С развитием товарной экономики, ускоренным технологическим прогрессом и изменяющимися ценностями, понятие потребления приобрело новые, более глубокие оттенки. Оно уже не просто средство удовлетворения наших физических потребностей, теперь это сложная социально-психологическая конструкция, пронизывающая все сферы нашей жизни. Давайте рассмотрим ключевые аспекты этого феномена, его механизмы и влияние на культуру и наше самоопределение.
"Новая ментальность"
Недавно наблюдал, как мужчина выбирал виски на подарок. Ему было абсолютно всё равно на содержимое, его больше заботила цена. Это логично, он пытался сделать приятное другому, наградив его символом роскоши. Жан Бодрийяр утверждал, что в современном мире реальность становится симулякром, копией, лишенной оригинала вещи, символом, который реальнее исходной вещи.
"Революция изобилия"
Мы наблюдаем тенденцию, к накоплению материальных благ, по крайней мере так утверждает современная поп-культура. Если разобраться, само изобилие выполняет функцию различения и обусловлено идеей равенства. Американская мечта: рост для всех, изобилие для каждого. Почувствуй равенство, купи Чивас Ригал. Но рост не демократия. В обществах изобилия ресурсы не распределяются равномерно, а скорее как "сообщающиеся сосуды", что чаще приводит к неравенству и привилегиям. Плюс обратная сторона - избыток. В свою очередь лишающий тебя внутренней продуктивности, делая тебя более пассивным.
"Модный двигатель"
Мода - это один из механизмов в товарной экономике, на равне с рекламой, стимулирующий потребление. Именно понятие вынужденного старения подразумевает снятие с вещей их практичной функции и взамен наложение другой, более символичной. Так тебе задаётся темп потребления - не потому что эти носки не функциональные (не греют ноги), а потому что они больше не символизируют ценности, исповедуемые окружением в конкретный период.
"Личность и потребление"
Хотелось бы подчеркнуть одно из следствий потребительской культуры: это зависимость самоуважения от успеха. Потому как всё рассматривается в качестве товара, даже сам человек, уверенность в себе и чувство собственного достоинства превращаются лишь в отражение того, что думают о нëм другие. У человека нет никакой уверенности в собственной ценности, не зависящей от его популярности и рыночного успеха. Если на него есть спрос, то он считает себя кем-то; если же он не популярен, то и в собственных глазах он попросту никто.
В итоге мы живем в мире, где самоуважение зависит от того, насколько востребованы мы на социальном рынке, в мире где наша ценность определяется не столько нашими действиями, сколько количеством лайков и стоимостью наших гаджетов, в мире в кором каждая мелочь приобрелла ценность, потаму как главное утратило смысл.
Ну и пока вы думаете о том, какой виски купить своему другу, этот мир всë так же продолжает вращаться вокруг товарных полок, где каждый из нас играет свою роль в бесконечном спектакле потребления.
#культура #философия @PotokSoznania