На сегодняшний день известно более тысячи определений слова "Культура". Не могут определить Культуру, потому что это очень широкое понятие. От всего рукотворного, созданного человечеством, до проявления творчества высшего человеческого Духа. В культуру входит философия, наука, искусство и многое другое - словом, всё, что создано человечеством. Древнеримский оратор Цицерон, определил задачу культуры в "возделывании души" человека. Каждое время имеет свою Культуру. Сегодня в Культуру входят на одинаковых правах противоположные утверждения по одному вопросу: Бог есть или Бога нет; человек произошёл от обезьяны или был сотворён; космос образовался от Большого взрыва или другим способом; обосновывать науку философией или нет? Но официальная наука говорит однозначно: Бога нет, человек произошёл от обезьяны, Космос образоваться сам по себе от Большого взрыва и философское обоснование науке не нужно. Является ли это истиной? Очень спорно, но зато такое направление даёт возможность разрабатывать безнравственные теории и технологии, ведь человеку не перед кем держать ответ.
Чтобы стать культурным человеком, нужно приобщиться к Культуре. Это происходит путём воспитания и обучения. И желательно для приобщения к Культуре не забыть древние основы, ведь они всегда актуальны и написаны для нас: Сократ настаивал на познании самого себя; Платон дал идею Блага; Аристотель дал логику и основы наук; Христос учил любви; Конфуций дал основы справедливой государственности, по которым Китай жил две тысячи лет; древний Восток - Аюрведу и китайскую медицину. Так, шаг за шагом, можно проследить цепочку истинного знания до наших дней. Среди наших современников продолжатели их дела - прогрессивные учёные, а из философов - Блаватская Е.П., и Рерихи, принесшие всем людям знания, известные ранее лишь посвященным. Значит, пришло время познавать и совершенствовать себя и затем мир. Это утверждение идёт от древности и не потеряет никогда своей актуальности. Знали писавшие, что будут кризисы во всех областях Культуры. И предложили для выхода синтез. Сейчас время анализа, мы имеем множество узких специалистов, которые знают только свою специальность и не вникают в смежные темы, не говоря уже о синтезе древних и современных знаний Востока и Запада. "Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего понимает и знает основы Бытия и пути строительства" Е.И.Рерих.
Общество здорово, когда уровень культуры высок. Когда идеология государства знает и применяет лучшие идеи в воспитании детей, в медицине, в науке. Когда учёные думают о благе народа. И, наоборот, при низкой Культуре никогда не будет здорового общества. Значит, надо иметь цель - стремиться к лучшему, что было сделано в науке, философии, искусстве. И передать это детям. Конфуций ещё 2500 лет назад сказал, что передача знаний, воспитание нравственных качеств характера детей и совершенствование взрослых может привести к преображению всего общества. С ним согласны все учителя человечества. Н.К.Рерих советовал уже в наше время: «Обратите особое внимание на молодёжь». Конечно, надо сначала взрослым (особенно педагогам) иметь правильное мировоззрение, чтобы его передавать.
Мечты о лучшем будущем всегда движут человека вперёд. «Я мыслю себе XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке» Д.С.Лихачев. В 20 веке был передовой институт «Урусвати» и Рерихи предложили город высокой Культуры – Звенигород.
«В человеке есть дух, душа и тело» В.Ф.Войно-Ясенецкий. Также и культура в каждом человеке делится на физическую, психическую и духовную. Физическая культура важна для физического здоровья. «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений» (Гален). Эти слова актуальны и сегодня, возвращая здоровье чаще, чем лекарства. В психическую культуру входят эмоции, личные желания, внимание, память, мышление. Культурный человек всю жизнь тренирует память и мышление, познаёт и старается понять этот мир. Ему присущи высшие чувства – сострадание, радость, любовь. Духовная культура присуща выдающимся учёным, философам, деятелям искусства, которые трудятся для эволюции. В противовес культуре есть и бескультурье – физическая распущенность, гнев, себялюбие, ненависть и безволие.
Роль культуры в современное время. «Нынешний Армагеддон имеет в основе своей борьбу за Культуру, за эволюцию. Там, где нет эволюции, не может быть и Культуры. Но трудность в том, что многие, вернее большинство, не отдают себе отчёта, что есть Культура, без Культуры жизнь приходит к развалу» Е.И.Рерих. Эти основы должны быть самыми высокими, если хотим изменений в лучшую сторону. Эти основы должны затрагивать всё общество: образование, воспитание, медицину, экономику, политику и т.п.. «Культура – это то же Солнце, только человеческое. Мы – человечество – создавали наше Солнце (культуру) тысячелетиями» Е.И.Рерих. А сейчас настало время применения. Выстоим ли без общей Культуры?
P.S. Пришло время становиться высококультурными людьми, познавать и совершенствовать себя, а затем и страну, которая в этом так нуждается. Становиться способными не только к диалогу, но и к конкретному сотрудничеству по возрождению страны. И её народа. Ведь по одиночке практически ничего нельзя сделать.