Одним из козырей антирусских заявлений либералов является судьба Юрия Шевчука: вот, мол, настоящий патриот, и тот выступил против "режима", когда осознал все беды страны. Но этот козырь бьёт пример Игоря Растеряева, доказывающий: патриотизм или предательство — выбор каждого.
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
Каждая человеческая судьба уникальна.
Нет в мире человека, чей жизненный путь в идеальной точности совпадал бы с биографической траекторией другого человека. Но когда речь идёт о современниках, живущих в одной стране, сталкивающихся с одними и теми же моральными выборами в одной и той же сфере деятельности, сравнивать их вполне уместно.
И пусть между музыкантами - авторами песен Юрием Шевчуком и Игорем Растеряевым - разница в поколение (родившийся в 1957-м лидер группы "ДДТ" годится в отцы молодому коллеге 1980 года рождения), сопоставить их необходимо.
Критерий их сравнения находится за рамками творчества - речь идёт о патриотизме и предательстве.
Юрий Шевчук - как красиво всё начиналось...
В начале 1990-х возглавляемая Шевчуком группа "ДДТ" выпустила песню "Родина". В значительной степени текст отражал влияние либеральных веяний эпохи перестройки - в куплетах присутствуют и негативное восприятие отечественной истории, и агрессия в адрес "вечно" античеловеческого государства.
Однако "Родина" стала всенародно любимой вопреки этим обстоятельствам - благодаря легендарному припеву:
Родина!Еду я на Родину!Пусть кричат: "Уродина".А она нам нравится.Спящая красавица...
Дабы оценить притягательность этих строк, нужно вспомнить или представить, кому вспоминать не по годам, дух той эпохи. Первая половина 1990-х - время, когда любые связанные с патриотизмом понятия в лучшем случае меркли. А в худшем - оскорблялись и уничтожались на фоне наступившего буйства либеральных "свобод" и дикого капитализма.
И слова о любви к Родине, пропетые со сцены перед многотысячной аудиторией, были без преувеличения глотком свежего воздуха для задыхающихся в атмосфере пошлости, хамства и корысти русских людей.
С началом первой чеченской войны Шевчук укрепил своё особое положение не столько как артиста, сколько как гражданина, когда отправился в зону боевых действий, чтобы морально поддержать наших солдат. И снова о приметах времени: в те же самые дни из студий контролируемых олигархами телеканалов, из уст "правозащитников" и звёзд культуры и шоу-бизнеса неслись потоки русофобской грязи в адрес армии, государства и русского народа в целом.
С пути истинного сбил Гребенщиков*?
Правда, первый тревожный сигнал (мало кем тогда замеченный, мало кем ныне вспоминаемый) прозвучал уже тогда.
Сосед Шевчука по негласному списку "легенд русского рока" Борис Гребенщиков* попенял лидеру "ДДТ" за неправильное поведение: вот, перед русскими солдатами выступал, а перед чеченцами нет. Нечестно, несправедливо, нарушено гармоническое равновесие Вселенной... И, что самое интересное, уже осенью 1996-го, спустя пару месяцев после заключения печально известных Хасавюртовских соглашений, Шевчук пел в контролируемом на тот момент сепаратистами Грозном...
Сейчас, с дистанции прошедшего времени уже очевидно: патриотизм Шевчука остался в прошлом, XX веке. В двадцать первом столетии музыкант стал воспринимать "любовь к Родине" специфически, в либеральном духе.
Судя по всему, Юрий Юлианович стал жертвой особо опасной разновидности "звёздной болезни" - осознании самого себя в качестве "гласа народа", едва ли не "пророка своей эпохи". Состояние творческого человека, уверовавшего в собственную исключительность и начавшего вещать от имени народа, потеряв с ним всякую подлинную связь. И Шевчук стал вещать - с либеральных позиций якобы "за народ": не осознавая, что народу привнесённые с Запада псевдодемократические ценности враждебны.
То ли Родина у Шевчука поменялась, то ли его песни о ней
Что пути Шевчука и русского народа разошлись, стало понятно уже к 2010-му - когда проявилось сочувственное отношение музыканта к осуждённому бывшему олигарху Михаилу Ходорковскому*. К тому самому любимцу западной глобалистской элиты, который вынашивал планы государственного переворота, успех которого грозил России исчезновением как независимого единого государства.
Критика Шевчука в адрес Родины в связи с событиями Русской весны - 2014 и воссоединения с Крымом констатировали перерождение бывшего народного любимца в русофоба, прикрывающегося прежними шедеврами и мантрами о якобы заботе о благе соотечественников. После начала СВО это перерождение лишь стало очевидным и наглядным.
