Урочище Бесов нос (Бесоносовская, Бесоновская, Бесово Устье)
Когда мы посещали Мыс Бесов нос в начале мая 2024 (об этом будет отельный пост) мы решили прогуляться в заброшенную деревню Бесов нос, другие названия, которые встречаются Бесоновская, Бесоносовская и Бесово устье. На самом мысе Бесов нос, был наверно раз 6 и на машине туда доезжал и на лодке, но вот в деревне, я ни разу не был. Хотя в 2012 году, когда мы туда пробирались на машине, мы эту деревню проезжали, но тогда я на нее не обратил внимания. Тогда было не до осмотра деревни, главная цель была добраться до Онеги, а ехали мы тогда очень долго.
Ну да ладно, сейчас не об этом. Берем с собой самое необходимое и выдвигаемся с нашей стоянки в сторону урочища.
Погода сегодня не очень, пасмурно, сыро, сильный ветер.
У стоянки №9, указатель на урочище Бесов нос.
Дорога перегорожена камнями. Непонятно зачем, ведь со стороны Каршево дороги нет, точнее мост разрушен, а со стороны мыса, вряд ли кто поедет. Но когда-то давно, в 2012 году, мы именно этой дорогой сюда приехали на машине.
Дорога для настоящих любителей внедорожья.
Дальше, лучше, дорога проходит по сухому лесу, но иногда и встречаются небольшие участки где нужен высокий клиренс.
Через метров 500, мы выходим на поляну, именно тут когда-то была деревня.
О самой деревне Бесов нос (Бесоновская, Бесоносовская, Бесово Устье) известно совсем немного. В интернете очень мало информации о ней, вот что удалось найти:
Деревня Бесов нос имела разные названия, Бесоновская, Бесово Устье, Бесов нос. Располагалась деревня на вершине возвышенности, в 15км от устья реки Водла. Впервые упоминается в писцовых книгах 1563-1566 гг.: "Это однодворная деревня Якимки Филипова, в которой числится 2 человека, обжа земли и 15 копен сена"
Последующее описание 1582/83 г. фиксирует незначительно увеличившуюся к этому времени деревню «Якимка Филипова на Бесове Носу», в ней уже два крестьянских двора, и ту же пустошь.
Но, избежав бедствий военных набегов в последней четверти XVI в., население познало все тяготы разорения, которые принесли бродившие по краю разрозненные отряды немецких и литовских людей, и русских воров казаков, называли их "черкасы". Судя по указаниям писцов, поселения волости в 1612/13 г., 1613/14 г. и даже в 1618/19 г. подвергались нападению, многие дворы были сожжены, а крестьяне убиты или покинули родные места. В 1612/13 г. разорена и небольшая деревня на Бесовом Носу, крестьяне убиты, их дворы запустели.
Восстановление деревни фиксирует писцовая книга 1628–1631 гг. Никиты Панина и Семена Копылова, в ней все те же стабильные два крестьянских двора.
Но уже переписные книги 1646–1647 гг. деревни на Бесове Носу не упоминают. Она превратилась в пустошь. Причем писцы отмечают, что запустела «из давних лет, в каком году не упомнят». Не значится она и через 30 лет в переписи 1678 г. Причина исчезновения деревни к середине XVII в. нам не известна. Исследователями называется много причин, вызвавших небывалое опустошение деревень Заонежских погостов по письму 1646–1647 гг. Среди них как неблагоприятные климатические условия, эпидемии, так и последствия разорения, тяжелый налоговый гнет, и, наконец, злоупотребления административной власти – воевод. Поселение на берегу Онежского озера вновь возрождается уже в следующем столетии, но, когда это произошло, точно не известно.
В списках населенных мест XIX – начала XX в. она зафиксирована под разными названиями: Бесово устье, Бесоновская, Бесов Нос. По статистическим данным на 1783 г. в ней было около 9 дворов, в которых проживало 96 человек
Карта Стрельбицкого. Специальная Карта Европейской России 1871г
Проезжавший мимо этих мест два года спустя академик Н.Я. Озерецковский описывает ее как небольшую деревушку, расположенную на возвышенном месте, вид на которую открывался с устья р.Черной.
