Режиссер: Антон Федоров.
Театр «Пространство внутри».
В поисках своего «места».
И снова театр абсурда, который близок постмодерну.
Этот спектакль - попытка режиссера поговорить о сегодняшнем мире и современной России, найти свое место. За основу взята драма абсурда Самюэля Беккета «В ожидании Годо». Два человека в пьесе нобелевского лауреата Владимир и Эстрагон ждут Годо (читай Бога), но они забыли, кто это и зачем они его ждут. И все-таки ждут, потому что, как сказал Жан - Поль Сартр: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может».
Антон Федоров остроумно заменил Годо Чебурашкой (Роза Хайруллина), ведь фильм с одноименным названием в нашей стране собрал рекордную сумму в прокате. Значит, ждали. Смешно в спектакле показана встреча с Чебурашкой. Петя (Дмитрий Куличков) командует Нине (Наталья Рычкова) накрывать на стол, но каждый раз обращается к ней, называя ее и соседа новыми именами: Олежек, Ринат, Джон, Натах, Игорь. Неизменно только «братан». За этим целый русский мир. Но братаны это тоже чуваки, которые могут с трудом выговорить: «Чо, я ничо, а ты чо?».
Герои этой пьесы, сельские жители Петя, Нина и сосед (Сергей Шайданов) оказываются в странном месте, случайно завернув за угол бани, в котором они кого-то ждут и все время спрашивают друг друга: «Что мы пришли не на то место?», «Это точно то место?». Это цитаты из Беккета. Это место - ничто и нигде. Это место ожидания Бога, о котором они, правда, ничего не помнят. На сцене есть и дерево, у которого, как и в пьесе Беккета, герои ждут Годо.
Речь идет, с одной стороны, о русском мире и русских людях, живущих в богооставленном мире. Чебурашка - наш герой. С другой стороны, среди персонажей есть англичанин (Сергей Шайдаков). Значит, речь идет о всей западно-европейской цивилизации.
Распад мира в спектакле показан на разных уровнях. Семья как малая церковь разрушена. Страшно слышать, как Петя бьет Нину смертным боем. На буквально считанные минуты между ними возникает утерянная гармония: падает искусственный снег и они кружатся в танце. У Нины при этом все лицо в крови после побоев. Они в белом как жених и невеста (Петя в майке, Нина в комбинации) смотрят друг другу в глаза, припоминая что-то забытое, что было между ними. Это один из трогательных моментов в спектакле. Но затишье между ними временное. По ходу спектакля, в приступах злобы, она называет его «скотской скотиной», он ее - «сукой».
Жизнь Нины и Пети бессмысленна и состоит из работы, накрывания столов, отмечания праздников и скандалов. Сынок все время маячит за окошком на улице. Распад семьи налицо. Еда потеряла для них свой сакральный смысл единения в Боге, и теперь вместо Бога Петя прославляет русский борщ и даже «плавает» в нем, словно совершая обряд крещения.
Речь персонажей наиболее ярко передает их нравственное уродство. Первым, кто в кино через речь показал больное русское бессознательное, был Алексей Герман в фильме «Хрусталев, машину!» Здесь в речи мат, слышатся обрывки слов, бесконечные повторения, обрывочные смыслы, цитаты из фильмов и книг, коверканье слов. А то, что они принимают Чебурашку за Бога и называют его чуваком, содержит невероятно горькую истину.
Русский мир показан беспощадно и жестко: с его пьянством, тюрьмами, битьем, грубостью, матом и сказками о царевичах на серых волках. Вот и Петя когда-то давно влюбился в Нину за ее песни. Сейчас Петя - бывший зэк. Его домом 15 лет была тюрьма. Отсюда в его речи множество жаргонной лексики и любимое ругательство «жеваный кот». Звучит и любимый народом шансон. Сюда же, как ни странно, встраивается музыка из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Годы и годы отделяют сидельца Петю и верную Нину, как и советского разведчика Исаева и его жену. Советский миф о разведчике сопоставляется с браком Пети и Нины, которую разлучили с любимым «волкИ позорные». На войне как на войне. На этом и вырос романтический шансон и героизм сидельцев. А сидело полстраны. После встречи с Чебурашкой, то есть с Богом, оказывается, что мультяшный герой тоже сидел, а крокодил Гена «откинулся».
Логично, что после явления Чебурашки народу, герои начинают исповедоваться на фоне круга света, появившемся на стене, и Петя рассказывает свою историю, а потом засыпает. Сон - это всегда переходное состояние между миром живых и миром мертвых, и дальнейшие события - это то ли явь, то ли Петино видение.
Герои переносятся в поезд, но нам понятно, что поезд идет в никуда. Он не движется, хотя стук колес мы слышим. Жизнь русской пары циклична. Они как будто застыли во времени, как и разлученные войной разведчик Исаев и его жена.
С Петей и Ниной едет (или это только снится Пете) Джон, который выдает какой-то невероятный по артистизму speech, с имитированием английской и немецкой речи. Но в нем прорываются фразы типа: «I’m so tired » (Я так устал), « I’m so worried » (Я так боюсь) и «Help me!». Словом, как нас ни разделяй с западным миром, мы в одном поезде.
Куда они едут, понятно зрителю: на встречу всеобщему и личному концу. Время от времени они говорят о своей смерти. Нина мечтает умереть с Петей в один день. Англичанин, он же сосед по деревне (а мы все живем в одной деревне после книги «Галактики Гутенберга» Маршалла Маклюэна) просит Офелию помянуть его в своих молитвах и начинает палить в потолок. А перед этим Нина предлагает иностранцу покушать яичко, ножку петуха, которого она же зарубила вчера, и поминальную еду- кутью и кисель.
При всей ироничности повествования к концу спектакля возникает желание выйти из поля спектакля: до того чудовищно то, что происходит с этими людьми. Петя на вопрос сына, что главное в жизни, отвечает: «Чтобы ложка стояла (в борще) и деньги водились». Кроме того, персонажи говорят много о войне. Нина просит, чтоб только не было войны, но мы знаем, что перманентная война идет давно, так как человек больше не является ценностью. И звучит прекрасная музыка Микаэла Таривердиева из фильма Татьяны Лиозновой как скорбь по добру.
Нина воюет с мужем. Англичанин учится произносить слово «война» и восклицает: «Why no? » Благородного Гену убили. Кстати, по архетипу Гена - это святой или спаситель. Здесь у него на сцене есть могилка. Чебурашка скорбит, но сам в сапогах из крокодиловой кожи Гены. Вспоминается хрестоматийное: «Но дружбы нет и той меж нами…». Сам же Чебурашка в конце забирается в поваленную телефонную будку, символизирующую утрату коммуникации в нашем мире, и тоже умирает.
Смыслы потеряны, но сердце ждет чуда. Нина поет песни со слезами на глазах, крутится диско-шар, на землю падает снег.
Что сказать о мире, в котором человек высшим наслаждением считает борщ (еду), слагая о еде саги: монолог Пети о борще и рассказ Чебурашки о капусте и кочерыжке-беспредельщице, которые сообща потерли по понятиям морковь? О мире, где человек сам жаждет не свободы, а жизни по понятиям, чтобы все вовремя и чтобы все за тебя решили. Петя подводит итог: «борщец».
Надежды на исправление мира мало или почти нет. Но сам спектакль о поиске этого места в наших душах.
Браво режиссеру и всему актерскому составу!!!