Найти тему
Наум, приди!

Святой Черемшан. В Саратовской области уничтожают последние постройки бывшего женского старообрядческого монастыря.

В нескольких километрах от города Хвалынск в Саратовской области есть живописная местность, получившая название по речке Черемшан. Во второй половине XIX столетия здесь возник один из мощнейших центров старообрядчества: мужской Успенский монастырь и женский Введенский – у Мамонтового ключа. Здесь в разное время упокоились 6 старообрядческих архиереев, атаман казаков-некрасовцев Осип Гончар, представители старообрядчества Дона, Урала, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов. Здесь же в период гонений на старообрядцев с 1850-х гг. пряталась кафедра саратовско-астраханского епископа.

Вид на Введенский старообрядческий монастырь. Нач. ХХ в.
Вид на Введенский старообрядческий монастырь. Нач. ХХ в.

На месте Успенской обители в 1920-е гг. возник санаторий Черемшаны 1, переименованный в наши дни в «Пещеру монаха» и действующий до сих пор. В 2017 году Успенский собор, где располагалась столовая дома отдыха, вернули старообрядцам, так началось соседство возобновленного монастыря и отдыхающих.

Другая судьба ждала женский монастырь. Санаторий Черемшаны 3 на его территории открылся позднее – в 1930-м гг. В 1990-е гг. он оказался в частных руках. Худо-бедно учреждение существовало. Но в 2010-х гг. закрылось. В 2014 году в его постройках разместили пункт временного размещения для беженцев с Донбасса. Тогда же и начался разбор старинных построек на строительные материалы.

Сегодня живописное ущелье Мамонтова ключа – это заброшенная территория санатория «Родник». Полуразвалившиеся дачки для отдыхающих, советская скульптура физкультурников, медведей, женщины с веслом. Несколько дореволюционных построек – купеческие дачки, некогда построенные при женском Введенском монастыре.

Последние сооружения самого монастырского комплекса прямо сейчас сносят и растаскивают на кирпич, зачищая территорию для новой истории. Пройдет совсем немного времени и только шум леса будет напоминать о былых молитвенных распевах черемшанской святыни. Слава о которой еще 100 лет назад гремела на всю Россию.

-2

Разрушение келейного корпуса XIX в. Май 2024 г.
Разрушение келейного корпуса XIX в. Май 2024 г.

«Хвалынск и Черемшан — это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням и пред которыми местами они благоговеют до обожания их», - так писали синодальные миссионеры о хвалынской земле в 1880-х гг. Как раз на эти годы пришлась «черемшанская весна», когда здесь появились первые разрешенные правительством храмы, отстраивались кельи и наладилась полноценная монастырская жизнь со своими порядками и уставами, настоятелями и насельниками, переплетными, швейными, иконописными мастерскими и пр.

Практически вся история женского Введенского монастыря связана с именем хвалынской мещанки Феклы Евдокимовны Толстиковой, принявшей иноческий постриг с именем Фелицата.

«В ней нет обаятельной мягкости характера, — замечали ее современники, — всепрощения и душевной теплоты, увековечивших за старцем (настоятелем мужского монастыря Серапионом – А.Н.) память «избранного сосуда», но на протяжении всей ее жизни сказывается та же духовная мощь, беззаветная преданность старым обычаям и вере отцов: «Железная баба, король!» — таковы общие отзывы об этой незаурядной женщине. Как и Серапион, она рано отдалась религиозному подвигу. С тех пор она всецело посвятила свою жизнь на созидание монашеской обители, в чем ей много помогают сохранившиеся связи и богатые родственники…».

Игуменья Фелицата. Нач. ХХ в.
Игуменья Фелицата. Нач. ХХ в.

Претерпев множество гонений, притеснений и арестов, в 1870-х гг. матушка Фелицата основала обитель у пруда на Мамонтовом ключе.

Здесь же ею в 1884 году «без письменного разрешения начальства» была возведена каменная церковь. По словам матушки Фелицаты, «на основании мнения Гос. Совета, последовавшего 1 мая сего 1884 года, о даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб».

В центре - каменный Введенский храм, построенный в виде жилого дома в 1884 году. Кон. XIX в.
В центре - каменный Введенский храм, построенный в виде жилого дома в 1884 году. Кон. XIX в.

До этого времени службы в скиту проводились в ветхой деревянной молельне, построенной, по преданию, ещё в 1700 году и привезенной с Иргиза.

В апреле 1885 года в Саратовское губернское правление поступило письмо от хвалынского пристава г. Солонова. Письмо извещало о том, что ветхая старообрядческая молельня находится в аварийном состоянии, в любой момент может обвалиться. Во избежание жертв исправник просит разрешения у правления перенести молельню в каменный флигель. Разрешение на перенос было получено. А уже 21 сентября 1885 года церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николы. 8 октября 1885 г. «моленная» была официально разрешена Саратовским губернским правлением.

