии, доступные в гуманной медицине, доступны и животным. Объем информации в профессии огромен, и врачи уже не могут совмещать в себе все направления, хотя у нас по-прежнему нет специализаций как у медиков. Студент, заканчивая вуз, получает диплом ветеринарного врача и может, по идее, лечить всех - от мухи до слона от всех болезней. На деле же каждый ветеринарный врач выбирает специализацию, углубляется в неё и учится всю свою жизнь. Разумеется, если преодолеет самую большую профессиональную ловушку.

- Какую?
- Дело в том, что 99% школьников идет в профессию ветеринарного врача потому, что с животными им общаться проще, чем с людьми.
И думают, что их работа будет связана именно с животными. А на деле нам приходится работать с людьми, потому что ни кошки, ни собаки сами в клинику не приходят, их приносят владельцы. Общение с владельцами - самая большая трудность для начинающих ветеринарных врачей. Те, кто понимает это и учится коммуницировать, остаются в профессии, остальные уходят.

«Ветеринарию развивают владельцы пациентов»

-6

- Возвращаясь в 90-е, когда вы начинали работу. Как сильно за эти десятилетия поменялись ветеринария и культура ухода за питомцами?

- Если автор книг о сельском ветеринаре Джеймс Хэрриот был счастливым свидетелем революции в ветеринарии, которую совершили антибиотики, то моё поколение врачей в России стало не просто свидетелем, а актором другой революции. Раньше врач в работе основывался на собственном опыте или на опыте своего учителя, а сейчас мы основываемся на результатах анализа больших данных и рандомизированных исследований. Произошло это благодаря расширившимся возможностям общения и доступу к научной информации. Появился интернет, появилась возможность обмена опытом с зарубежными коллегами.

В начале 90-х в аптечке ветеринарного врача было три-четыре препарата, набор для ушивания ран и спирт. И еще гомеопатия и прочие «фуфломицины», то есть препараты, эффективность которых не доказана. Те из преподавателей, кто имел свою практику среди мелких домашних животных (собак и кошек), не передавали знания, а наоборот, всячески их скрывали, боясь конкуренции. Информации и у врачей и у владельцев было очень мало. Поэтому эффективно лечить было невозможно. В основном занимались профилактикой.

-7

Всё изменилось, когда в нашей профессии появился ряд людей, которые думали иначе. Они хотели точно знать, что происходит с пациентом, ставить верные диагнозы, назначать эффективное лечение. Уважать себя за профессионализм и к коллегам относиться именно как к коллегам, а не как к конкурентам. Первопроходцем был Митин Владимир Никифорович. Он был изначально медиком и работал в Онкологическом центре. На базе их вивария создал одну из первых коммерческих ветеринарных клиник, откуда вышла целая плеяда выдающихся докторов и где совершались революционные по тем временам вещи.

Начали проводить конференции, куда приезжали ведущие специалисты из различных отраслей. Потом те, кто мог переводить научную литературу, стал делиться информацией и мы учились постоянно и с огромным энтузиазмом. Параллельно шло просвещение владельцев животных. Появился запрос от них на грамотную диагностику и лечение. Я безмерно благодарна нашим клиентам, которые любят своих питомцев и хотят для них такого же уровня медицинской помощи, как и для людей. Это они развивают ветеринарию в нашей стране!

Денис Рачинский, ветеринарный,ортопед и невролог ВЦ "Раденис", эксперт Национальной ветеринарной палаты
Денис Рачинский, ветеринарный,ортопед и невролог ВЦ "Раденис", эксперт Национальной ветеринарной палаты

В 2011 году мы с супругом открыли свою клинику с тем же посылом. Чтобы в нашем городе (мы жили тогда в Солнечногорске) людям была доступна качественная ветеринарная помощь. Со временем мне пришлось уйти на административную работу. Но я знаю, что сейчас я помогаю своим пациентам гораздо эффективнее, благодаря моей команде профессионалов!

Запрос на интеллект

-9

- Менялась ли на ваших глазах мода на породы собак и кошек? Что можно сказать о сегодняшних тенденциях?

