Правила игры во многом изменила пандемия: она вскрыла проблемы "неблагоприятной" среды на разных уровнях. Ответом стали новые продукты от девелоперов — в 2020-2021 годах сразу несколько московских и петербургских компаний заявили о создании детских и/или спортивных площадок нового типа. К их разработке подключили представителей научного сообщества, профильных специалистов, производителей оборудования. Кроме того, на рынке появились акценты на умных решениях, которые упрощают быт и повышают уровень безопасности, — и в границах квартиры, и в пределах дворовой территории. Проекты ландшафтного дизайна тоже вошли в тренд "функциональности и практичности". Таким образом игроки рынка в разных вариациях стали сочетать элементы для большего уюта будущих жителей.
Продуманный комплексный подход к развитию территории даёт определённые дивиденды девелоперу, так как является одним из значимых нефинансовых факторов выбора жилья, поясняет директор консалтингового агентства GMK Сергей Разуваев. "Основной тренд направлен не на какие-то конкретные элементы благоустройства, а на подход — осмысленное формирование комфортной среды", — добавляет эксперт.
Прогрессивные игроки рынка пошли ещё дальше — соединив комплексный и научный подходы в поисках ключей к пониманию, как обеспечить жителям не просто комфорт, а предоставить стимулы к позитивным изменениям в их жизни. "Сегодня когнитивные науки, такие как нейробиология, поведенческая психология, активно изучают различные аспекты организации городской среды, её архитектуры и дизайна. В фокусе исследований их влияние на изменения структур мозга и, как следствие, на ментальное и физическое здоровье в целом", — рассказывает доцент кафедры дизайна архитектурной среды Архитектурного факультета СПбГАСУ Надежда Керимова.
Эксперт принимает участие в подобных исследованиях с коллегами из Высшей школы экономики и отмечает, что компаний, которые используют научно обоснованный подход в проектировании городской среды, немного, но эти девелоперы заглядывают в будущее. "На мой взгляд, применение данных самых актуальных исследований позволит конкретным компаниям сделать прорыв в подходах к организации жилой среды, уйти от штампов, стать новаторами, создать пилотные проекты, получить как преимущество внимание и интерес покупателей", — уверена Надежда Керимова.
В данном случае среда будет не просто учитывать текущие потребности, ей предписано самой идеей постоянно совершенствоваться. Важно, что эффект даёт комплексность: когда учтены самые разные аспекты в окружении человека, влияющие как на настроение, так и на его мотивацию, стремление саморазвиваться, жить яркой жизнью именно сейчас, меняться самому и помогать другим. Это будущее, которое уже имеет вполне конкретные очертания, а главное — инструменты. И у читателей "ДП" есть возможность в режиме "реального времени" следить за тем, как создаётся первый такой продукт.
Хакнуть систему
Компания GloraX запустила новое направление — GloraX Lab, которое использует междисциплинарный подход, объединяя экспертов и практиков из разных научных областей для создания принципиально новых продуктовых решений в жилых проектах с учётом психофизиологических особенностей человека. Задача лаборатории — не просто создать функциональную и эстетически привлекательную среду, но уйти в глубокую проработку стандартов продукта, принимая во внимание влияние физиологических и психологических процессов, чтобы повысить качество жизни и субъективное ощущение счастья людей.
Долгие годы девелоперы смотрели исключительно на эстетическую и функциональную сторону продуктовых решений, но пора переходить на новый уровень и наконец понять, как среда влияет на состояние человека, и начать этим управлять. Мы точно знаем, как это сделать. Революционный подход — это когда ты не смотришь на накопленный опыт рынка и типовые достижения коллег, а полностью меняешь всю парадигму. Только глубокие научные знания и исследования с пониманием всех физиологических и психологических процессов смогут кардинально изменить сложившуюся инертную систему. Мы переосмыслим всю жилую среду глазами прогрессивного научного сообщества и представим решения, которые будут положительно влиять на опыт человека, который он получает на физическом, психологическом и когнитивном уровне", — рассказывает Дмитрий Кашинский, президент GloraX.
