Найти тему

Сталинская конституция СССР 5 декабря 1936 года: дата, событие, важные факты, причины и последствия

Оглавление

Сталинская конституция 1936 года: основные моменты

Сталинская конституция, принятая в СССР в 1936 году, считалась самой демократичной в мире. Однако, многие права и свободы, о которых говорилось в этом документе, оставались на бумаге из-за массовых репрессий, начавшихся сразу после его принятия. Несмотря на это, конституция закрепила факт существования Советского Союза и положила основы для дальнейшего развития страны.

Документ состоял из 13 глав: первая регламентировала общие положения, следующие же восемь - устройство государства и работу органов власти на всех уровнях. Девятая глава касалась судебной системы и прокуратуры, десятая - гражданских прав и свобод. Основы избирательной системы, государственная символика и правила изменения конституции были закреплены в последних трех главах.

Одной из ключевых черт конституции было подтверждение победы социализма в стране. Вместе с тем, в документе было сказано, что СССР является лишь основой для дальнейшего развития социализма, оставив место для его усовершенствования.

Сталинская конституция 1936 года стала одним из важных юридических актов в истории Советского Союза, но ее демократичность и реальное воплощение в жизнь вызывали серьезные сомнения. Вместе с тем, этот документ оставался базовым законом страны до конца существования СССР.

Таким образом, Сталинская конституция 1936 года, несмотря на свои недостатки и противоречия, сыграла значительную роль в истории Советского Союза, закладывая основы для последующего развития страны и оставаясь одним из ключевых правовых актов периода сталинизма.

-2

История Союзного государства

СССР был объявлен государством, состоящим из 15 Союзных республик. Вопреки общему убеждению, каждая республика сохраняла значительные полномочия по суверенитету за исключением органов управления. Конституция Советского Союза строго регламентировала деятельность этих органов, а республики были обязаны следовать ей. В то же время ограничений на самостоятельное развитие не было: каждая республика могла добровольно покинуть союз, модифицировать конституцию под свои нужды, содержать собственные вооруженные силы, вести прямые переговоры с иностранными государствами, а также обмениваться дипломатическими представителями без участия центральной власти в Москве.

Конституция гарантировала, что границы республик не могли изменяться без их собственного согласия. В 1936 году в составе СССР насчитывалось 15 республик: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Армения и Узбекистан.

Эта уникальная форма государственности позволяла каждой республике сохранять свою идентичность, особенности культуры и традиции, не теряя при этом общего союзного статуса. Появление новых республик или объединение существующих подчас происходило в рамках политики Советского руководства, но при соблюдении демократических процедур и уважении воли народа.

Таким образом, СССР представлял собой уникальный союз независимых государств, которые объединялись общими интересами и целями, при этом сохраняя свою автономию в определении внутренней политики и внешних отношений.

-3

Органы управления в СССР после конституции 1936 года

Конституция 1936 года передала всю законодательную власть Верховному Совету, избираемому на 4 года. Однако на практике реальная власть оставалась за ЦК партии. Отличие новой конституции заключалось в том, что власть больше не передавалась съезду Советов, как это было ранее.

После 1936 года система управления в СССР кардинально изменилась. Верховный Совет стал двухпалатным органом. Первая палата - Совет Союзов, занималась общегосударственными вопросами и формировалась из избранных депутатов с их численностью зависящей от населения. Вторая палата - Совет Национальностей, решала вопросы республик и составлялась из представителей каждой из них.

Каждая республика также должна была иметь свой собственный Верховный Совет, который занимался местными вопросами и подчинялся центральным органам в Москве. Республиканское правительство и совет министров находились в подчинении этого Верховного Совета и отвечали за исполнительную власть в своих регионах.

Таким образом, структура управления в СССР после 1936 года была четко разделена на федеральный и республиканский уровни. Власть была сосредоточена в руках избранных депутатов, но реальное управление оставалось за ЦК партии, что подчеркивало особенности советской политической системы того времени.

-4

Судебная система СССР: иерархия судов и независимость

Судебная система Сталинской конституции Советского Союза 1936 года структурировала работу судов, устанавливая их иерархию. Так, народные суды рассматривали незначительные дела, а верховный суд - дела государственного значения. После принятия конституции, Верховный Совет получил полномочия формировать специальные суды для рассмотрения важных дел, таких как Чернобыльская катастрофа.

Судьи избирались на 5 лет и должны были действовать объективно, привлекая к заседаниям народных заседателей. Народные заседатели выбирались на 2 года из числа трудящихся и выдвигались коллективами. Все судебные заседания должны были быть открытыми и прозрачными, независимо от места и времени их проведения.

Кроме того, судебная система подчинялась прокуратуре, которая контролировала соблюдение законности действий судов. Прокуратура действовала по иерархии, начиная от Генеральной прокуратуры в Москве и заканчивая народными прокуратурами. Генеральный прокурор назначался Верховным Советом на 5 лет и несли ответственность перед ним.