Началось всё с шаблонных "нетвойнистских фраз" о трагическом характере происходящих событий - и пришло к выпуску в феврале 2023 года песни "Родина, вернись домой". В ней такой припев:
Тёмен век мой<...> Рваный лик твой,Укололась и забылась.Не сходи с ума,Это не твоя война...<...> Родина, вернись домой
Такой вот портрет русского народа вышел из-под пера Шевчука - наркоманка, в пропагандистском дурмане ведущая "не свою" войну. Очевиден и посыл артиста участникам СВО "вернись домой" - то есть брось свой боевой пост, дезертируй, сдайся, предай страну.
А ведь тридцать лет назад Шевчук пел совсем другой припев про Родину...
Логика Шевчука: если ты за СВО - значит, без души и мозгов?
После такого скатиться по наклонной до прямой поддержки врагов России было делом техники.
Так, в июне прошлого года лидер "ДДТ" принял участие в организованном либеральной эмиграцией сборе средств для продолжения антигосударственной деятельности (формально - для поддержки политзаключённых). Не обошлось без "шедеврального" высказывания от Юрия Юлиановича:
[Оппозиционеры и противники СВО] сохраняют в себе человечность, душу, мозги, эмпатию, доброе отношение к миру. Поверьте, это уже сейчас немало в России при нынешних жесточайших репрессиях.
Потом, в начале 2024-го была публичная поддержка со стороны Шевчука в адрес либерального кандидата на президентских выборах с формулировкой: "Я за мир, поэтому, как и многие, голосую за Бориса Надеждина...". И нарочитая, публичная скорбь по ушедшему в мир иной Алексею Навальному, которого артист публично возвеличил с помощью придуманной за оппозиционера и ему приписанной цитаты про фанатизм, рабство и деспотию.
А пусть не окончательным, но красноречивым и, похоже, исчерпывающим итогом духовного пути Шевчука стало озвученное им в начале мая предвкушение и ожидание новой революции. То есть новых кровавых потрясений, которые, без сомнения (история не раз подтвердила) в очередной раз поставят Россию на край гибели.
По-настоящему народный артист
При желании можно усмотреть особый символизм в том, что на "большую сцену" Игорь Растеряев вышел в том самом 2010-м, когда Юрий Шевчук фактически "сдал полномочия" патриотического артиста. Тем самым только-только отметивший 30-летие петербургский актёр и автор песен словно подобрал эстафетную палочку, выпавшую у сошедшего с дистанции на какие-то кривые дорожки.
Впрочем, если нет желания, никакого символизма можно и не усматривать: но факт есть факт - с августа 2010-го началась беспримерная популярность Растеряева. Это без преувеличения феномен: записанная годом ранее на деревенской кухне на камеру смартфона песня "Комбайнёры" в исполнении Игоря моментально стала настоящим патриотическим гимном. Хоть на что-то доброе сгодился видеохостинг YouTube: размещённое на нём видео Растеряева посмотрели миллионы зрителей (к середине 2024-го - более 14 млн просмотров).
Песня стала одним из самых громких за долгие годы вздохов русской души, прорвавшихся в контролируемое либералами информационное пространство. Ведь она посвящена простым русским парням, бесконечно далёким от гламурной столичной жизни и западных "ценностей", работающим на земле буквально за копейки и готовым при необходимости защитить Родину (особенно запомнился "привет" альянсу НАТО и тогдашнему госсекретарю США Кондолизе Райс).
Растеряев моментально стал народным артистом - не по званию, но по восприятию аудиторией. К счастью, профессиональный актёр из Санкт-Петербурга, каждое лето проводящий на малой родине, в волгоградской деревне, оказался отнюдь не "певцом одной песни". Игорь стал публиковать через Сеть другие свои композиции, посвящённые деревенской жизни, военной лирике, переживанию исторических страниц России - и занял особое место в музыкальной культуре страны. Пусть не под софитами шоу-бизнеса - но прочно, завоевав собственную аудиторию.
В России не всё хорошо. Кто бы спорил...
А затем Растеряев подвергся испытанию, которое не прошёл Шевчук - либеральная общественность попыталась "перевербовать" патриота и любимца народа. Казалось бы, непосильная задача - ведь где либералы и где патриотизм?
Но есть болевая точка, надавив на которую враги России могут перетянуть на свою сторону тех, кто настроен вроде бы "за народ". И называется эта по-дьявольски хитрая деталь "недостатки русской действительности".
Вопрос "А всё ли в нашей стране хорошо и благополучно?" может иметь лишь один честный ответ: "Нет, не всё. Ох как не всё. Ой как часто не всё...". Практически на всех уровнях и во всех сферах нашей жизни остаются и множатся проблемы, часть из которых унаследована от позднего советского строя, другая часть порождена "лихими 1990-ми", третья часть взращена "пошлыми 2000-ми"...
