На днях один экскурсовод сказал мне «Я, конечно, не до конца разобралась, но...». Для экскурсовода это, конечно, странно. Но хорошо, что я просто любитель! И вот почему)
В Переславле-Залесском от одного гида узнала, что «Спасо-Преображенский собор – первая белокаменная постройка на Руси». Другой гид на мои сомнения позже поправил – «в Северо-Восточной Руси». Дело в том, что я думала, что белокаменные соборы пришли к нам из Великого Новгорода и Пскова. Я ошибалась.
Краткая (вольная) история появления белокаменного строительства на Руси
– Древние соборы Великого Новгорода и Пскова построены не из белого камня, а из плинфы – это такие своеобразные прародители кирпичей. И не важно, что стены белые – не каменные же.
– Соборы Великого Новгорода и Пскова, как и более поздние постройки Владимиро-Суздальской Руси, созданы по типу крестово-купольного храма. Именно поэтому они похожи внешне – а я и рада перепутать.
– Юрий Долгорукий, с которого белокаменное строительство и началось, говорят, был не в ладах с тогдашними правителями и Киева, и Великого Новгорода. Поэтому во вновь основанные города позвал мастеров из Галицкого княжества. Тогда и стали тесать белый камень и строить из него соборы.
– Первым из белокаменных соборов Долгорукого стал Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. И именно отсюда пошло то самое белокаменное зодчество, за которое так любят Владимир и Суздаль.
– А соборы Галицкого княжества до нас не дошли.
Выходит, что Спасо-Преображенский собор может и не первый белокаменный на Руси, но зато точно первый из сохранившихся. Но это не точно, я все еще до конца не уверена)
Занимательно вот еще что: белокаменные памятники Владимира и Суздаля включены в список ЮНЕСКО как единый комплекс из восьми построек, а вот Спасо-Преображенский собор – нет. Хотя как будто и считается самым ранним представителем!
Посравнивать – соборы Новгорода (фото из Википедии, потому что сама я там не была, вот и не знаю, что они не белокаменные на самом деле). Они, конечно, в разы больше Переславского богатыря, но общие черты проследить можно, согласитесь?
Кто и зачем «рисовал» на Спасо-Преображенском соборе?
Спасо-Пребраженский собор в Переславле-Залесском строили на территории Северо-Восточной Руси первым из белокаменных. Строить из белого камня сложно – каждый нужно вручную обтесать, чтобы встал ровно – то еще удовольствие, вероятно.
На стенах собора можно найти множество разнообразно начертанных крестов. Предполагают, что эти символы – своеобразные «автографы» зодчих, которые обтесывали эти камни. Представь, тесал ты камень, тесал несколько дней (интересно, кстати, сколько?) – конечно, хочется сделать отметку. Причем некоторые кресты изображены вверх ногами – вероятно, сначала мастер сделал отметку, а потом камень уже положили в кладку.
Но на соборе есть не только кресты.
Среди граффити можно найти надпись об убийстве Андрея Боголюбского и список имён его убийц. Это, между прочим, считается древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси.
Почему надпись здесь, в Переславле, если Боголюбский правил во Владимире, а погиб в Боголюбове? Ученый Алексей Гиппиус предположил, что текст на главных храмах епархии высекли по велению властей — как сообщение для потомков. Вот такие были СМИ!
На стенах можно найти и другие граффити – монограммы, отметки о смерти Юрия Долгорукого или некой Варвары, обращение Федора к богу. И это лишь часть, которую удалось расшифровать. Впрочем, похожие надписи и рисунки можно найти и на стенах других храмов – никакая это не новинка.
Внутри Спасо-Преображенский собор тоже полностью белый – фрески были утеряны при реставрации 19 века. Несколько святынь хранится в Третьяковской галерее и Государственном историческом музее, поэтому посмотреть внутри собора как будто и не на что. Хорошо, что есть такие интересные стены!