14 мая в выставочном пространстве Общества охраны памятников состоялось торжественное открытие выставки группы «Магический квадрат» - «Память времени», в которой приняли участие члены Евразийского художественного союза - президент ЕХС - Леонид Александрович Феодор, Владимир Николаевич Пронин - руководитель секции "Орнаментальная живопись", Преосвященный Александр (Егоров) - руководитель секции "Духовное и православное искусство".
Проект «Магический квадрат» возник в среде писателей, чей талант был шире литературного творчества. Есть одаренные люди, чье искусство не ограничивается одной сферой, кто владеет мастерством выразить словами витающие в его воображении образы, идеи, а может их перенести на холст и показать зрителям свое мироощущение, эмоции и личное восприятие окружающей реальности.
Группа «Магический квадрат» возникла, как уникальная коллаборация искусства, объединив слово с живописью, графикой и даже арт-ассамбляжами. Название "Магический квадрат" придумал Юриан Беляев, как многомерный символ – оно связано с математическим quadra (лат.) – основателями были 4 художника-писателя. В тоже время, это закодированные символические послания изобразительного искусства – от «Магического квадрата» глубоко верующего Альбрехта Дюрера до «Черного квадрата» атеиста Казимира Малевича. Описание диапазона творчества основателей сообщества «Магический квадрат» можно охарактеризовать как нечто «между утонченным модерном и грубым авангардом». Такой многогранный подход к искусству вдохновил 4 художников и стал их творческим кредо.
В первой выставке "Магического квадрата" участвовала также художник-журналист А. Загряжская и два профессиональных художника - Н. Маркова и А. Поленов. Позже к сообществу примкнул писатель и художник В. Поволяев и пишущий художник Л. Феодор. Так получился сплав литературы и живописи.
Сегодня сообщество «Магический квадрат» объединяет б`ольшее число художников, но общий принцип и философия сообщества осталась той же: «русский консервативный авангард».
Автор идеи – Юрий Антонович Беляев (творческий псевдоним - Юриан Беляев), описывает направление русского консервативного авангарда как прием парадокса: на стыке противоположностей рождается новое искусство. «Субъективное видение должно сохранять связь с реальным миром, отражать его, — говорит Юриан Беляев, — если художник уходит слишком далеко от реальности, он может потерять зрителя. Жизненные сюжеты бывают не менее выразительными, чем выдуманные. Наиболее ценятся глубина и оригинальность идеи и совершенство изображенных форм».
14 мая 2024 г. состоялось торжественное открытие юбилейной выставки проекта «Магический квадрат», в которой приняли участие известные художники:
Место, где размещена экспозиция – знаковое. В этом доме останавливался Александр Сергеевич Пушкин у своего друга Нащокина, поэтому президент Академии российской словесности Юриан Беляев прочитал свое стихотворение "Родина", в котором говорилось о Пушкине и о России, открыв литературно-художественную экспозицию.
Рядом с президентом Академии российской словесности были члены Президиума АРС:
Валерий Дмитриевич Поволяев — Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный работник культуры РСФСР, академик АРС, советский и российский прозаик, художник, корреспондент.
Леонид Александрович Феодор - Заслуженный Художник России, президент Евразийского художественного союза, президент «Творческого содружества «ТЕТРА_АРТ»», член ТСХР, СХР, МСХ, действительный член президиума - академик РАНИ, академик АРС, действительный академик МАКИ, живописец, график, скульптор, дизайнер, профессор, создатель нового направления искусства - Арт-Тектоник и Музея Русской культуры.
Торжественная часть началась с вручения наград представителям искусства – участникам выставки и гостям мероприятия.
Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения» наградили Бархатова Алексея Александровича, российского писателя, журналиста, литературного критика, члена Союза писателей России.
Николай Седнин - российский художник, писатель, искусствовед, общественный деятель, Генеральный директор Профессионального союза художников России, Почётный Президент Международной академии современных искусств получил Пушкинскую медаль «Ревнителю просвещения».
Николай Седнин вручил Юриану Беляеву высшую награду Международной академии современного искусства - Орден «Звезда Виртуоза» МАСИ.
После завершения официальной части и вручения остальных медалей и наград, прозвучали авторские стихи, как лирический переход к высокому искусству живописи.