Невозможно не замечать проросших повсюду коррупционных схем, опасных тенденций в истерзанной либералами культуре, катастрофического миграционного вопроса и почти полного вымирания деревни. И вот на этот крючок либералы попытались "поймать" Растеряева и присвоить его себе.
Кульминацией этих попыток стало интервью Игоря блогеру Николаю Солодникову в ютуб-шоу "ещёнепознер" (ноябрь 2021). В беседе, которую либеральный ведущий раз от разу направлял и возвращал к "язвам русской действительности", Растеряев не скрывал: его многое не устраивает в жизни современной России.
"Геноцид русского народа"
По словам артиста:
Это враньё, что у нас нет идеологии. Идеология у нас есть - капитализм, олигархат. Лишние люди не нужны - зачем нужны деревни? <...> Владеют землёй [в России], а живут в Америке. Зачем им народ нужен? Зачем им школы, детские сады? Идёт просто геноцид русского населения.
Именно в связи с болью за русский народ Растеряев высказал скептическое отношение к тем проявлениям патриотизма, которые после 2014 года в исполнении многих носит формальный характер. А со стороны коррумпированных чиновников такая "любовь к Родине" и вовсе превратилась в издёвку:
В вопросе про Крым [Крым - наш?] ничего такого и нету. Ерунда это всё, а не вопрос. <...> Крым-то, понятное дело, наш, только толку-то от этого? Я могу задать встречный вопрос: а Псков наш, а Михайловка, а Рязань, а Мурманск наши? Или не наши? А какого хрена люди оттуда бегут в три города - Москву, Питер и Краснодар? Пускай те, кто так любит задавать такой вопрос, на это ответят.
Затем последовала попытка Солодникова подвести собеседника к нужному ответу - мол, если ты видишь такую разруху провинции, то какая у тебя надежда на позитивные изменения? Ведь без смены власти не обойтись, верно?
Но ожидаемого отклика со стороны Растеряева либерал не дождался. "Тут не надежда лично у меня, а понимание, что другой земли у меня не будет. <...> Это наша земля, поэтому я стараюсь об этом не думать, а просто вгрызаться в эту землю".
Напротив, музыкант простыми словами сформулировал чёткое представление о патриотизме, идущее вразрез с насаждаемыми либеральными глобалистскими идеями:
Он [патриот] прожил всю жизнь на этой земле, у него есть дом, он честно работает. Он связан с этой землёй, он никуда с неё не побежит.Патриотизм - это чтобы было как можно больше на территории России вот таких уважающих себя, чувствующих свою связь с конкретной землёй (с Рязанщиной, с Архангелогородчиной, с Доном) людей. Людей, которых не выперли в ипотечные клетки, которые чувствуют связь с Родиной. Политика сохранения и приумножения таких людей - это и есть патриотизм.
Бесповоротно ясно, что уловки по заманиванию Растеряева в стан либералов-русофобов провалились, показало его поведение после 24 февраля 2022 года. Артист не просто не присоединился к стану релокантов или на худой конец "нетвойнистов", но и регулярно выступает перед ранеными защитниками Родины.
Об этих особенных концертах повествует, например, стихотворение Растеряева "Госпиталь" (2023):
Есть в Питере один старинный дом,Стоит он в парке клёнов и акаций.Туда людей из зоны СВОВезут для медицинских операций.
Что с того?
Христианскому мировоззрению свойственно представление, что одним из факторов осуждения или оправдания человека на грядущем Страшном Суде будет сравнение с другими людьми. Не с каждым представителем рода людского за всю историю мира, а с тем, кому довелось жить в максимально схожих условиях.
И при таком сравнении станет очевиден нравственный выбор каждого - в пользу добра и света или зла и тьмы. И не останется пространства для оправданий в духе "я просто не мог иначе, мои лишения и горести были слишком, слишком тяжелы - никто бы не выдержал". Потому что рядом окажется тот, кто с честью прошёл через те же испытания.
Творческий и гражданский путь Юрия Шевчука как раз напоминает подобную попытку оправдаться: ведь я же был патриотом, а потом увидел вокруг все недостатки, стало мне "за державу обидно" - и на волне критики государства стал русофобом. А по-другому и никак...
В том-то и дело, что пример Игоря Растеряева, который тоже полюбился людям как патриотический артист и который уж точно не меньше лидера "ДДТ" терзался нестроениями современного русского бытия, показывает: нет, можно было по-другому - открыто критиковать то, что плохо, и остаться со своей Родиной в минуту исторических испытаний.
Предательство - это всегда личный выбор каждого. Доказано в очередной, не последний раз.
* Борис Гребенщиков, Михаил Ходорковский - включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.
________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.