Забастовка в Аргентине: как мы неудачно купили билеты в Игуасу

В Аргентине прошла общенациональная забастовка. В этот день в Буэнос-Айресе транспорт был практически парализован: было закрыто метро, не ходили поезда, не летали самолеты. Почти.

В Аргентине прошла общенациональная забастовка. В этот день в Буэнос-Айресе транспорт был практически парализован: было закрыто метро, не ходили поезда, не летали самолеты. Почти.

Нас угораздило взять билеты в Игуасу именно на 9 мая, на день забастовки. К нам в гости прилетели друзья из Москвы, был запланирован мини-отпуск, забронирована и предоплачена гостиница.

Прогнозы были неутешительные — в Аргентине бастуют по-серьезному: штрейкбрехеры здесь встречаются редко. Но поскольку забастовка касалась реформ нового президента Аргентины Хавьера Милея, а отношение бизнеса к Милею скорее положительное, была надежда, что частная авиакомпания не будет поддерживать всеобщую вакханалию.

В этой статье расскажу, участвуют ли авиаперевозчики в национальных забастовках в Аргентине, удалось ли нам долететь до Игуасу и полагается ли пассажиру компенсация, если его рейс отменен из-за забастовки.

Как бастуют в Аргентине

Забастовки в Аргентине — частое явление. Мы начали следить за этим с конца прошлого года, когда к власти в стране пришел Хавьер Милей и попытался провести ряд непопулярных реформ.

LUIS ROBAYO/AFP/Getty Images
LUIS ROBAYO/AFP/Getty Images

Вот хронология забастовок с начала 2024 года:

24 января — всеобщая национальная забастовка против правительства Милея. Часть улиц в центре Буэнос-Айреса была перекрыта, государственные вузы и школы не работали, после 19.00 в городе перестал ходить транспорт, часть авиарейсов была отменена. На улицы вышли десятки тысяч людей.

19 февраля — общенациональная забастовка железнодорожников. Требование — повышение зарплат. В Буэнос-Айресе не ходили электрички, а также пассажирские и грузовые поезда.

28 февраля — забастовка работников авиации. Забастовка была организована авиационными профсоюзами, которые, в основном, связаны с национальным перевозчиком Aerolíneas Argentinas, но пострадали пассажиры почти всех авиакомпаний.

4 марта — забастовка школьных учителей. Требование — повышение зарплаты. Государственные школы были закрыты.

14 марта — профсоюз работников образования организовал забастовку университетов. Студенты государственных вузов не учились. Педагоги бастовали против сокращения финансирования вузов.

11 апреля — забастовка водителей автобусов. Требование — повышение зарплат: водители просили единовременные выплаты в 250 000 ARS (250 $) к своей основной зарплате в 737 000 ARS (737 $). С полуночи в городе перестали ходить автобусы — главные транспорт в Буэнос-Айресе. В метро были толпы людей. Многие аргентинцы просто не попали на работу. Из-за парализованного движения некоторые вузы перевели учебу в онлайн-режим.

Дальше весь апрель профсоюзы грозились повторить забастовку автобусов, но в итоге правительство пошло водителям на уступки и выплатило требуемые суммы.

23 апреля — по всей стране бастовали студенты и преподаватели государственных вузов. В центре Буэнос-Айреса прошел национальный марш в поддержку бесплатного образования.

На 6 мая была намечена забастовка транспортников, предполагалось парализовать движение метро, автобусов, поездов и самолетов, но ее перенесли на 9 мая — транспортники решили бастовать вместе со всеми.

9 мая — вторая общенациональная забастовка против реформ Милея.

Как бастуют авиакомпании

Судя по анонсам авиакомпаний и электронному табло вылета и прибытия самолетов в аэропортах Буэнос-Айреса, 9 мая большинство авиакомпаний не смогли выполнить свои рейсы. Не было полетов из Буэнос-Айреса в Европу и в обратном направлении. Были отменены и многие внутренние рейсы по Аргентине.

9 мая, утро, мониторю сайт аэропорта Ezeiza
9 мая, утро, мониторю сайт аэропорта Ezeiza

Аргентинские авиакомпании до последнего не делали заявлений. В местных газетах за неделю до забастовки писали, что скорее всего аргентинские перевозчики будут вынуждены отменить свои рейсы, но уведомления от авиакомпаний стали приходить на почту неудачливым пассажирам примерно за два дня до предполагаемого вылета. В письмах предлагалось перенести свой полет на другую дату или оформить возврат.

В Буэнос-Айресе два аэропорта:

  • Aeroparque, который находится в черте городе, почти все внутренние рейсы совершаются отсюда;
  • Ezeiza, международный аэропорт в 30 км от города.

Активнее многих в забастовках в Аргентине участвует государственная компания Intercargo, которая обслуживает большинство аэропортов страны, включая аэропорты Буэнос-Айреса. Именно из-за Intercargo вынуждены отменять свои рейсы авиакомпании.

