На богатых нефтяных бакинских землях сошлись пути многих легендарных личностей. И сегодня мы говорим о трех поколениях Нобелей, которые жили и трудились в России, вплоть до рокового 1917 года. Советская история не баловала их вниманием, ввиду особого своего отношения к «акулам империализма». Но именно они заложили основы нефтяного бизнеса в России,на котором сейчас процветают сегодняшние магнаты Алекперов и Тимченко,Абрамович и Сечин...
Кому не известно имя Альфреда Нобеля? «Знаем-знаем»- воскликнете вы. Ведь именно этот из братьев Нобелей решил оставить часть капитала для выплаты премий, которые теперь называют нобелевскими. Да, В 1895 году он подписал завещание, согласно которому большая часть его состояния — около 31 миллиона шведских крон — должна была пойти на учреждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира. Торжественная церемония награждения премией проходит ежегодно в день смерти Альфреда Нобеля 10 декабря. Лауреаты по первым пяти номинациям приезжают в столицу Швеции со всех концов планеты для того, чтобы получить из рук шведского короля золотую медаль и денежный приз. Увы, Нобель не избежал того, чтобы его имя не ассоциировалось с войной. Что бы он сказал,если бы услышал,что Йенса Столтенберга генерального секретаря военного блока НАТО, выдвинули на соискание Нобелевской премии мира. Блок,страны которого развязали больше войн чем кто-либо и от деятельности которого погибло несметное количество народа, блок симпатизирующий нацизму и ведущий мир к третьей мировой. В мире полно абсурда. В 1939 году Гитлер был признан в Англии человеком года... Ничего нового.
Но вернемся к началу 19 века... Альфред был младшим сыном Эммануила Нобеля. Основатель династии, Эммануил-старший Нобель, архитектор по образованию и изобретатель по призванию, разорившись у себя на родине в Швеции, решил попытать счастья в России и в 1837 году переехал в Петербург. Здесь он открыл механические мастерские. Во время Крымской войны 1853-1856 годов мастерские Нобеля выпускали подводные мины и другое вооружение для русского военного флота. Мины его конструкции использовались для защиты Кронштадта, крепости Свеаборг в Финляндии и гавани Ревель в Эстонии. Эммануил Нобель превратил свой завод в одно из крупнейших предприятий России. В 1853 году он был награждён большой золотой медалью «За усердие и развитие русской промышленности».
После окончания Крымской войны государственные заказы прекратились, и Эммануэль Нобель оказался на грани банкротства. В 1859 году он вернулся в Швецию.
Двое младших сыновей, Альфред и Эмиль, вернулись вместе с отцом в Швецию, где занимались химическими опытами по изготовлению взрывчатки. Альфред начал строительство двух заводов по производству нитроглицерина. Однако вскоре на одном из них произошел мощный взрыв, в результате которого погиб младший брат Альфреда – Эмиль, а отца от горя разбил паралич. Брат Роберт советовал Альфреду бросить профессию изобретателя, которая не приносит ничего, кроме несчастий. Но трагедия не останавливает Альфреда. Он находился под таким впечатлением, что приступил к изобретению безопасной взрывчатки.
Патент на динамит сделал Альфреда самым богатым химиком в истории. Выросший в семье, которая разбогатела на войне, Альфред стал пацифистом. Он решил, что, когда человечество ужаснется мощнейшей силе нитроглицерина, то откажется от войн навсегда. И тяжело переживал, когда очень скоро взрывчатку стали широко применять в военном деле. Всего же Альфреду Нобелю принадлежат 355 патентов.
Об Альфреде Нобеле можно говорить много, но история азербайджанской нефтяной индустрии тесно связана с другими братьями Нобель-Людвигом и Робертом. Каждому из них передался изобретательский талант и предприимчивый дух отца.
