Найти тему

Честный Знак - наведение порядка или головная боль?

Начиная с 15 января 2024 года Роспотребнадзором начато тестирование системы "Честный знак" - совместный проект USM Holdings Алишера Усманова, Almaz Capital Александра Галицкого и госкорпорации Ростех. Эксперимент продлится до 28 февраля 2025 года, после чего ожидается смена статуса системы маркировки на обязательный для всех производителей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии. На данный момент многие участники бизнеса сталкиваются с непониманием как отдельных аспектов системы, так и многочисленных неочевидных нюансов.

Не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. Но это неточно.
Не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. Но это неточно.

Интерим менеджеров зачастую приглашают в компании для решения комплексных задач, и проект по запуску маркировки несомненно попадает в эту категорию. Я с самого начала эксперимента подключилась к обучающим программам и стала посещать встречи, организованные Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), на которых представители курирующих проект организации разъясняют многочисленных нюансы системы "Честный знак", а так же получают ценную обратную связь от участников рынка по проблемам, с которыми они сталкиваются в ходе эксперимента.

На момент написания этой статьи вопросов намного больше, чем ответов у специалистов ЦРПТ. Производителям, помимо вливания финансовых и трудовых ресурсов в запуск проекта отвечающего всем критериям и требованиям ЦРПТ, так же необходимо учитывать возникающие риски и дополнительные издержки, которые возникают как следствие вмешательства в привычные бизнес-процессы. В прошлом подобные системы уже вводились для производителей в отдельных секторах экономики - таких как молочная продукция и медикаменты. Одним из предсказуемых последствий оказался высокий процент не читаемых кодов маркировки кассовыми аппаратами, что запустило дискуссию о том, кто должен брать нести на себя издержки за некорректно функционирующую систему. И пока вопрос решается на государственном уровне, издержки несут производители продукции.

Также есть неочевидные нюансы, о которых компания может не знать или даже не задумываться на начальных этапах, а после запуска системы в принудительном порядке понести дополнительные финансовые потери. Например, "Честный Знак" работает только с международной системой "GS1" и, в случае если ваши штрих-коды зарегистрированы в другой системе, переход можно осуществить только за дополнительную плату. При этом нет никакой гарантии, что старые номера штрих-кодов в новой системе будут доступны.

За три месяца активного изучения проекта маркировки у меня накопился внушительный список вопросов и частично полученных от представителей РЦПТ ответов, с которыми организации могут столкнуться на всех этапах имплементации системы. И для того чтобы помочь клиентам разобраться во всех нюансах заранее, я продолжаю изучать этот вопрос и буду публиковать новые статьи различных форматов, проясняющие все аспекты будущей системы на этапе тестирования, до того как она станет обязательной для всех производителей.