Да и соответствие процесса работы направлению кружка - тоже может подкачать. Направление - на то оно и направление, чтобы меняться... какая занятная игра слов!
Занимаясь кружковой творческой деятельностью с детьми с особенностями развития, педагоги нередко с сожалением отмечают для себя, что те направления, по которым собственно и работают эти кружки, многим "таким" детям не то что неинтересны или не нужны, а даже пугают и раздражают. Да просто порой не подходят по возрасту или по уровню развития физических и умственных способностей.
Звучит странно?
Ну, для нормального человека и педагога - да! Логично, что вменяемый родитель или воспитатель не отправит неговорящего ребенка в кружок чтения скороговорок, полуторагодовалого малыша - на резьбу по дереву, а ребенка с глубоким УО - на модную нынче ментальную арифметику.
А вот в нашем социальном спецучреждении для детей с ОВЗ - таких принципов не придерживаются… и отправляют во все существующие у нас кружки всех-всех детишек, которые приезжают к нам в стационары на трехнедельную смену. Даже если ребенок не понимает обращенную речь, вообще не идет на контакт с чужими людьми, кричит и плачет, не осознавая "где он и кто он".
Ну, понятно, основная цель - "забить" расписание почернее, чтобы сопровождающий родитель был доволен. Т.е. чтобы ребенок не пребывал в стационаре без дела, а был постоянно чем-то занят, еще и с пользой.
Уж не знаю, какая польза будет кричащему аутичному двухлетке, утекающему под стол, занятия по оригами или квиллингу, если он даже тронуть не может кусочек бумаги и в страхе отпрыгивает от него, как кот от огурца в одном из роликов-приколов…
Да и сомневаюсь, что педагог из кружка оригами (один из моих кружков, кстати) обязан враз вырвать из ребенка страх перед бумагой и мгновенно превратить его в безграничную любовь к творчеству из этой самой бумаги. Тут ведь прежде должны поработать медики или хотя бы психолог, чтобы ребенок был готов хоть как-то "принять" это занятие.
Увы и ах, систему не поменяешь. Ни я, ни мои коллеги (кружковые педагоги) никто не волен решать, годен тот или иной ребенок для занятий в каком-либо кружке или нет. Всем и всё, необучаемых нет, ищите подход, выжпедагоги, а то мама напишет жалобу куда-нибудь. О, нет, наверное, на свете ничего более вечно-крутящегося, как эта система!
А что она несёт?
Ну, на реальном примере это было так!
Мальчик Р.
Пришел однажды трехлетний мальчик Р. (с тяжелыми ментальными нарушениями) на занятие по театральному творчеству.
Тема урока - настольный театр и постановка мини-сказки с резиновыми игрушками. В тот раз это был "Теремок" (по программе - в каждой смене должен быть хоть один "Теремок")!
Конечно, многие детки из подгруппы не то чтобы прямо "играли спектакль", но хотя бы "тук-тук" произнести могли, пусть и не очень внятно. Ну и двигать игрушки в нужном направлении по ходу рассказа педагога - тоже как-то получалось. Да и сама атмосфера среди собравшихся вокруг стола людей выглядела очень мило и семейно.
В принципе, урок бы мог проходить довольно сносно, если бы не этот мальчик В., который вопил и визжал так, как будто видел в окне целую толпу реальных гигантских медведей, которые ходили по городу и давили дома…
Ну и? Объективно: ребенок, придя в театральный кружок, собственно ТЕАТРАЛЬНОЙ деятельностью занимается или просто кричит-надрывается?
Ладно, занятие идет дальше
Моя ответственная коллега не привыкла бросать дело на полдороге, поэтому она не вывела орущего мальчика В. к маме в коридор, а продолжила занятие, попутно выискивая подход к ребенку и стараясь убрать ор (чтобы другие дети всё же слушали сказку, а не визги), и, по возможности сделать это "бесконтактным" способом (чтобы еще больше не взвинтить мальчика нежеланным прикосновением).
Протягивает ему игрушку-персонажа (на, мол, тоже с нами играй). Мальчик В. - швыряет ее на пол и снова кричит. Коллега протягивает другую игрушку - та же история.
Наконец, мальчик В. вырывает (сам) еще одну игрушку (зайца) у девочки (соседки по столу) из рук. Благо, девочка спокойная, не закричала, в драку не пустилась, а просто вытащила себе из коробки еще одну игрушку (собачку).
Ну и педагог быстро сориентировалась и поняла что в сегодняшнем прочтении сказки - в Теремке, кроме традиционных жителей, появится еще собачка.
Кто-то думает, что мальчик В. отнял у девочки зайку, чтобы сыграть в спектакле его роль? Как бы не так!