После отъезда Эммануила Нобеля на родину, его старшие сыновья Роберт и Людвиг остались в Санкт-Петербурге. Людвиг занял должность управляющего заводом своего отца. Однако сохранить завод ему не удалось. Три года Роберт и Людвиг, стараясь вытащить отцовское предприятие из затяжного кризиса, занимались тем, что изобретали и патентовали свои изобретения. К примеру, каучуковые автомобильные шины изобрели именно Людвиг и Роберт Нобели, причем до 1917 года они обладали монопольным правом на их изготовление. В 1862 г. Людвиг создал собственное предприятие- Механический завод,назвал скромно- «Людвиг Нобель».
Вскоре был налажен выпуск самой разнообразной продукции: пушки и лафеты, подводные мины и артиллерийские снаряды, сверлильные и токарные станки, паровые молоты и гидравлические прессы. А затем лучшие инженеры, механики и мастера были отправлены на работу в Ижевск, где стали руководителями основных подразделений Ижевского оружейного завода. Впервые в российской промышленности именно здесь созданы станки для нарезки стволов винтовок и изготовлены партии бронебойных снарядов. Людвиг Нобель «за содействие и особые труды по устройству в Ижевском Оружейном заводе технической части» награжден орденом Святой Анны 2-й степени. Ижевское предприятие совершенно случайно и косвенно дало толчок к созданию нефтяной компании братьев Нобелей.
Для ружейных прикладов нужна была ореховая древесина. Узнав, что в субтропическом регионе Азербайджана в Лянкаране растет ореховое дерево, Роберт в 1873г едет на юг Российской империи,в Баку. Весь город предстает перед ним в огнях. К моменту приезда Роберта Нобеля в Баку там уже вовсю били нефтескважины, и работало несколько перегонных заводов. Все это его так впечатляет, что в письме брату он пишет: «Я нашел в Азербайджане железное дерево, но нашел и нечто гораздо более ценное под названием «нефть».
«Три тысячи, раз…» — мужчина с молотком в руках оглядел собравшихся. Все молчали. «Три тысячи, два…».«Пять тысяч...» «Пять тысяч рублей предлагает господин Нобель»... Выданные на покупку древесины 25 тысяч рублей Роберт потратил, не задумываясь, на приобретение небольшого нефтеносного участка и совсем маленького керосинового заводика. С этих 25 тыс. рублей и начались будущие миллионы Нобелей.
"Азербайджан очень богат черным золотом, и ты должен немедленно приехать сюда", - так написал он своему младшему брату Людвигу. Людвиг приезжает в Азербайджан вместе со своим сыном Эммануилом-младшим. Он быстро осознает важность нового направления для семейного бизнеса. За короткое время компаньоны стали владельцами промыслов в Сураханах, Балаханах, Биби-Эйбате. Первый промысел, первый завод… И вот нефтяная империя Нобелей — крупнейшая фирма, которая объединяет все производственные процессы и использует последние технические достижения.
И все-таки нефтяная компания долго не могла встать на ноги. Нефть тогда не была «черным золотом». Автомобили еще не мчались по асфальту, самолеты не взмывали в небо, мазут не полыхал в топках электростанций, а потому не было нужды ни в бензине, ни в битуме, ни в дизельном топливе, ни в мазуте. Керосин для ламп да смазочные масла — вот и весь набор нефтепродуктов того времени. Но даже их нелегко было сбывать из-за конкуренции. Еще за десять лет до того, как Роберт увидел бакинские источники, на другом конце света, в США, промышленник Джон Рокфеллер уже всерьез занимался нефтью и поставлял керосин в десятки стран, в том числе, и в Россию.
В 1879 году братья решают официально основать компанию "Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель" ("Branobel") С началом деятельности «Товарищества» механический завод Нобелей в Петербурге прекратил производство оружия и начал производить нефтяное оборудование для своих предприятий и на экспорт.
До Нобелей добытую нефть перевозили просто в бочках на телегах на конной тяге.