Идейный вдохновитель проекта, Юриан Антонович Беляев рассказал об истории создания и первых выставках сообщества «Магический квадрат», о невероятном успехе выставки в Крутицком подворье, о последующих знаковых экспозициях, всегда тепло принимаемых зрителями и художественным сообществом коллег-профессионалов. Почтил память ушедших художников, и рассказал о творчестве присутствующих авторов. В конце приветствия Антон Беляев прочитал свое стихотворение, которое он посвятил Пушкину - "Русский гений".
Представленные серии работ, словно приоткрывают двери в богатые миры художников, неповторимые и разные.
Лаконичные, минималистичные полотна Юриана Беляева – где идея автора высказывается тонко и изящно, как в стихах – без лишних слов, ёмко, точно и образно. В экспозиции представлены 5 работ-эссе:
«Дорога к храму по бездорожью» - очень мощная метафора, рассуждение о том, что к Богу мы выбираем собственный путь, непроторенный.
«Белый натюрморт с незнакомцем» - авангардный поиск, понимание того, что красота в простоте, и даже цвет стоит отбросить, чтобы увидеть форму, пластику и найти связь.
«Акинаки, или Вселенский ход бытия» - спираль, бесконечное движение, последовательное и гармоничное, как по Фибоначчи, описывающее все вокруг, и даже Вселенную. И в тоже время, Спираль – это меч и Бог древних скифов.
«Ворон мудрости нашей» - ворон всматривается в крепость, вдалеке в поле пара – он и она, дама в белом платье, как намек на молодую семью. Слева внизу дорога, выходящая из ворот, словно темная голова и силуэт человека – возможно, аллегория предстоящих сложностей. И только ворон, внимательно смотрит вниз, он все знает заранее.
«Наслаждение зеленым дождем» - на первый взгляд, главный персонаж – красное дерево, и лишь потом открывается смысл, что наслаждается зеленым дождем рептилия, скромно застывшая в самом низу полотна, в центре. А дереву этот дождь листья безжалостно сбивает на радость травоядному ящеру.
В экспозиции «Память времени» Наталья Маркова представила 3 работы: «Новый Мир – I», «Портрет Пикассо» 2010 г. и «Новый Мир – II» 2023 г.
Наталья Маркова - Член ТСХР союза журналистов РОССИИ, академик АРС лауреат серебряной и золотой медали ТСХР, профессор.
Ее работы притягивают взгляд, хочется рассматривать, разгадывая шифры, вложенные художником и постигать ее философию. Это личный стиль, с легким отголоском творчества Филонова и Дали, но гораздо глубже, дальше, развитое до своего уникального авторского видения и почерка. Это романтика дальних странствий, воздушность нереальных миров и таинство воображения, пойманного стоп-кадром и запечатленного на холсте. Словно название группы "Магический квадрат" в полотнах Натальи Марковой акцентирует внимание на таинстве и волшебстве возможностей изобразительного искусства.
Символично, что на выставке сообщества «Магический квадрат» Леонид Феодор представил 4 самостоятельные работы, которые удачно выстроились в единую гармоничную композицию - квадриптих.
«Встреча. Марс и Венера» - Арт-ассамбляж 2019 г., - изящная фантазия, олицетворяющая невольное стремление художника все очеловечить, даже Вселенную представить в романтических образах. Непредсказуемое, объемное мышление, дар видеть дальше, чем утилитарная суть предмета, наделять его ролью элемента образа и вдыхать душу в созданные удивительные персонажи.
«Композиция в овале» и «Песнь о СЛОВЕ» рифмуются, как живописный негатив и позитив, развивая абстрактную идею гармонии форм с вписанными образами до сакральной метафоры, уводящей вдаль веков, к корням российской словесности. И снова символ: на выставке сообщества «Магический квадрат» Академии российской словесности представлена работа из цикла «Слово о полку Игореве».
«В трех сферах» - лирическая композиция – перетекание в ирреальность, где правит цвет, форма и пластика, материальность растворяется, волновое движение закручивает элементы в диски и сферы, создавая новые миры, таинственные и непознанные. Образы разных культур, эпох вышли за пределы нашей планеты, переселились во Вселенную, но и там Леониду Феодор видится прекрасный женский облик, смутно напоминающий славянку, но в космическом масштабе, где нет времени, национальностей, есть бесконечное пространство, а в нём – мысль, желание, мечта.
