О ранних годах жизни Фёдора Кузьмича сведений нет. Первое упоминание о нём относится к 4 сентября 1836 года: он ехал на телеге через Кленовскую волость Красноуфимского уезда Пермской губернии. Фёдор остановился у кузницы, чтобы подковать лошадь, но его поведение и уклончивые ответы вызвали подозрения у кузнеца, который сообщил о нём властям.
Старец был задержан как бродяга. На его спине были следы ударов кнутом, документов при нём не оказалось. Его дело рассмотрели в суде: он назвался шестидесятилетним Фёдором Кузьмичем Козьминым, не смог назвать своего происхождения. Его возраст не позволял отправить его в солдаты, поэтому, как бродягу, его приговорили к 20 ударам кнутом и ссылке в Сибирь.
С партиеей ссыльных его отправили в Мариинский уезд Томской губернии. По пути Фёдор завоевал симпатию заключённых и конвоиров, проявляя заботу о слабых и больных. Он был единственным арестантом, которого не заковали в кандалы.
Когда партия ссыльных достигла Томска, и Фёдор Кузьмич был отправлен дальше по месту ссылки. Его назначили к деревне Зерцалы, однако он осел при Краснореченском винокуренном заводе, где прожил пять лет. Из-за своего возраста старца не привлекали к тяжёлым работам. Местный казак Семён Сидоров, увидев склонность старца к уединению, построил ему келью-избушку в станице Белоярской.
Получив свободу перемещения, Фёдор Кузьмич начал бродить по деревням Мариинского уезда. Он занимался обучением детей грамоте, Священному Писанию и истории, не беря за это деньги, только пищу. Старца стали почитать за праведную жизнь и обращаться к нему за советами. В это время возникла легенда о его царственном происхождении.
Истории о его связях с императором Александром
Один из казаков, казак Березин, который служил в Петербурге, узнал во Фёдоре Кузьмиче покойного императора.
Казак Антон Черкашин рассказал о встрече местного священника Иоанна Александровского с Фёдором Кузьмичем, который также узнал в нём царя, объясняя это тем, что видел Александра I в Петербурге.
Фёдор Кузьмич однажды сказал: «…Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнётся от того, что будет», что было расценено как свидетельство его связей в петербургском обществе.
Известность заставила старца практически не покидать своей келии. Позднее он переехал в село Зерцалы и поселился в бедной крестьянской семье. Ему обустроили келью в старом овечьем хлеву, где он прожил ещё 10 лет. Жители села вспоминали, что каждую субботу он встречал арестантов, проходивших через село, и давал им милостыню.
Исследователи отмечают обширную переписку Фёдора Кузьмича. Он вёл письма с бароном Дмитрием Остен-Сакеном из имения в Прилуках. Также утверждается, что старец обменивался письмами с императором Николаем I, используя шифр. После известия о смерти императора, он устроил панихиду и долго молился со слезами.
Своим простым бытом Фёдор Кузьмич также отличался. Летом он носил белую рубашку из деревенского холста и шаровары, а зимой — длинный тёмно-синий халат или сибирскую доху. На ногах у него были чулки и кожаные туфли, а для сна он использовал доску, обтянутую холстом.
Незадолго до своей смерти Фёдор Кузьмич навестил казака Семёна Сидорова, а затем вернулся в Томск, где прожил некоторое время, страдая от болезни. Перед кончиной его посетил для исповеди отец Рафаил из Алексеевского монастыря. Однако старец отказался называть имя своего небесного покровителя и своих родителей, сказав, что святая Церковь молится за них.
Непосредственно перед своей смертью Феодор указал Хромову на мешочек, который висел над его кроватью, и произнёс: "В нём моя тайна". После смерти старца мешочек был открыт, и внутри нашли две записки — узкие бумажные полоски, заполненные с обеих сторон. Кроме этих записок, была найдена и выдержка из Священного Писания, написанная самим старцем и датированная 2 июня 1849 года, а также конверт, адресованный "Милостивому государю Семиону Феофановичу Хромову".
Содержание записок было довольно загадочным и можно было их трактовать как подтверждение или опровержение легенды об императорском происхождении старца. Однако подлинные записки исчезли в неизвестных обстоятельствах в 1909 году. На данный момент у нас остались только фотокопии, которые, к сожалению, не очень хорошего качества, что сильно затрудняет возможность их дальнейшей идентификации и расшифровки.
Легенда о том, что Фёдор Кузьмич мог быть императором Александром I, имеет долгую историю и до сих пор вызывает интерес и споры. В разные периоды времени эта легенда получала различные интерпретации и поддержку от разных людей, включая некоторых историков.
В качестве возможных аргументов, поддерживающих эту версию, приводятся ряд событий и встреч, которые связывают старца Фёдора с членами царской семьи, такими как великий князь Алексей Александрович и цесаревич Николай, будущий император Николай II. Также отмечается совпадение года рождения старца с годом рождения императора Александра I.
Несмотря на эти аргументы, существуют официальные документы, письма и свидетельства, которые опровергают эту легенду. Важно отметить, что подлинные записки старца, которые могли бы пролить свет на его личность и тайну происхождения, исчезли в 1909 году. В настоящее время существуют лишь фотокопии этих записок, которые, к сожалению, не позволяют провести полноценное исследование их содержания. Вопрос о том, был ли старец Феодор Кузьмич связан с императором Александром I, остается открытым и до сих пор вызывает интерес у историков, генетиков и других специалистов. Существует ряд свидетельств и легенд, которые поддерживают возможность того, что старец мог быть бывшим императором, включая сходство почерка и некоторые встречи с членами царской семьи.