Но нам повезло: мы приобрели билеты лоукостера Flybondi. Именно этот довольно ненадежный перевозчик (многие жалуются на частую отмену и перенос рейсов и бардак в расписании) оказался самым стрессоустойчивым во время забастовок. Дело в том, что у Flybondi есть свои ресурсы на обслуживание рейсов на земле и они не зависят от Intercargo на все 100%.

В общем, мы тоже получили письма о забастовке, но к неудачливым пассажирам в тот момент отнести нас было нельзя: в письмах говорилось, что из-за забастовки наш рейс вылетит на два часа раньше и из другого аэропорта (из международного). Мы ждали третьего письма, что он вылетит в другом направлении, но оно не пришло. Так что в Игуасу мы добрались, но было тревожно.

Вот как выглядело табло в почти пустом международном аэропорту Ezeiza 9 мая.

9 мая, онлайн-табло аэропорта Ezeiza на вылет: на предпоследней строчке — наш самолет. До него — все рейсы отменены
9 мая, онлайн-табло аэропорта Ezeiza на вылет: на предпоследней строчке — наш самолет. До него — все рейсы отменены

Какие компенсации полагаются пассажирам и в каких случаях

Сразу оговорюсь, что в авиационных правилах всех стран забастовки входят в список событий, вызванных чрезвычайными обстоятельствами. В этом списке забастовки фигурируют вместе с погодными условиями, политической нестабильностью и непредвиденными неисправностями, способными сказаться на безопасности авиарейса.

И если отмена или задержка рейса связана с чрезвычайными обстоятельствами, пассажиру компенсация не положена.

Проблема в том, что во время всеобщих забастовок работу прекращают наземные службы аэропортов, включая диспетчеров. В таких условиях совершить рейс невозможно, как бы авиакомпания не заботилась о своих пассажирах.

Если бастует сама авиакомпания — здесь могут быть нюансы. Но о таких забастовках перевозчик, как правило, знает заранее и старается урегулировать отношения с пассажиром до наступления дня Х.

Остальная информация связана с отменой и задержкой рейсов по вине авиакомпании.

В Евросоюзе есть общие правила. Они касаются всех перелетов между государствами ЕС и третьими странами.

Если рейс задерживают более чем на 4 часа или отменяют, пассажиру полагается питание, бесплатная гостиница, билет на ближайший рейс до места назначения (можно другой авиакомпании) и, что особенно важно, компенсация. Размер компенсации зависит от расстояния:

В Аргентине прошла общенациональная забастовка. В этот день в Буэнос-Айресе транспорт был практически парализован: было закрыто метро, не ходили поезда, не летали самолеты. Почти.-5

В 2015 году мы получили вполне солидную компенсацию от швейцарского перевозчика Swiss. У нас был перелет в Майами через Цюрих, но рейс Москва–Цюрих отменили за час до вылета — мы уже прошли таможню и готовились к посадке. Причина отмены — неработающие туалеты в самолете. Нам поменяли билеты на следующий день: мы потеряли сутки путешествия и день оплаченной гостиницы в США, но через пару месяцев приобрели по 600 евро компенсации на человека. Нас было четверо, и 2400 евро вполне компенсировали наши страдания.

В Америке компенсаций почти не выплачивают. Там нет единого закона, который бы регулировал этот вопрос. Каждая авиакомпания решает проблемы по-своему. Обычно просто предлагают билеты на следующий рейс или возвращают деньги. Если компенсация и есть, то небольшая — 50–100 $.

Примерно также действуют и авиакомпании в Латинской Америке: если рейс задерживается на 4 часа и больше, пассажира надо покормить, обеспечить его связью и, в случае необходимости, гостиницей, вооружить билетом на следующий доступный рейс или вернуть деньги, если пассажир расхотел лететь этой авиакомпанией. Есть небольшие компенсации в Бразилии и Мексике.

В аргентинских законах тоже прописаны компенсации, если отмена и задержка рейса произошла по вине авиакомпании, но размеры этих выплат нигде не указаны. Здесь есть свое общество защиты прав потребителей, но случаи отмены рейсов из-за забастовок они не рассматривают.

Чат РуАнгентина, переписка накануне всеобщей забастовки 9 мая
Чат РуАнгентина, переписка накануне всеобщей забастовки 9 мая

Чем сердце успокоилось

Мы долетели до Игуасу. И даже уже прилетели обратно. Я заполнила форму, которую авиаперевозчик Flybondi прислал после рейса, — оценила работу авиакомпании на 10 баллов. Хотя понимаю, что нам просто повезло.

В Аргентине прошла общенациональная забастовка. В этот день в Буэнос-Айресе транспорт был практически парализован: было закрыто метро, не ходили поезда, не летали самолеты. Почти.-7