В 80 года 18 века в этих местах работала стекольная фабрика З.И. Щербакова.
Основателями стекольного производства в Пудожском крае были Санкт-Петербургские купцы Тимофей Козлов и Иван Долгов, Вытегоский купец Анкудин Мартьянов и З.И. Щербаков.
По указу Пудожского нижнего земского суда, 19 Октября 1788г, разрешено было губернскому секретарю Захару Игнатьеву Щербакову построить стеклянную фабрику в Нигижемской волости на Бесовом устье.
В 1795г строительство фабрики обошлось в 3332 р. 78 коп.. Стеклянной посуды привезено было с фабрики на трех судах и сдано Александрову на 3491р.
Из записей академика Н.Я.Озерцовского путешествующего в этих краях: На них – делаются большия стекляные бутылки, обыкновенные бутылки, также большие и мелкие банки. Глину на печи, в коих плавят стекло, и на плавильные горшки достают с реки Андомы. К глине сей примешивают толченый голыш, который обжигают сперва в печах, потом толкут и просевают. На стекло употребляют береговой желтой и белой песок, перемешивая оный с осиновою и других дерев золою, которой кладут десять долей на шесть долей песку. Дрова, употребляемые на плавку стекла, как бы они сухи ни были, прежде сушат в особливых печах, и потом уже жгут их в плавильных печах. Сделанную из стекла посуду, еще раскаленную, немедленно кладут в каленишные печи, кои беспрестанно топятся; из них вынимают вещи в третий день, давая им простывать исподволь, дабы после не трескались. Вся сия посуда отправляется в С.-Петербург водою на гальотах, и заводчики знатную получают от нея прибыль
Завод перестал работать в конце 19 века, когда закончился лес для печей.
А вот отсюда как раз и брали песок.
В сообщениях 19 века отмечается, что крестьяне д.Бесов нос "Постоянно занимаются рыбным промыслом и потому хорошо знают свойства озера, управление лодками и судами". Места в окрестностях деревни славились рыбными ловлями. Весной сюда приходил лосось. Лов сига производился весной и осенью, причем "Бесоносовский" сиг всегда считался вкуснее "Шальского". Кроме того, у Бесова носа и в устье реки Черная в больших количествах вылалвивали лещей, щук, окуней и налимов.
Здесь нет луд (В. Даля – это «…подводные или надводные плоские камни, мели; гранитные плешины») лудами называют наиболее мелкие места на озерах (глубиной до 2—3 метров), куда поднимается погреться такая рыба, как окунь или плотва.) поэтому лов рыбы производился главным образом сетями, а также крючковыми снастями - переметами, в исторических документах упоминаются "сетовязы" данной деревни.
Судя по картам Онежского озера 1883 года, в деревне стояла часовня. Но никакой подтверждающей информации кроме как на карте, найти не удалось.
1880г тут появляется спасательная станция. Возможно и в тоже время (могу и ошибаться) тут на мысу Бесов появляется маяк.
Маяк мыса Бесов нос на Онежском озере один из первых в России, он построен из дерева, в отличии от других.
Этот маяк обеспечивал видимость сигнала на 8 морских миль (14.8км). Высота его - 16 метров, а высота огня (маяк работал на карбиде) над уровнем воды - 27 метров
Рядом с маяком был домик маячника (фотографии ~1970г.)
На рисунке 1970 г. Линчевской Т.С. это место выглядит так.
Летом 1944 г., по окончании боевых действий в акватории Онежского озера, в деревню стали возвращаться ее жители. В последний раз деревня упоминается в статистических сведениях за 50-х гг. прошлого столетия, в 70-е гг. поселение перестало существовать.
В настоящее время на территории бывшей деревни Бесов Нос находится несколько полуразрушенных домов.
Карта аэродромной сети северо-западной части СССР 1941 года
Американская карта России и СССР 50-х годов
После 50х годов деревню Бесов нос на картах найти уже не удалось.
Архивных фотографий деревни совсем мало. Все они сделаны в промежутке 1970-82гг
На обратной дороге, нашли старое кладбище, на котором хоронили жителей деревни.
А этому человеку видимо не везло с детьми.
Один прожил 7 дней
Другой чуть-чуть больше полугода.
Вот такая интересная история у этого места.
- Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!