Однажды Людвиг пожаловался брату Альфреду, что на Кавказе не хватает ослов для транспортировки нефти, химик ответил: «Ослов везде хватает!» Он посоветовал брату построить трубу и по ней при помощи моторов качать нефть к месту назначения. Сказано — сделано! В 1877 году был построен первый отечественный нефтепровод, длина его доставила 9 километров. Верблюды и ослы остались без работы. Нефть больше не развозили по селениям в бурдюках и бочках.
Нефтепровод соединил Балаханский промысел братьев Нобелей с нефтеперегонным заводом в Черном городке Баку. Именно с него началось развитие отечественной нефтетранспортной инфраструктуры. В 1890 году на Апшеронском полуострове перекачка велась уже по 25 трубопроводам общей протяженностью 278 км. По сравнению с гужевым транспортом стоимость доставки нефти к конечным пунктам снизилась в десять раз. Проектировал нефтепроводы выпускник Императорского технического училища (ныне МВТУ имени Баумана) Владимир Шухов. ( Автор Шуховской (Шаболовской) башни в Москве, стеклянных перекрытий ГУМа. ). Все строительство инженер вел от начала и до конца, при этом ему было тогда всего 25 лет. Сдача в постоянную эксплуатацию в 1907 году магистрального нефтепровода Баку-Батуми вывела бакинскую нефть в мировые лидеры.
Нефть в Балаханах добывалась с помощью специальных качалок. Насосы, дожившие до наших дней, позволяли доставать нефть даже из считавшихся бесперспективными месторождений.
И таких здесь видимо-невидимо. Сейчас их покрасили и они похожи на детские качели.
Вскоре вокруг Баку уже более 80 производств, дым которых обволакивает город. Поначалу это ничуть не смущает его жителей - за Баку с тех пор закрепляется его второе имя - Черный город, чем местные сильно гордятся. Со временем "Баку" и "Черный город" разделяются: копоть заставляет издать специальный указ о том, что строить заводы менее чем в двух верстах от города запрещается.
А Нобели продолжают свое движение в сторону развития и модернизации нефтяной промышленности,используя все мировые новинки и самые передовые идеи. Ими были заменены котлованы для хранения нефти на стальные резервуары. Нобелям принадлежит ноу-хау создания первого нефтеналивного танкера, которому было дано имя «Зороастр». «Зороастр", первый в мире танкер- дедушка всех современных танкеров. Можно сказать, что именно с этого судна начинается история мирового танкеростроения.
К 1883 года концерн Нобелей вытеснил с российского рынка американскую нефтяную компанию Д. Рокфеллера «Стандарт Ойл». Уникальное сочетание предпринимательского таланта и научного подхода помогло Нобелям стать первыми в нефтяном бизнесе. От покупки первой вышки Робертом Нобелем до построения мощнейшей нефтяной компании не прошло и 10 лет. В начале 20 века "Товарищество" имело 12 тысяч служащих, 40 нефтяных заводов в районе Баку, 5 очистительных заводов, 7 фабрик, 150 складов, 1500 вагонов- цистерн и 12 танкеров.
А вот с нашим Менделеевым Нобели поступили некрасиво. Великий химик Дмитрий Менделеев обладал и знаниями и необыкновенным талантом предвидения. Находясь в Баку, ученый набрасывает схемы непрерывного цикла перегонки, нефтехранилищ, трубопровода и танкера. И Нобели стали реализаторами его идей на практике. Именно Менделеев убедил Нобелей, что в составе нефти нет непригодного вещества и можно использовать все его компоненты, а не сжигать остатки нефти вместо переработки. Тем не менее, Дмитрий Иванович трижды номинировался на Нобелевскую премию: в 1905-м, 1906-м и 1907-м годах, но так и не получил ее. Менделеев не обиделся. Но мне кажется,что самым нелепым был третий отказ. Мол, на тот момент Менделееву было 72 года, и он, как говорил тогда президент Королевской академии П.Класон, мог не успеть воспользоваться своей премией на благо науки. Да...не все "в порядке в Датском королевстве" было уже тогда...
А мы продолжим разговор о «Зеленом уголке» братьев Нобелей в нефтяном Баку уже совсем скоро. Не переключайтесь.