GloraX Lab объединяет пять направлений, каждое из которых возглавляют признанные эксперты. Так, в состав лаборатории вошли специалисты по нейропсихологии и нейробиологии Полина Кривых и Василий Ключарев, известный детский психолог Лариса Суркова и педиатр-аллерголог Алексей Бессмертный, спортивный эксперт Арина Скоромная и Яна Голубева, учредитель МЛА+ в России, архитектор, урбанист.
Разработки лаборатории охватывают весь девелоперский продукт: от планировок и отделки квартир до видов растений во дворе. Исключают дефициты и устаревшие элементы, аккумулируют передовые решения, доказавшие свою эффективность, которые оперативно внедряются в продукт — через дизайн и подходы к строительству. Экосистема является обновляемой, адаптирующейся под актуальные научные изыскания.
Эксперты работают отдельно по своим направлениям и объединяют усилия, если этого требует задача. У всей команды есть чёткие сроки по реализации проекта. Так, новые концепции по озеленению территории, обустройству детских и спортивных площадок будут представлены летом 2024 года. Но уже сегодня можно узнать, какие принципы, идеи, фишки заложены в продукт комфорт-класса нового поколения. И удивиться, как зачастую простые решения способны менять жизнь к лучшему.
Хорошо и в четырёх стенах
"Исследования показывают, что большинство людей проводят 70-90% своего времени внутри помещений. Насколько строители современного жилья используют достижения науки для того, чтобы сделать его более полезным и комфортным для жизни?" — задаёт вопрос Василий Ключарев, профессор, заведующий лаборатории в Институте когнитивных нейронаук. Эксперт участвует в разработке рекомендаций для компании GloraX с целью создания научно обоснованных стандартов современной жилой среды.
Идеи нейробиологии и когнитивных наук легли в основу нейропроектирования, научного направления, изучающего влияние городской среды на мозг и здоровье жителей. Сканирование мозга и другие когнитивные технологии позволяют объективно оценить, какие свойства жилой среды положительно влияют на людей, создают дополнительный когнитивный резерв в разном возрасте", — поясняет Василий Ключарев.
В тандеме с экспертом по данному направлению в GloraX Lab работает Полина Кривых, психофизиолог, лектор, автор канала "Редакция.Наука", спикер TEDx. Она рассказала, что команда разрабатывает эргономичную и продуманную с точки зрения психофизиологии среду, чтобы человек ощущал себя комфортно в собственном доме. "Ведь из множества неудобных мелочей может складываться постоянный фоновый стресс — наша задача этого избежать и таким образом повысить качество и уровень жизни", — говорит Полина Кривых.
При этом отдельное внимание эксперты уделяют возможности для клиента кастомизировать квартиру под себя. Это позволит дать человеку ощущение контроля над собственной жизнью. Если оно теряется, возникает стресс и может развиться выученная беспомощность, рассказала Полина Кривых. Из важных деталей — вопрос освещения. Специалисты продумывают его согласно биоритмам: утром человек будет получать дополнительную энергию и заряд бодрости, а вечером перед сном оно не будет препятствовать выработке мелатонина, что в результате поможет наладить режим.
Квартальная профилактика
"Мы с коллегами видим активную потребность людей уже не просто обращаться к врачам с проблемой, но создавать превентивные условия для здоровой жизни", — делится наблюдениями педиатр, врач аллерголог-иммунолог, эксперт лаборатории биохакинга GloraX Lab Алексей Бессмертный. Это направление отвечает за создание среды, положительно влияющей на физическое здоровье жителей, и включает разработку новых стандартов социальной инфраструктуры с фокусом на снижение сезонных заболеваний и безопасность.
Нас делает наше окружение, и это не только про людей, — замечает Алексей Бессмертный. — Ширина дверей, удобство их открытия, свет, звук и запах в подъездах. Решения для очистки воздуха и воды, которые позволят минимизировать влияние негативных факторов городской среды. И ещё много-много мелочей, учтя которые и улучшив можно создать более комфортную, здоровую и привлекательную среду для жителей".
В качестве примера эксперт привёл "умное озеленение" — выбор для придомовой территории деревьев, снижающих риск сезонной аллергии и минимально накапливающих пыль на кроне, при этом дающих комфортную уютную тень.
