В сфере онлайн-образования неспокойно последнее время. И дело даже не в скандалах с именитыми инфобизнесменами. Хотя и в них, в том числе. Просто у клиентов, потребителей различных курсов и платформ, меняется вектор запросов. Да и требования растут.
Как изменился рынок обучения по интернету
Поначалу коучи набирали небольшие группы по несколько человек. Прогресс в технологиях IT позволил им со временем подрасти — создавать целые курсы, объединять по направлениям и встраивать в систему на обучающих платформах.
Только скоординированная взаимосвязь между блоками приводит к успеху всей платформы.
Рынок EdTech с начала 10-х ежегодно прирастал на 20%. А в 2020-м случился всплеск интереса к учебе онлайн — вдвое по сравнению с предыдущими годами. Золотое время для онлайн-школ, курсов. Да и в целом, инфобизнеса как класса.
Онлайн-школы стали множиться, как на бешеном принтере. А спрос на них только рос. «На берегу» интернет-учеба для многих виделась своего рода волшебной таблеткой, открывающей дверь к суперзнаниям. Ведь прекрасно же. Слушай себе лекции, когда тебе удобно, и через пару месяцев получай заветную специальность и диплом известной онлайн-школы.
Но прошло пару лет, и спрос начал падать. Кто-то просто пресытился потреблением, а кто-то и разочаровался, не получив от инфопродуктов желаемого результата.
Вероятные причины разочарований:
- Учиться несколько месяцев в больших группах без индивидуального сопровождения способен далеко не каждый. Студенты часто не справляются с программой, не все готовы к длительной самостоятельной работе. И если обратной связи практически нет или она формальная, до диплома доходит процентов сорок «курсантов».
- Курс поверхностный, в нём мало полезной информации. Хотя реклама гарантировала выпуск профессионалов с нуля и в кратчайшие сроки. А по сути: в бесплатных сливах в интернете и то можно больше информации почерпнуть.
- Претензий к самому курсу никаких, изложен толково. Но он дает только азы профессии. Соответственно, эйчары не встречают новоиспеченного специалиста с караваем. Если смотреть объективно, короткое обучение с сотней коротеньких роликов действительно не позволяет освоить серьезную программу, которую в вузах штудируют не один год.
- Слишком много обещано на старте — заработок с большим количеством нулей, содействие в трудоустройстве. А по факту никто не распахивает двери перед выпускниками онлайн-курсов, их дипломы мало кому интересны.
- Цены кусаются, менеджеры школ навязывают кредиты.
Перечисленные факты лежат на поверхности. У тех же, кто учился онлайн и разочаровался, свои резоны быть недовольными.
Какие векторы наметились в интернет-обучении
Порядка 90% онлайн-школ коснулся кризис. Остальные пытаются перестроиться, сокращают штат. Выжили те, кто реагирует на малейшие изменения рынка. В частности:
- Сегодня слушатели хотят получать конкретные знания, с понятным уже на старте результатом. Отдают предпочтение школам с реальным трудоустройством
- Проявляют интерес к коротким курсам, с не самыми сложными программами. Потенциальные курсанты больше не верят, что можно выучиться на айтишника за полтора месяца.
- Запрос на более доверительный контакт и качественную обратную связь. В преподавателе хотят видеть наставника, по шагам ведущего за ручку
- Нужен продукт более дешевый, да еще и с гарантией результата
- Клиенты не желают покупать «кота в мешке» — отсюда актуальным становится запрос на бесплатные экспресс-курсы.
Конечно, не стоит верить громким рекламным обещаниям. Но и огульно относить всех, кто учит сегодня в интернете, к так называемым инфоцыганам тоже перебор. Если школа предлагает добротную программу, учитывает запросы клиентов и тенденции рынка онлайн-образования, имеет смысл к ней присмотреться.
Любопытно ваше мнение насчет учебы на электронных платформах. Если обучались на курсах онлайн, может, поделитесь опытом? Насколько оправдались ваши ожидания и какую оценку поставите по 5-балльной шкале?