2,8K подписчиков

Куросава, VR-фильмы и собака Мэсси на красной дорожке: как открылся Каннский кинофестиваль

© Festival de Cannes / Mathilde Petit-Boh
© Festival de Cannes / Mathilde Petit-Boh

На Лазурном побережье Франции открылся 77-й Каннский фестиваль, который продлится до 25 мая. На смотре покажут новые работы Фрэнсиса Форда Копполы, Джорджа Миллера, Андреа Арнольд, Йоргоса Лантимоса и ещё десятка именитых режиссёров. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, каким получился фильм открытия фестиваля и чего ждать от смотра в этом году.

Каннский фестиваль считается одним из крупнейших и самых престижных киносмотров в мире. На 12 дней небольшой город на Лазурном побережье становится центром мирового кинематографа. Каждый год население Канн увеличивается в два раза — на смотр приезжает около 80 тысяч кинематографистов, гостей, журналистов, синефилов и обывателей, которым хочется соприкоснуться с праздником кино и хоть мельком увидеть знаменитостей на узких улицах города или на красной дорожке. Инфраструктура Канн не очень подготовлена к такому наплыву гостей — уличные кафе заполнены посетителями, полки магазинов пустеют, по главной улице города, бульвару Круазетт, ходят толпы нарядных гостей, спешащих на очередную премьеру, а центр города находится в перманентном транспортном коллапсе из-за многочисленных перекрытий.

Национальная деревня возле Дворца фестивалей. © FDC / Mathilde Gardel
Национальная деревня возле Дворца фестивалей. © FDC / Mathilde Gardel

Работу всего этого огромного и неповоротливого механизма обеспечивают более тысячи работников фестиваля, которые съезжаются в Канны со всей Франции. Правда, в этом году с этим не всё так просто — некоторые из них планируют бастовать во время смотра, требуя повышения зарплаты. Так, Канны могут не досчитаться десятков киномехаников, переводчиков, технических и административных сотрудников. Однако точно о намерениях протестующих пока неизвестно.

Просторный Дворец фестивалей, который расположился прямо рядом с городским портом, по традиции украшают красная дорожка, на которую каждый день требуется около 180 метров коврового покрытия, и официальный постер смотра, который меняется из года в год. На этот раз постером Канн стал кадр из фильма японского режиссёра Акиры Куросавы «Августовская рапсодия» — его показали на Лазурном побережье вне конкурса в 1991 году. Картина рассказывает о японской женщине, пережившей бомбардировку Нагасаки, которая пытается передать своему американскому племяннику память об этом событии, а также чувство любви и уважения ко всему сущему. На фоне трагедий, которые происходят по всему миру, фестиваль хочет напомнить об исцеляющей силе кинематографа и о его возможности объединять людей в самые тяжёлые времена.

© Shochiku Co., Ltd. – «Августовская рапсодия», Акира Куросава (1991) / Graphic creation © Hartland Villa
© Shochiku Co., Ltd. – «Августовская рапсодия», Акира Куросава (1991) / Graphic creation © Hartland Villa

Программа и жюри

О силе кино напоминают не только огромные синие постеры, которые нависают над головами всех, кто оказывается поблизости от дворца, но и сильная программа, собравшая почти сто картин со всего мира. Основной конкурс включает в себя как работы молодых режиссёров, так и новые фильмы признанных мастеров мирового кинематографа. Так, одним из главных камбеков не просто фестиваля, но всего года станет «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, который не выпускал новых фильмов последние десять лет.

Адам Драйвер и Натали Эммануэль в фильме «Мегалополис». © Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола / American Zoetrope, 2024
Адам Драйвер и Натали Эммануэль в фильме «Мегалополис». © Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола / American Zoetrope, 2024

Также за «Золотую пальмовую ветвь» поборются «Партенопа» Паоло Соррентино, «О, Канада» Пола Шредера, «Птица» Андреа Арнольд, «Эмилия Перез» Жака Одиара, «Лимонов, баллада об Эдичке» Кирилла Серебренникова, «Ученик» Али Аббаси о Дональде Трампе, «Саван» Дэвида Кроненберга, «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса, который только недавно отгремел с «Бедными-несчастными», и многие другие.

При этом фестивалю важно продемонстрировать не только хороший вкус в кино, но и способность привлечь самых больших звёзд, поэтому ни один смотр не обходится без громких премьер. В этом году в центре внимания — новая глава известной франшизы австралийского режиссёра Джорджа Миллера «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» с Аней Тейлор-Джой и Крисом Хемсвортом. Также вне конкурса покажут первую часть четырёхсерийной саги Кевина Костнера «Горизонты», «Серфера» с Николасом Кейджем, «Это не я» Леоса Каракса и триллер «Женщины с балкона» Ноэми Мерлан.