Хотя прокуратура считалась независимым органом, это приводило к контролю за судами, что вызывало вопросы относительно независимости судебной системы в целом. В конечном итоге, в СССР утверждалась независимость и самостоятельность судебной системы на бумаге, хотя реально существующий контроль со стороны прокуратуры подвергал это сомнению.

-5

Гражданские права в СССР

Сталинская конституция 1936 года положила основу для гарантирования гражданских прав в Советском Союзе. Великая Победа в Великой Отечественной войне, во многом, была подготовлена именно благодаря сильной социальной базе и государственным гарантиям, закрепленным в этом документе. Советская Конституция предоставляла гражданам ряд прав, которые были уникальны для своего времени.

Одним из ключевых положений Конституции СССР было гарантированное право на отдых. Рабочий день в стране был ограничен восьмичасовым рабочим днем, а также предоставлялся оплачиваемый государством отпуск. Каждый гражданин имел право на работу, и гарантированное государством рабочее место. Это существенно снизило уровень безработицы в стране и позволило стремиться к нулевой ставке.

Конституция СССР также утверждала бесплатность образования. В стране была введена обязательная программа обучения восьми классов, а также предоставлялись дополнительные возможности для обучения в специализированных школах и высших учебных заведениях. Это создавало условия для обеспечения граждан уровнем образования, не зависящим от их финансового положения.

Особое внимание в Конституции было уделено правам рабочих. Каждый гражданин имел право на неприкосновенность личности и безопасность, а также гарантию сохранности жилища. Установленные равные права для мужчин и женщин были революционными на тот момент. Обязанность защищать Родину и соблюдать законы также были важными принципами, консолидировавшими общество вокруг общих ценностей.

Таким образом, Конституция 1936 года создала систему гарантий и прав для граждан СССР, которые сделали страну одной из самых передовых на тот момент. Хотя не все положения были реализованы в полной мере, однако сам факт закрепления таких прав в законе отличал Советский Союз от других стран и поднимал его на новый уровень в обеспечении гражданских свобод и прав.

-6

Избирательная система в СССР

В СССР все органы власти были выборными. Выборы проводились с участием всех слоев населения, были прямыми и тайными. Каждый гражданин после достижения 18 лет имел право на участие в выборах, без каких-либо дополнительных ограничений. Это отличало советскую систему от европейских аналогов, где женщинам разрешили голосовать лишь в конце 50-х – начале 60-х годов.

Становясь депутатом, человек должен был быть старше 23 лет, но формальных барьеров кроме этого не существовало. Однако на деле депутатами становились в основном члены КПСС. Важно отметить обязанности депутатов, установленные в Сталинской конституции. Они обязаны были регулярно докладывать перед избирателями о своей работе, что предполагало систему ответственности перед коллегами и избирателями.

Депутаты в Советском Союзе не пользовались неприкосновенностью. Их могли лишить депутатского статуса в любой момент, если большинство избирателей проголосовало за их отстранение. Чаще всего депутаты избирались трудовыми коллективами, что способствовало более тесной связи с избирателями и четкому контролю со стороны общества.

Таким образом, избирательная система в Советском Союзе отличалась от многих западных моделей. Равные права голоса, доступность для всех граждан и принцип ответственности перед избирателями делали ее уникальной. Советские депутаты не были изолированы от населения и подвержены были строгому контролю.

-7

Государственная символика СССР

Москва являлась столицей Советского Союза и воплощала в себе государственную символику. Флаг СССР представлял собой красное знамя с серпом, молотом и красной звездой из пяти лучей, расположенных в углу у флагштока. Этот символ утверждался Конституцией 1936 года.

Герб Советского Союза, утвержденный в период с 1936 по 1946 годы, изображал Землю с серпом и молотом на ней. Земля была украшена пшеничными колосьями в лучах солнца, а над ней возвышалась красная звезда. На гербе присутствовало и поголовье "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!" на всех официальных языках Союза.

Следует отметить, что государственные символы имели большое значение и символизировали идеологические принципы и общие ценности страны. Флаг и герб были неотъемлемой частью патриотического воспитания граждан и формирования национальной идентичности.

Книги и источники, посвященные этой теме, позволяют лучше понять историю и значение символики СССР. Среди них можно выделить произведения таких авторов, как В.Г. Сироткин, О.В. Хлевнюк, которые изучали период руководства Сталиным и его влияние на общество. Их труды отражают важные аспекты и события, связанные с формированием и использованием государственной символики в истории Советского Союза.

Таким образом, государственная символика СССР, включая флаг и герб, являлись важными элементами идентификации страны и олицетворяли основные идеалы и ценности советского общества. Их изображение и использование несли в себе политическое, идеологическое и культурное значение, которое оставалось неизменным в течение ряда лет и влияло на формирование и развитие общества в целом.