Найти тему

Развенчиваем миф о «норме» и «патологии» и о том, что мой малыш не такой

В этой статье хочу рассказать об обсуждаемой сегодня теме детей с особыми возможностями здоровья и как это повлекло всплеск тревожности у родителей относительно «нормальности» их ненаглядных.

Безусловно, существуют некие общие представления о развитии ребенка из серии: в год должен пойти и сказать первое слово, в два – знать основные цвета и собирать пирамиду. Однако это всё НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! Ни в коем случае не призываю игнорировать проблемы, которые вы заметили, и скрывать от специалистов. Хочется лишь обратить внимание на то, что родительство стало походить на соревнование, в котором заботу и любовь семьи оценивают по продуктивности ребёнка. Проще говоря, чем больше поделок у малыша, тем лучше его воспитывают мама и папа.

Наверное, каждую маму внутри слегка коробит, когда «у Тани из соседнего подъезда малыш в три года умеет и читать, и считать, и петь колоратурным сопрано». И здесь нужно остановить себя от попытки поскорее обучить своё чадо всему на свете. Каждый развивается в своём темпе. Это первое. И второе, какой критерий успеха вы ставите себе как родителю? После каких достижений своего ребёнка вы с уверенностью скажете: «Я – хорошая мама (папа)»? Ни три высших образования, ни огромная зарплата, ни отсутствие вредных привычек не приближает человека к ощущению собственного счастья. А ведь именно это критерий правильности пути.

Возможно, ваш ребёнок не совершит подвиг, не изобретёт лекарства от рака и не напишет бессмертный роман, а будет просто хорошим, честным и добрым представителем самой обыкновенной профессии, и это не должно делать его несчастным. Уметь радоваться тому, что есть, ставить не грандиозные, но выполнимые цели – сейчас потеряли всякую ценность. Только громадное, блестящее и всеми признанное имеет значение. В этот информационный водоворот попали мы, взрослые, и туда же тянем детей.

В попытке реализовать на себе инстаграмную картинку успеха, мы пытаемся и детей оценивать по шкале эффективности и продуктивности. Хотя дети ещё, к счастью, вне этих критериев. Неужели материнское счастье и успех исчисляются поделками, выученными стихами и прочим? Неужели умение читать обеспечивает понимание и усвоение полученной информации? Нет. Просто это очень осязаемо, исчислимо.

Как дефектолог (олигофренопедагог) и психолог ответственно хочу сказать, что ребёнку без ярко выраженных нарушений не требуются развивающие занятия, сенсорная интеграция, обучение по системе Монтессори, потому что дети без нарушений развивают себя сами! Очень многому дети учатся самостоятельно, просто повторяя за взрослыми. Когда они ходят по бордюрам, прыгают, перепрыгивают, встают ногами на качели, они – развивают крупную моторику. Когда плещутся в луже, играют с песком, перебирают на дороге камушки, ломают сухие ветки – развивают мелкую моторику и обогащаются сенсорным опытом. Когда вместе с родителями ходят в гости или встречают гостей, посещают поликлинику, едут в автобусе или стоят в очереди на почте, дети узнают о социальных ролях, профессиях. Они очень наблюдательны и позже обязательно обыграют свой опыт со сверстниками. Общаться дети учатся не в детских садах, а также наблюдая за взрослыми. Позже они пробуют также налаживать контакт с ровесниками. В этом вопросе, очень важно не вмешиваться взрослым без крайней необходимости.

Современная система образования вынуждает родителей всё больше обращать внимание на заслуги и достижения детей, в то время как до 7 лет ребёнок развивается в игре. Он постепенно проходит стадии овладения игрой и через неё развивается мышление, память, внимание, воображение, речь, моторика. Однако, после игры в больницу или магазин нельзя найти ни нового умения, ни навыка, ни поделки. Однако остался опыт. Опыт социальной роли продавца, покупателя, больного или врача. Без овладения этим огромным пластом знаний ребёнок семи лет просто не выдерживает ограничений школы: у него снижается познавательный интерес, портится дисциплина, и как следствие падает успеваемость, так значимая для семьи.

Как итог, хочу призвать родителей побольше играть со своими детьми, заниматься домашними хлопотами вместе, оставить попытки привить любовь к науке и искусству и просто позволить детям наслаждаться детством. Безопасная среда и самоконтроль – это лучшие средства для воспитания полноценных и счастливый людей.

Однако, если опасения о «нарушениях» у ребёнка не дают покоя, то на что точно стоит обратить внимание родителю, так это на свой комфорт рядом со своим чадом: если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию и не можете никак повлиять на поведение своего ребёнка – это значит нужна помощь специалиста. Ходить по частным специалистам – дорого и ненадёжно (потому что многие заинтересованы в навешивании диагнозов для продажи своих услуг), поэтому ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) поможет найти путь для решения проблем. Членам этой комиссии совершено не хочется портить себе статистику и наговаривать на ребёнка. Принудить родителей к чему-нибудь они тоже не могут. Они просто напишут рекомендации и, возможно, подскажут какого-нибудь конкретного педагога или психолога для решения ваших трудностей.