Фильм Параджанова «Цвет граната» рассказывает о жизни армянского поэта XVIII века Саят-Новы. Этот фильм вызывает много споров из-за своей необычности и не традиционности. Некоторые считают, что фильм слишком сложен для понимания и не подходит для массового зрителя. Фильм рассказывает об эпохе, в которую жил Саят-Нова и стал известным музыкантом и поэтом, а также о его творчестве.
В фильме «Цвет граната» на черном фоне показываются цитаты поэта Саят-Новы на армянском языке с русским аудио-переводом, а затем идет аудио-визуальное отображение разных аспектов и фрагментов его эпохи, показывающих ее через символические действия артистов, напоминающих поэтические манифестации (проявления) сути этих действий. Гранат из названия фильма присутствует в его середине, где стоящие ярусами монахи едят их как яблоки, жадно вгрызаясь в кожуру.
Эстетическая насыщенность каждого кадра превращает фильм в живую картину, где медленные движения актеров не утомляют внимание зрителя статикой, а наоборот приковывают, а композиция кадра напоминает ожившие музейные экспонаты.
В фильме символически показаны как общие темы - темы жизни, смерти, любви, религиозные обряды (стадо овец на похоронах в храме), книги (где старик передает их мальчику), музыкальные инструменты, актерские выступления (мимы, которые появляются и исчезают на фоне ковров, сущащихся у здания). А так же моменты повседневности и работы - показано мытье ковров ногами, посещение бани с банщиком, который моет мужчин. В фильме так же представлены животные – принесенные в жертву петух и бараны, охотники - всадники на лошадях, кружащих в кадре вокруг других героев.
Ветер тоже используется как художественное средство – в кадре, где одновременно показано много книг, лежащих под разными ракурсами – ветер по-разному переворачивает их страницы. В кадре, где жители той эпохи отчетливо, с балетной грацией изображают перебирание состриженной овечьей шерсти, ветер разносит эту шерсть, и кадр на фоне сохраненной статики актеров уходит в интенсивную динамику.
Есть много необычных решений, например, три парня с косами косят траву, выросшую крыше монастыря.
Мальчик (юный поэт), , который в начале фильма как маятник просто раскачивается на цепи свисая с крыши.
Но при этом все эти событийно не оправданные каким-либо сюжетом необычные кадры гармоничны. За счет того, что в фильме в любой момент вообще нельзя предсказать, что будет следующим показано в кадре, и за счет уникальной захватывающей эстетики кадра создается глубокая вовлеченность зрителя в аллегорическое, поэтическое повествование о прошлом. Именно так, через видео и аудио показана поэзия древнего слова и ее смысл. Есть много необычных кадров этого фильма, например, где актеры в статике смотрят в камеру, едва меняя свое положение. Крупный план лиц, в том числе с тюлью, закрывающей нос и рот, либо разные композиции фигур артистов на фоне четко выраженной компоновки и расстановки декораций, отражающих национальный колорит того времени.
Для меня загадка, почему эти длительные по хронометражу кадры не вызывают ни утомления, ни раздражения, хотя в фильме вообще нет ни привычного нашим современникам последовательного развития сюжета, ни спецэффектов. Фильм «Цвет граната» близок современности тем, что показывает, как творчество может быть важным для людей в любых условиях.