Аня Тейлор-Джой в фильме «Фуриоса: Хроники Безумного Макса». © Режиссёр Джордж Миллер Kennedy Miller Mitchell, 2024
Аня Тейлор-Джой в фильме «Фуриоса: Хроники Безумного Макса». © Режиссёр Джордж Миллер Kennedy Miller Mitchell, 2024

Решать судьбу фильмов будет жюри под председательством американской актрисы и режиссёра Греты Гервиг. Распределить призы ей помогут японский режиссёр и обладатель «Золотой пальмовой ветви» Хирокадзу Корэеда, итальянский актёр Пьерфранческо Фавино, французский актёр Омар Си, ливанский режиссёр Надин Лабаки, испанский режиссёр Хуан Антонио Байона, сценаристка Эбру Джейлан, актрисы Ева Грин и Лили Глэдстоун.

Несмотря на нелюбовь Каннского фестиваля к интернету, стримингам и прочим достижениям цивилизации, даже ему нужно приспосабливаться к требованиям новой аудитории. Несколько лет назад он организовал партнёрство с TikTok, а в этом году смотр открывает новую секцию с VR-работами. Раньше из крупных фестивалей подобная программа присутствовала только в Венеции, и вот Канны вслед за одним из самых больших своих конкурентов теперь показывает VR-фильмы.

© Facebook (запрещён в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) / Marché du Film - Festival de Cannes / Alexandra Fleurantin
© Facebook (запрещён в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) / Marché du Film - Festival de Cannes / Alexandra Fleurantin

Фильм открытия и красная дорожка

Открытие Канн традиционно проходит в зале Гран Люмьер во Дворце фестивалей. С самого утра перед красной дорожкой выстраиваются толпы фанатов и фотографов, которые надеются увидеть именитых гостей на церемонии открытия вечером. По дорожке прошлись Мэрил Стрип, которой вручили почётную «Золотую пальмовую ветвь» за вклад в кинематограф, Пенелопа Крус, Леа Сейду, Жюльет Бинош, Джейн Фонда и члены жюри. Однако абсолютной звездой дорожки стала собака Мэсси, сыгравшая в фильме — победителе прошлых Канн «Траектория падения» Жюстин Трие.

Жюльет Бинош, Мерил Стрип и Грета Гервиг на церемонии открытия 77-го Каннского фестиваля. © Getty Images / Andreas Rentz
Жюльет Бинош, Мерил Стрип и Грета Гервиг на церемонии открытия 77-го Каннского фестиваля. © Getty Images / Andreas Rentz

В этом году честь открывать Канны выпала комедии французского режиссёра Квентина Дюпьё «Второй акт». Дюпьё отличается любовью к абсурдному юмору, и его фильмы чаще всего приобретают сильный сюрреалистический оттенок. Одними из главных источников вдохновения для француза являются Луис Бунюэль и Чарли Кауфман. А ещё он невероятно продуктивен: только на прошлой неделе в российских кинотеатрах прошла премьера его фильма про Сальвадора Дали «Даааааали!», который показывали в прошлом году на Венецианском фестивале, а у режиссёра уже готова новая картина. В рамках акции её вместе с церемонией открытия можно было посмотреть в 780 кинотеатрах в 700 городах по всей Франции.

В центре сюжета находятся четыре актёра — Давид (Луи Гаррель), Флоранс (Леа Сейду), Гийом (Венсан Линдон) и Уилли (Рафаэль Кенар), — которые снимаются в первом в мире фильме, созданном искусственным интеллектом. Правда, большую часть времени они не работают, а препираются друг с другом на широкий набор тем — от глобального потепления до культуры отмены. Всё это в итоге оказывается фильмом внутри фильма внутри фильма.

Дюпье обожает рассуждать на темы нашего восприятия реальности, снов, фантазий и течения времени. Метанарративы для него тоже вполне привычны и присутствуют во многих его фильмах. Однако на этот раз и без того компактный и аскетичный режиссёр ещё более экономичен и скор на расправу. Видимо, основной бюджет картины ушёл на оплату работы именитых актёров. Во «Втором акте» нет ни супергероев, ни гигантских мух, ни манипулятивных курток и машины времени — Дюпье полагается исключительно на силу диалогов и постоянные манипуляции с тканью повествования.

Луи Гаррель в фильме «Второй акт». © Режиссёр Кантен Дюпье / Arte France Cinéma, 2024
Луи Гаррель в фильме «Второй акт». © Режиссёр Кантен Дюпье / Arte France Cinéma, 2024

Цвет французского кино выкладывается на полную, но даже этого становится недостаточно. Заряженный энергией фильм постепенно начинает сдуваться, как воздушный шар, и актёры теряют направление. Дюпье при этом успевает проехаться абсолютно по всем и раскритиковать каждую тему актуальной повестки, пока у него не заканчивается злость и не остаётся одна горечь разочарования. Несмотря на то что у Дюпье получился идеальный фильм для открытия фестиваля, праздником кино его можно назвать с большой натяжкой.

Гримасничанье режиссёра к концу переходит в какой-то сердитый цинизм, который окончательно усыпляет зрителя. И тут становится страшно даже не за нашу умирающую цивилизацию, которую так костерит Дюпье, а за самого режиссёра. Остаётся надеяться на то, что кино не осточертеет ему окончательно и мы ещё увидим его в Каннах.