Скажу сразу: я давно не испытывала такого потрясения.
«5:32» – 12-серийный казахский сериал смотрела на одном дыхании.
Будучи девушкой так же, как и большинство зрителей, отнюдь не со стальными нервами, я все- таки очень люблю такие сериалы. Прежде всего, за драматический накал, глубину мысли, заключенную в сюжете.
Все это присутствует в сериале «5:32».
События этого фильма происходят в двух временных плоскостях: в наше время и в 90-е годы. Действия разворачиваются в бывшей братской республике – Казахстане. Кстати, кому покажется, что авторы понапридумывали ужасов для увлекательности и треша. Но это ошибочное мнение. Буквально все события фильма имеют документальные подтверждения в лихих 90-х. В Казахстане того периода бушевала та еще преступность.
В центре сюжета – судьба следователя Шалқара, который в 90-е расследовал особо тяжкие преступления, а потом оказался не у дел. И уже, будучи на пенсии, пытается помочь полиции обезвредить опасного маньяка.
Почему потряс меня фильм «5:32»
- Впечатляет харизматичный главный герой – следователь Шалқар, представленный в двух возрастных ипостасях. Очень люблю, когда в фильмах герой подан в психологическом развитии, когда он неоднозначен. И это именно тот случай. В фильме мы можем наблюдать начало профессионального пути Шалқара: его талантливого, умного, молодого, уверенного в себе. А потом перед нами – его человеческий и профессиональный финал. То, к чему привела его беспощадная жизнь, отнявшая друзей, близких, любимую и оставившая его посреди выжженной пустыни одиночества…
Играют Шалкара два неизвестных российскому зрителю актера. И играют так, что, я уверена, и Станиславскому понравилось бы. Потому что уже к середине сериала этот самый Шалкар становится буквально родным, а к концу и вовсе кровью сердце за него обливается.
Вообще, все актеры, занятые в фильме, – потрясающие. Они именно что живут в кадре, а не играют!
- Еще один жирный плюс фильму – за превосходно воссозданный колорит казахской глубинки 90-х. От бытовых подробностей, до речевых характеристик и нравов – все ярко, убедительно, достоверно.
А самое главное, мне очень понравились две идеи фильма. Они не проговариваются устами героев. Но они совершенно очевидны. И мне показались даже в чем-то новаторскими.
Идея первая. Душегуба, на котором кровь невинных, не простить, не оправдать нельзя.
А ведь во многих современных фильмах именно это и происходит. По ходу расследования преступления выясняются причины, мотивы чудовищных поступков злодея, исследуется вопрос: как он дошел до жизни до такой? не есть ли это последствия детской травмы?
Так вот, создателям фильма «5:32» все это не интересно. Для них, как и для Шалқара, ясно только одно: подонок ни понимания, ни снисхождения не заслуживает.
Идея вторая. Она даже потрагичнее второй будет.
Зло заразно. Инфекционно даже. Оно проникает в душу даже к тому, кто с этим самым злом борется. И губит его. Именно так произошло с благородным, честным Шалқаром. И в финале его жаль до слез….
Теперь, почему не рекомендую слабонервным.
- В фильме очень много жестоких кровавых сцен. Смотреть их, порой, трудно. Но понимаешь, что здесь без них нельзя. Иначе зритель не проникнется сверхидеей сюжета.
- Присутствует ненормативная лексика. И ее немало. Сама не очень-то это люблю. Но в данном случае и это уместно. Потому что привносит необходимую экспрессию. Дает ощущение правдивости происходящего. В самом деле, вы верите, что, крутясь день ото дня в этом кровавом безумном мареве, работники правоохранительных органов изъясняются исключительно литературным языком?
- Некоторых раздражает тот факт, что в фильме ярко выраженная диглоссия: герои говорят вперемешку и на казахском, то на русском.
Но мне лично мне все это даже пришлось по душе, потому что создает обнаженный нерв этого взволнованного, жутковатого, и, как мне показалось, очень правдивого фильма.