Начиная с 15 января 2024 года Роспотребнадзором начато тестирование системы "Честный знак" - совместный проект USM Holdings Алишера Усманова, Almaz Capital Александра Галицкого и госкорпорации Ростех. Эксперимент продлится до 28 февраля 2025 года, после чего ожидается смена статуса системы маркировки на обязательный для всех производителей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии. На данный момент многие участники бизнеса сталкиваются с непониманием как отдельных аспектов системы, так и многочисленных неочевидных нюансов.
Интерим менеджеров зачастую приглашают в компании для решения комплексных задач, и проект по запуску маркировки несомненно попадает в эту категорию. Я с самого начала эксперимента подключилась к обучающим программам и стала посещать встречи, организованные Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), на которых представители курирующих проект организации разъясняют многочисленных нюансы системы "Честный знак", а так же получают ценную обратную связь от участников рынка по проблемам, с которыми они сталкиваются в ходе эксперимента.
На момент написания этой статьи вопросов намного больше, чем ответов у специалистов ЦРПТ. Производителям, помимо вливания финансовых и трудовых ресурсов в запуск проекта отвечающего всем критериям и требованиям ЦРПТ, так же необходимо учитывать возникающие риски и дополнительные издержки, которые возникают как следствие вмешательства в привычные бизнес-процессы. В прошлом подобные системы уже вводились для производителей в отдельных секторах экономики - таких как молочная продукция и медикаменты. Одним из предсказуемых последствий оказался высокий процент не читаемых кодов маркировки кассовыми аппаратами, что запустило дискуссию о том, кто должен брать нести на себя издержки за некорректно функционирующую систему. И пока вопрос решается на государственном уровне, издержки несут производители продукции.
Также есть неочевидные нюансы, о которых компания может не знать или даже не задумываться на начальных этапах, а после запуска системы в принудительном порядке понести дополнительные финансовые потери. Например, "Честный Знак" работает только с международной системой "GS1" и, в случае если ваши штрих-коды зарегистрированы в другой системе, переход можно осуществить только за дополнительную плату. При этом нет никакой гарантии, что старые номера штрих-кодов в новой системе будут доступны.
За три месяца активного изучения проекта маркировки у меня накопился внушительный список вопросов и частично полученных от представителей РЦПТ ответов, с которыми организации могут столкнуться на всех этапах имплементации системы. И для того чтобы помочь клиентам разобраться во всех нюансах заранее, я продолжаю изучать этот вопрос и буду публиковать новые статьи различных форматов, проясняющие все аспекты будущей системы на этапе тестирования, до того как она станет обязательной для всех производителей.