- Менялась и мода на породы, совершенно изменилась культура содержания собак и кошек. Если в 90-е люди заводили в основном крупных собак с внушительной внешностью, а в начале 2000-х они сменились гламурными декоративными собачками, то сейчас идет запрос на интеллект. Все больше и больше людей начинает заниматься различными видами активного времяпрепровождения или спорта с собаками, хочет знать, каково видотипичное поведение их питомца, старается сделать их жизнь полной и счастливой.

Область интересов Екатерины Рачинской включает в себя спорт с собаками
Область интересов Екатерины Рачинской включает в себя спорт с собаками

Одной из самых популярных пород стали бордер-колли. Второй тренд – предпочтение метисов и «усыновление» бездомных собак. Вопреки популярной обывательской теории о том, что собаки и кошки благодарны за спасение, реальность сложнее и ставит перед людьми, решившимися на такой шаг, сложные задачи. Собаки, подобранные с улицы, если только это не совсем маленькие щенки, имеют различные нарушения социализации, с которыми надо работать. Иногда на протяжении всей жизни собаки. Очень радует, что волонтёры и владельцы таких собак не только сами учатся, но зачастую становятся проводниками знаний и передают их другим людям.

- С какими животными к вам обычно приходят? Были ли у вас какие-то экзотические пациенты?

- У нас клиника по работе с мелкими домашними животными. Это в основном кошки. Примерно у 70% семей есть в доме кошка. Затем идут собаки. Намного меньше, но все равно значимое количество грызунов и птиц. Наш стоматолог - Наталья Валентиновна Корнилова - много работает с дикими и зоопарковыми животными, среди которых - медведи, тигры, леопарды, обезьяны. Недалеко от нас есть частный приют для больших кошек. Это инвалиды, списанные и отобранные из контактных зоопарков большие кошки. Они регулярно приезжают в клинику. При работе с дикими животными нужны серьезные меры безопасности для персонала. Все манипуляции проводятся под седацией или наркозом.

«Случай, который врезался в память всем»

- Поделитесь, пожалуйста, наиболее запомнившимися случаями из Вашей практики.

- Работа ветеринарного врача наполнена эмоциями. И далеко не всегда положительными. Дело в том, что по закону животное - это имущество владельца. И владелец определяет, лечить животное или нет. Зачастую исходя не из интересов пациента, а из своих финансовых возможностей или из своего видения ситуации. Это очень сложно принять. Я знаю человека, прекрасного врача, которая ушла из профессии после того как ей не удалось убедить владельцев собаки с заворотом желудка в том, что их питомец нуждается в срочной операции. И они уехали, забрав собаку домой. Врач знала, что животное испытывает чудовищную боль и без операции погибнет, промучившись ещё несколько часов, но ничего не смогла сделать.

-12

Мы в нашей клинике столкнулись с одним случаем, который врезался в память всем. Молодой мужчина принес умирающего кота. Кот был избит до такой степени, что на нём буквально не было живого места. Владелец признался, что это сделал он, так как кот уже в который раз написал ему в обувь. Он трясся и рыдал над умирающим котом, не понимая, как это получилось. Он был уверен, что кот предал его – ведь его подобрали маленьким котенком, растили и любили. И учили не пачкать обувь. Как умели – то есть тыкали носом в лужи и кучи… И вот ты смотришь на это и понимаешь, что на твоих глазах происходит последний акт трагедии межвидовой коммуникации. Кот просто хотел договориться со страшным агрессивным человеком, но, поскольку речи у него нет, договаривался он по-кошачьи, с помощью запахов. Специально для зоозащитников скажу, что мы пытались подать заявление в полицию по этому факту жестокого обращения с животным. Но у нас его не приняли.

Задача врача за время приёма животного - сделать владельца своим союзником и начать вместе действовать против болезни, но это не всегда получается.

-13

- А трогательные истории были?

- К счастью, людей ответственных и любящих своих питомцев гораздо больше. Однажды нам подбросили кошку. Предварительно запихнули её в плотный брезентовый мешок и кинули в урну около клиники. Живую. Поражённые такой жестокостью, мы попросили зеленоградских новостной портал написать об этом случае и стали искать кошке новых владельцев. Вскоре за кошкой приехал мужчина и забрал её. Оказалось что это супруг редактора новостей, который не смог остаться в стороне. К слову, кошка живет в их семье уже много лет и ее обожают.