Изначально храм имел вид обыкновенного жилого дома. Только после 1905 года на церкви были установлены купола и кресты, а в 1909-м по проекту Саратовского архитектора Юрия Николаевича Терликова возведена колокольня.

Вид монастыря после 1909 года.
Вид монастыря после 1909 года.

«Мы вошли в церковь, — вспоминали паломники, — и здесь необыкновенная чистота и благолепие. Красивый, старинного письма иконостас, стены и пол точно сейчас только выкрашены; везде коврики и дорожки, аккуратно сложенные подколенники. Перед иконами неугасающие лампады. Церковь с хорами. Сбоку, точно гнездо ласточки, прицепился миниатюрный, но такой же светлый, как церковь, придел. В проходах и под сводами колокольни помещаются кладовые и жилые кельи (с диванами, постелями и сундуками, что придает церкви какой-то полудомашний характер. Такая же обстановка и на хорах главного храма: мягкое кресло для игуменьи Фелицаты; тут же ее «свои» иконы, которым она сугубо молится, и тут же сундуки, кровать, женское платье; налево от хоров — помещение для готовящихся к постригу, с полной домашней обстановкой».

Вокруг храма — чистота, порядок и размеренность. На живописных склонах лощины отстроили одно и двухэтажные кельи: деревянные и обложенные кирпичом. Между корпусами — безукоризненно выметенные и утрамбованные дорожки. Все это, по определению современников, представляло вид «вполне благоустроенного городка и привлекало сквозящими во всех мелочах домовитостью и уютом». В Введенский храм стекались древние святыни старообрядцев. В источниках упоминаются иконы «Господь в силах» XV в., «Божия Матерь Одигитрия Смоленская» XVI в. и др.

Монастырская церковь. 1920-е гг.
Монастырская церковь. 1920-е гг.

При монастыре вели хозяйство: сад, пасеку, мельницы и пруды. Работали швейные мастерские, где монашки расшивали бисером и полудрагоценными камнями роскошные ризы на иконы, облачения священнослужителей, вязали кружева для постельных принадлежностей и рушников и т.д.

В начале ХХ столетия монастырь расцвел, количество насельниц достигало 200, включая 50 схимниц. Происходили они из самых разных слоев общества и городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новочеркасска, Астрахани, Симбирска и пр.

25 июня 1911 г. монастырь посетил саратовский губернатор П.П. Стремоухов. Это был исторический визит представителя власти такого уровня.

Петр Петрович Стремоухов. Саратовский губернатор
Петр Петрович Стремоухов. Саратовский губернатор

Известно, что губернатор принял участие в богослужении, отстоял литургию, после чего побеседовал с устроительницей Фелицатой и игуменьей Измарагдой. Затем отправился в сопровождении Мелетия в соседний мужской монастырь. В своих воспоминаниях П.П Стремоухов отмечал: «Должен откровенно сознаться, что у меня было к старообрядцам особое влечение. Во мне всегда вызывало большое уважение стойкость старообрядцев, несмотря на преследования, в их религиозных убеждениях и сохранение старого уклада русского быта».

Схимница Фелицата с сестрами и белицами. 1920 г.
Схимница Фелицата с сестрами и белицами. 1920 г.

Для совершения полного ежедневного круга служб в монастырской церкви Фелицата содержала двух священников. В начале XX века причт состоял из протоиерея — о. Михаила Каюрова, происходившего из симбирских мещан, (служил во Введенской обители с 1907 г.) и второго священника о. Моисея Никифорова, из крестьян с. Сосновая Маза. Диаконом служил Афанасий Вдовин. Священнослужители вместе с престарелой матушкой Фелицатой встретили в Введенской обители годы революции. Фелицата приняла схиму и умерла в начале 1920-х гг. , тогда же скончался и о. Моисей.

Семья священника Моисея Никифорова. 1900-е гг.
Семья священника Моисея Никифорова. 1900-е гг.

4 октября 1929 года последние насельники покинули обитель, кто-то уехал на историческую родину, кто-то осел в городе. Территория была отобрана в пользу размещения на ней дома отдыха.

Илларион Елатонцев. В женском монастыре. 1924 г.
Илларион Елатонцев. В женском монастыре. 1924 г.

На фотографии 1939 года мы можем увидеть обезглавленный храм и первый ярус колокольни, превращенный в смотровую площадку. Позднее здание реконструировали и разместили в нем водолечебницу.

Монастырские постройки в 1939 году.
Монастырские постройки в 1939 году.

Вид на постройки, запечатленные на верхнем фото в мае 2024 года
Вид на постройки, запечатленные на верхнем фото в мае 2024 года

На сегодняшний день это самая ценная и единственная уцелевшая каменная постройка, которую можно точно датировать. Ее изучение, консервация и восстановление станет подлинным памятником подвижникам старой веры.

-14

-15

-16

-17