Просто у резинового зайки - очень уж удобная форма, чтобы держать в руке, да и ушки длинные… Ну а мальчик В. сжал зайку - и в рот! Омномном! Омномном! Как соску-пустышку!
Хотела было педагог забрать и что-то сказать - да остановилась… Оглянулась на меня и говорит:
- А, ладно, пусть наяривает! Зато тишина, вишь какая! Мммм, красота!
И действительно, почему бы нет? К тому же, все игрушки обрабатываются после каждого урока, так что вопросов тоже нет! Да и привыкла уже коллега, что её кукол регулярно "едят и муслякают".
Ну и? Объективно: ребенок, придя в театральный кружок, собственно ТЕАТРАЛЬНОЙ деятельностью занимается или игрушку насасывает?
И так до конца урока…
А ведь, заметим, по бумагам и отчетам - всё красиво вышло! Ребенок во время курса посещал театральный кружок! Ого, это вам не баран чихнул! Раз уж он даже "актерской деятельностью" занимался, то кто ж ему помешает и в школу потом пойти - обычную, общеобразовательную…
Мальчик С.
А этот ребенок уже "проявлял себя" в моем кружке оригами.
Мальчику С. - тоже 3 года, те же нарушения, такое же примерно поведение и такой же уровень развития каких-либо навыков, как и у мальчика Р. (обращенную речь не понимает, к контакту практически недоступен и весьма агрессивен).
Кто-то удивится: какое ему наффик оригами? Аааа, нельзя так говорить! Если надо - значит надо!
Валики
На мои занятия оригами приходят разные ребята. Многие из них по своим физическим возможностям не всегда способны хорошо и крепко сгибать бумагу, силы нажима нет, не могут ребята придавливать сгиб пальчиками и разглаживать.
В таких случаях можно использовать линейку или угольник (надавил на сгиб - и "поехал"), а я в этом деле использую деревянные валики.
Не знаю точно, откуда они появились, но когда я пришла сюда работать, эти валики в кабинете уже стояли, только ими никто не играл (может и не знали, для чего они).
Обычные такие валики, длиной максимум 10 см, а диаметром - с черенок от лопаты (даже подозреваю, что в своё время, лет …дцать назад их и наделали из черенка, может быть, для какой-нибудь игры, и, разумеется, подшлифовали).
Но для занятий оригами с детьми - валики оказались очень кстати! Ведь сгиб бумажного листа можно не только зажимать и заглаживать пальцами или задавливать линейкой, его можно еще и… закатывать! Да-да, этим коротеньким, гладеньким и весьма безопасным валиком! Как скалочкой по тесту! Вооот, не только бумажную фигурку складываешь, а еще и полезное упражнение для рук и пальцев одновременно выполняешь!
Ах да, мальчик С. - на "оригами"!
Привела его мамочка, посадила за стол и сразу убежала, сказав:
- Я пойду, всё равно он СО МНОЙ заниматься не будет!
"Так он и БЕЗ вас - тоже не будет", - думаю про себя… И, конечно, не питаю напрасных надежд на то, что С. заинтересуется искусством оригами. К тому же, бумагу он еще на предыдущем уроке (ИЗО у коллеги) не признал и сбросил.
Но мальчик С. - всё же заинтересовался… валиком!
Взял его со стола, проникновенным взглядом посмотрел на него и… словно влюбился. Улыбнулся и стал нежно и бережно катать его между ладонями: раз-два, раз-два.
И не оторвешь его от этого дела! Буквально прикипает! Пыталась аккуратно забрать валик и всё же обратить его внимание на поделочки - нет, не получается… сразу краснеет, вдыхает побольше воздуха, чтобы заорать, а то и впивается мертвой хваткой и не отдает валик…
А когда он начинает перекатывать валик в руках, он перестает кричать, хныкать, глазки - "соловеют", и вообще, С. будто бы входит в транс и даже что-то себе там напевает…
И может вот так сидеть с валиком долго-долго! Покатает-покатает, потом положит на стол, похлопает сам себе, а потом снова берет в руки и снова катает…
Хорошо, хорошо, подход-то практически найден! Но… ребенок же НЕ ОРИГАМИ занимается в кружке оригами!
Так и говорю заведующей!
А она мне:
- Да и ничего страшного! Не хочет бумажки складывать - так пусть сидит себе катает, зато не нервничает. И маме спокойнее. Не переживай, всё супер!
Может быть… Только вот от этого "супера", если честно, никакого морального удовлетворения, а только ощущение полной бесполезности нашего труда…
Печально. Пойду, наверное, тоже валик покатаю между ладонями, а вдруг "озарение" какое снизойдет?
А Вам, дорогие читатели, желаю всегда получать от своего труда и удовлетворение, и отдачу.