Я помню бабушку из глухой деревни в Тверской области, которая дозвонилась до нашей клиники, а также мобилизовала детей и внуков для того, чтобы её кота доставили из заснеженной лесной деревни к врачу и оказали ему помощь. Женщину, подобравшую у магазина сбитую машиной дворняжку. Она буквально вытянула пса с того света, ему сделали несколько сложнейших операций, прошли курс реабилитации, создали условия для комфортной жизни. Таких людей очень много, и их отношение к питомцам вызывает огромное уважение.

«Многие удивляются, что за лечение нужно платить»

- Сталкивались ли вы с определёнными мифами и стереотипами о ветеринарах?

- Наше общество, воспитанное на книжке «Айболит», действительно имеет некоторые иллюзии по поводу ветеринарии. Многие люди очень удивляются, что за лечение надо платить. Хотя сейчас платной является вся ветеринария, в том числе и услуги государственных служб. А уж если дело касается подобранного с улицы животного, то тут практически каждый считает свою миссию выполненной, если он доставил животное в клинику. Остальное должны делать врачи. Ведь они спасают жизни! У людей в голове не укладывается, как можно спасать жизни за деньги.

-14

Между тем, ветеринарная клиника – очень затратное мероприятие. Оборудование для ветеринарии нужно такое же, как и для медицины, только стоит оно дороже, так как ветеринария не освобождена от уплаты НДС. Препараты и расходные материалы те же. За помещение надо платить арендную плату. Врачи так же учатся 5 лет и потом ещё всю жизнь. Все курсы, конференции, мастер-классы - платные. Для ветеринарного врача его профессия – единственный способ заработать на жизнь, как и для учителя - преподавание, а для пилота пилотирование воздушных судов. Поэтому он должен получать деньги за свою работу.

-15

Вторая очень серьёзная проблема заключается в том, что лечение - как животных, так и людей - приравнено у нас сейчас к услугам. Это парадокс. Врачевание не имеет ничего общего с тем, что общество вкладывает в понятие «услуга». Биологические организмы очень сложные системы, и далеко не всегда протоколы лечения срабатывают на 100%. Заболевания развиваются по своим законам, и иногда отсутствие отклика на определённую терапию является очень ценным диагностическим признаком, а люди считают что врач «не справился» и уходят.

Из-за отсутствия уважения к врачам и подспудного ожидания «волшебной таблетки» происходит множество неприятностей. Люди считают, что врач осознанно навредил пациенту или проявил халатность, зачастую не понимая тяжесть состояния своего питомца и трудность стоящей перед врачом задачи. Это делает работу врача крайне травматичной и не способствует её популярности. В отрасли наблюдается постоянный кадровый голод.

Наталья Корнилова - ветеринарный стоматолог ВЦ "Раденис,", также занимается дикими и зоопарковыми животными
Наталья Корнилова - ветеринарный стоматолог ВЦ "Раденис,", также занимается дикими и зоопарковыми животными

– Какой совет вы могли бы дать владельцам домашних животных?

- Сейчас по любому вопросу мы заходим в интернет, чего там только нет! Хочется посоветовать владельцам животных: во-первых, находить грамотные источники информации и узнавать о потребностях животного до того, как вы его завели. Стараться выбирать те публикации, которые создают профессионалы и которые основаны на научном подходе. Понимать, что домашний питомец – живое существо, причем совершенно на нас не похожее. Что оно может заболеть и будет нуждаться в лечении. И заранее рассчитывать свои силы.

-17

Знать: то, что мы зачастую принимаем за старость - например, снижение активности или потерю интереса к игрушкам - является признаком боли и требует вмешательства врача. Стараться больше узнать о своем четвероногом или пернатом друге, ведь это очень интересно! И помнить, что животное не может попросить о помощи, только ваше внимание и ваши знания являются гарантией его качественной и долгой жизни.

Все фото предоставлены Екатериной Рачинской.