Найти тему
Мысли о Культуре

Современная Культура

"Со всей нашей стороны было лишь служение Культуре" Е.И.Рерих.
"Со всей нашей стороны было лишь служение Культуре" Е.И.Рерих.

На сегодняшний день известно более тысячи определений слова "Культура". Не могут определить Культуру, потому что это очень широкое понятие. От всего рукотворного, созданного человечеством, до проявления творчества высшего человеческого Духа. В культуру входит философия, наука, искусство и многое другое - словом, всё, что создано человечеством. Древнеримский оратор Цицерон, определил задачу культуры в "возделывании души" человека. Каждое время имеет свою Культуру. Сегодня в Культуру входят на одинаковых правах противоположные утверждения по одному вопросу: Бог есть или Бога нет; человек произошёл от обезьяны или был сотворён; космос образовался от Большого взрыва или другим способом; обосновывать науку философией или нет? Но официальная наука говорит однозначно: Бога нет, человек произошёл от обезьяны, Космос образоваться сам по себе от Большого взрыва и философское обоснование науке не нужно. Является ли это истиной? Очень спорно, но зато такое направление даёт возможность разрабатывать безнравственные теории и технологии, ведь человеку не перед кем держать ответ. 

Чтобы стать культурным человеком, нужно приобщиться к Культуре. Это происходит путём воспитания и обучения. И желательно для приобщения к Культуре не забыть древние основы, ведь они всегда актуальны и написаны для нас: Сократ настаивал на познании самого себя; Платон дал идею Блага; Аристотель дал логику и основы наук; Христос учил любви; Конфуций дал основы справедливой государственности, по которым Китай жил две тысячи лет; древний Восток - Аюрведу и китайскую медицину. Так, шаг за шагом, можно проследить цепочку истинного знания до наших дней. Среди наших современников продолжатели их дела - прогрессивные учёные, а из философов - Блаватская Е.П., и Рерихи, принесшие всем людям знания, известные ранее лишь посвященным. Значит, пришло время познавать и совершенствовать себя и затем мир. Это утверждение идёт от древности и не потеряет никогда своей актуальности. Знали писавшие, что будут кризисы во всех областях Культуры. И предложили для выхода синтез. Сейчас время анализа, мы имеем множество узких специалистов, которые знают только свою специальность и не вникают в смежные темы, не говоря уже о синтезе древних и современных знаний Востока и Запада. "Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего понимает и знает основы Бытия и пути строительства" Е.И.Рерих.

Общество здорово, когда уровень культуры высок. Когда идеология государства знает и применяет лучшие идеи в воспитании детей, в медицине, в науке. Когда учёные думают о благе народа. И, наоборот, при низкой Культуре никогда не будет здорового общества. Значит, надо иметь цель - стремиться к лучшему, что было сделано в науке, философии, искусстве. И передать это детям. Конфуций ещё 2500 лет назад сказал, что передача знаний, воспитание нравственных качеств характера детей и совершенствование взрослых может привести к преображению всего общества. С ним согласны все учителя человечества. Н.К.Рерих советовал уже в наше время: «Обратите особое внимание на молодёжь». Конечно, надо сначала взрослым (особенно педагогам) иметь правильное мировоззрение, чтобы его передавать. 

Мечты о лучшем будущем всегда движут человека вперёд. «Я мыслю себе XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке» Д.С.Лихачев. В 20 веке был передовой институт «Урусвати» и Рерихи предложили город высокой Культуры – Звенигород.

-2

«В человеке есть дух, душа и тело» В.Ф.Войно-Ясенецкий. Также и культура в каждом человеке делится на физическую, психическую и духовную. Физическая культура важна для физического здоровья. «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений» (Гален). Эти слова актуальны и сегодня, возвращая здоровье чаще, чем лекарства. В психическую культуру входят эмоции, личные желания, внимание, память, мышление. Культурный человек всю жизнь тренирует память и мышление, познаёт и старается понять этот мир. Ему присущи высшие чувства – сострадание, радость, любовь. Духовная культура присуща выдающимся учёным, философам, деятелям искусства, которые трудятся для эволюции. В противовес культуре есть и бескультурье – физическая распущенность, гнев, себялюбие, ненависть и безволие.

Роль культуры в современное время. «Нынешний Армагеддон имеет в основе своей борьбу за Культуру, за эволюцию. Там, где нет эволюции, не может быть и Культуры. Но трудность в том, что многие, вернее большинство, не отдают себе отчёта, что есть Культура, без Культуры жизнь приходит к развалу» Е.И.Рерих. Эти основы должны быть самыми высокими, если хотим изменений в лучшую сторону. Эти основы должны затрагивать всё общество: образование, воспитание, медицину, экономику, политику и т.п.. «Культура – это то же Солнце, только человеческое. Мы – человечество – создавали наше Солнце (культуру) тысячелетиями» Е.И.Рерих. А сейчас настало время применения. Выстоим ли без общей Культуры?

P.S. Пришло время становиться высококультурными людьми, познавать и совершенствовать себя, а затем и страну, которая в этом так нуждается. Становиться способными не только к диалогу, но и к конкретному сотрудничеству по возрождению страны. И её народа. Ведь по одиночке практически ничего нельзя сделать.