Найти в Дзене

Volkswagen Passat & Jetta - дизельгейт. Как VW забил на экологические нормы и поплатился за это.

Те, кто следят за моим каналом уже долгое время знают моё отношение к экологической повестке в автомобильной тематике. Если нет – то кратко обрисую её: переход на электромобили несёт за собой куда больше вреда, чем эксплуатация нынешних бензиновых и дизельных автомобилей. Если бензиновый – это понятно, то с дизельным топливом дела обстоят куда интереснее.

По сути своей, дизель – это тот же керосин, но обладающий коричневым цветом и значительным количеством парафина. В отличии от бензина, ДТ не испаряется, горит плохо и замерзает на холоде. На заре нефтепромышленности, его просто сливали как ненужный отход. Только потом дошло, что его тоже можно использовать в качестве топлива.

а ещё вин дизель — это весьма отличный актёр

На моменте, когда я сказал, что дизель использовали как отход нефтепромышленности – многие уже могли прикинуть к чему я клоню. Экологи и всякие европейские страны с пеной у рта доказывают, что ДТ является чуть ли не дьяволом во плоти. Самое интересное – что я знаю, откуда растут ноги из этой пятой точки. Дизельный Volkswagen Passat и Jetta, друзья.

Фольксваген стали ставить дизельный мотор на свои машины ещё с 51-го года. На Фольксваген Жук, который только-только начал производиться значительным тиражом решили, эксперимента ради решили поставить дизельный мотор. Угадайте, как называлась компания, которая засунула этот двигатель в Жука? Правильно, Порше. Всего сделали два прототипа с мотором 1,3 литра. Одну, правда, угнали и довезли до Швейцарской границы, где и бросили.

Дизельный Жук в музее Порше.
Дизельный Жук в музее Порше.

Эксперимент с жуком на дизеле получился не самым удачным – он тарахтел, вонял, гремел и вообще не разгонялся. Поэтому, на этих двух машинах программу и свернули. До 21-го века.

В 2005-м году, добрая половина проданных европейских фольксвагенов обладала дизельными моторами. По сравнению со старыми движками из начала 50-ых, современные дизеля обладали турбонаддувом, прямым впрыском и были значительно экономичнее бензина. В конструкцию моторов мы лезть сегодня не будем, как-нибудь в другой раз. Просто примите как факт, что моторы на ДТ были лучше бензиновых по экономичности. И их даже устанавливали на прототипы болидов в гонках 24 часа Ле-Манна, выиграв около 9 гонок.

Audi R10 TDI - дизельный болид.
Audi R10 TDI - дизельный болид.

Теперь, переносимся в Америку начала 10-ых годов. На тот момент, одним из самых продаваемых автомобилей является гибридная Toyota Prius – идеальный компромисс между экологией и привычным автомобилем. Он настолько полюбился стране, что на него заменили все машины такси в Нью-Йорке. А для Фольксвагена, подобный конкурент был как кость в горле, ибо они очень хотели попасть на рынок Штатов. На тот момент, дизель у штатских прочно ассоциировался с огромными грузовиками, которые извергали из своих труб чёрный дым и очень сильно воняли по округе. И покупать такой автомобиль они не решались. Поэтому, им пришлось играть, простите за шутку, по-чёрному.

-4

Дизель, за счёт своей эффективности, извергал куда больше остатков продуктов горения, чем бензиновый мотор. На подобные остатки активно ругалось экологическое природоохранное агентство, они же ЭПА. Поэтому, для продажи пришлось немного переделать мотор. Новых двигателей было три: 1,2 литра, 1,6 литров и 2,0 литра. Делали их с упором на максимальную дешевизну, лишь-бы уделать Приус. Только они упустили из виду тот момент, что к моменту выпуска новых моторов, экологические стандарты ужесточились. Спрашивается: как пройти подобный стандарт и получить сертификацию? Мухлевать.

Инженеры Фольксваген вшили в блок управления систему «Определения теста». Знаю, звучит не понятно. Сейчас объясню.

Когда автомобиль испытывают на экологичность, то его загоняют на стенд, заводят, раскручивают до необходимых оборотов и замеряют итоговое количество выбросов. За рулём, при этом никто не сидит. Инженеры научили свои автомобили определять, когда она находится на испытаниях. Когда автомобиль это понимал – он урезал всё, что только можно, лишь-бы уложиться в требуемый стандарт. Они презентовали подобную технологию начальству. Они были в восторге и дали добро на то, чтобы оставить эту систему. Когда новый Volkswagen Jetta загнали на стенд испытаний в США, он показал просто великолепный результат по выбросам. Настолько великолепный, что в 2009-м году, эко-активисты присудили ему титул «Самый экологичный дизельный автомобиль». А там, где радуются активисты всегда найдутся особо дотошные люди.

Jetta 2009-го года.
Jetta 2009-го года.

В конце 2012-го года, пара студентов и профессор института западной Вирджинии получили грант на изучение выхлопа дизельных автомобилей в условии города и получили в своё распоряжение 15 автомобилей разных марок. Установили на них специальное оборудование и помчались по автострадам. Цель исследования была проста – доказать, что за дизелем будущее, и это самый экологичный вид двигателя внутреннего сгорания. Когда в 2013-м году они стали изучать результаты, то с логичным вопросом они посмотрели в сторону Фольксвагена, мол, ребят, а почему ваш пассат превышает нормы в 20 раз, а джетта и того в 38? Какова была реакция головного офиса? А её не было. Фольксваген просто отмолчались.

Когда появились результаты исследования, зашевелилось ЭПА и КСВР (Калифорнийский совет воздушных ресурсов). Этот тандем провёл своё собственное расследование и ткнул в Фольксваген результатами. Джетта и Пассат действительно превышали нормы, но, когда их загоняли на стенд, происходило чудо и мотор работал в пределах доступного. Фольксваген извинились и отозвали машины для изменения прошивки. В 2015-м году, обновлённый Пассат снова загнали на стенд испытаний, и… Он их провалил с треском.

Volkswagen Passat 2012-го года на дизеле.
Volkswagen Passat 2012-го года на дизеле.

Экологи агрессивно посмотрели на Фольксваген и сказали им примерно следующее: либо объясняете, что с вашими тачками происходит, либо вы у нас больше не продаётесь. И только в этот момент они признались в своих нечестных методах. Началось зарево такого масштаба, что многие спутали это с рассветом и добралось даже до Европы. Главу Фольксвагена заставили уйти со своего поста, а главного менеджера вовсе арестовали в аэропорту Майами.

Общие потери концерна на этом скандале составили порядка 35 миллиардов долларов. Из-за гигантских расходов, они закрыли все свои гоночные команды. Но самый прикол был в том, что мухлевали на тестах не только Фольксваген. После скандала, на подобном попался Мерседес. Потом – попался уже Jeep. В 2021-м году, оштрафовали уже БМВ. И все они мухлевали именно на дизельных моторах. И это лишь малая часть этого скандала. В последствии, значительно упали продажи дизельных машин по всему свету. Европейские города стали вовсе запрещать въезд в центр города на дизельных моторах, а новые машины перестают оснащать дизелями.

Всё это - дизельные автомобили, которые Фольксваген оставил гнить после скандала.
Всё это - дизельные автомобили, которые Фольксваген оставил гнить после скандала.