Никуда без технологий
Создание детских игровых пространств в массовом сегменте недвижимости тоже подвержено трендам — в результате многие дворы при всём разнообразии МАФов идеологически стали “типовыми”, отмечают эксперты. При этом исследователи считают, что вошедший в моду экостиль не всегда способствует разностороннему развитию подрастающего поколения. В итоге — пустующие зоны для игр во дворах, которые просто не интересны малышам. Поэтому вопрос проектирования пространств для детей сегодня имеет особое значение для девелоперов.
Детская площадка должна быть "гостеприимной" и интересной для ребят разного возраста, обеспечивая им безопасную среду для игр и развития, поясняет позицию экспертов лаборатории психолог-консультант, кандидат психологических наук Лариса Суркова. "К сожалению, в век желания родителей развивать мелкую моторику детей они совсем забывают, что гораздо важнее для мозга крупная моторика. А мультиками и гаджетами вообще что-либо развить сложно. Но дети не ходят на скучные и бесцветные площадки, где невозможно, двигаясь, развиться и давать волю воображению и фантазии".
Другая проблема с современными "классическими" спортивными площадками, отмечают в GloraX Lab: они комфортны только для тех, кто профессионально занимается или понимает технологию развития разных групп мышц, рассказывает директор департамента франчайзинга сети фитнес-клубов WorldClass Марина Мартынова. В результате аудитория площадок сужается — оборудование неадаптивно к потребностям обычных людей, они просто зачастую не понимают, что делать с тренажёрами и инвентарём, даже если действительно хотят заниматься спортом, который сегодня становится частью образа жизни современного человека, уточняет эксперт.
"Возможности, пол, ограничения — всё это становится барьером к занятиям во дворе. Мы приступили к разработке нового стандарта физиологической спортивной инфраструктуры с учётом универсальности, дружелюбности оборудования. Особое внимание уделим развитию спортивных объектов в конкретных локациях, регионах с разными климатическими и социальными особенностями. Определим универсальные и кастомизируемые решения для разных проектов", — делится планами Марина Мартынова.
Параллельно разрабатывается решение для устранения дискомфорта и неуверенности среди тех, кто пришёл на спортплощадку без "специальных знаний": эксперты создают понятное руководство к тренировкам. "На каждой спортплощадке появится QR-код с несложным приложением либо отсылкой на видео с тренировками, которые позволят использовать простые упражнения для решения конкретных задач и с учётом особенностей каждого человека, — рассказала Арина Скоромная, амбассадор спортнаправления. — Важно разумно использовать последние технологии и новшества, отражая в них реальные запросы людей. Использовать деление на определённые группы людей и соматотипы. Для беременных и молодых мам, подростков, мужчин и женщин с запросом на похудение или набор мышечной массы будут дифференцируемые тренировки с учётом физиологии и потребностей".
С двором не ошибёшься
Все решения будут объединены не только "идеологически", посредством цветовых решений и т.д. "Узнаваемость должна создаваться не через прямое брендирование элементов среды, а через применение узнаваемого подхода, основанного на ценностях и образе компании в целом, — говорит учредитель MЛA+ в России и руководитель петербургского офиса компании Яна Голубева, которая входит в команду лаборатории средового дизайна. — В наше время девелоперы научились создавать базовый комфорт, приятный для глаз. Но у этого достижения есть обратная сторона — это доминирование типовых решения в духе экодизайна. Эти решения существуют сами по себе, в отрыве от образа создаваемого продукта. Мы рады приступить к решению амбициозной и сложной задачи — как через "стандарт" создать глубокий, узнаваемый и контекстуальный дизайн открытых пространств для комплексов комфорт-класса".
Эксперт поделилась, что компании интересна задача с разных позиций. "Содержательно нам интересно подружить электрический синий GloraX с природой в городе и темой экосистемных услуг, результатами исследования других команд лаборатории, которые занимаются нейронаукой; лучшими мировыми практиками дизайна среды и современными теориями о месте, природе, игре и человеке", — уточнила она.
Таким образом, сегодня на рынке недвижимости формируется новый уровень персонализации условий для качественной жизни. А удобство наращивается в том числе за счёт устранения факторов дискомфорта, мешающих человеку раскрыть весь свой потенциал. "ДП" будет следить за проектом и развитием самой идеи.
https://www.dp.ru/a/2024/05/15/komfortnaja-sreda-novogo-obrazca?from=dzen-news