Идея сообщества «Магический квадрат» - парадоксальное совмещение нестыкуемых стилей, жанров и направлений искусства. Как наглядная демонстрация концепции осмысленной парадоксальности «русского консервативного авангарда»: рядом с выразительной, образной фантасмагорией Натальи Марковой, иллюстрирующей безудержный полет ее воображения - сдержанные полотна Юриана Беляева, полные иносказаний и символов.
А дальше – живопись Валерия Поволяева – суровая, мужская, экспрессивная, и на первый взгляд, не сентиментальная. Но внимательному зрителю при близком рассматривании его работ раскрывается любование автора живописными камнями и нагромождениями треснувшего и поплывшего льда в работе «Весна. На Севере навигация началась».
Контрастный авангардный, раскрепощенный «Натюрморт, написанный мастихином» – как игра, увлечение процессом работы мастихином в соавторстве в текущей краской, регулируя местами излишние подтеки и оставляя не тронутыми там, где они совпали с видением автора.
«Жизнь удалась. Портрет нового русского» - и «Весна в феврале» — это уже другая история. Авангардный портрет с легкой иронией – как перефразированная цитата, донесшаяся из русского авангарда начала 20 века. «Весна в феврале» отсылает к импрессионизму живостью, легкостью работы с натурой в стремлении передать впечатление, эмоцию от пейзажа.
Живопись Александра Поленова нужно рассматривать без суеты. Медленно скользя взглядом по пластичным изгибам женских тел, рассматривая мелкие детали, смакуя утонченность и лиризм каждого образа. Это искусство для эстетов и мечтателей, воплощение на холстах мира грез, сновидений и личной возвышенной интерпретации истории, эпохи прекрасных дам и рыцарей, даже если рыцарь еще не дорос до настоящего коня.
Владимир Пронин продолжает тему романтизации женского образа, вписывая ее в орнаментальные яркие композиции и щедро сдабривая золотом.
Это квадраты, обыгранные и в орнаментах и в QR-кодах, составляют свой парадокс - на стыке геометрии в декоративно-прикладном, орнаментальном формате и реализма - выражающими идею художника контрастными фигурами - модерновский фигуратив. Так Владимир Пронин создал свой личный стиль – Орнеос.
Еще один уникальный участник выставки - Преосвященный Александр (Егоров) – художник и священник, руководитель секции «Духовное и православное искусство» Евразийского художественного союза, почетный член Российской академии художеств, член корреспондент Международной академии культуры и искусства, член Союза художников России, Международного художественного фонда.
Преосвященный Александр (Егоров) представил две философские работы на религиозные сюжеты:
Небесный Град защищают воители за Святую Русь, с благословения Богоматери, Архангела Михаила и Георгия-Победоносца, возглавляющего воинство апостолов. Метафора сегодняшнему миру, намекающая на необычный факт, что во время большинства крупных баталий происходили небесные знамения, когда на защиту русского воинства поднимались высшие силы.
Вторая работа - "Последняя чаша"
Здесь православный художник воплотил на холсте идею-предупреждение. Ангелы трубят, пробуждая человечество, призывая одуматься и спасти мир, пока еще не поздно, пока не опрокинуты на землю чаши Божьего гнева.
Выставка «Память времени» собрала в единую экспозицию совершенно разных по стилям, сюжетным предпочтениям, техникам и палитрам авторов, объединенных творчеством и стремлением поделиться со зрителями своими мыслями, мечтами, грезами – своей душой.
Традиционно, открытие выставки завершилось общением, обсуждением представленных работ, обменом впечатлениями и коллективным фото собравшихся.
Подписывайтесь и будьте в курсе:
1) Аккаунт в VK - здесь проходят трансляции и публикуются фотографии: https://vk.com/eurasianartunion
2) Аккаунты в Telegram: @artunions (https://t.me/artunions), @eurasianarts (https://t.me/eurasianarts)
3) Новости и пресс-релизы проектов Евразийского Художественного Союза: https://dzen.ru/id/61360f59a287c73b32a51bcf
4) Журнал "Арт-Биография": https://dzen.ru/id/6135d1972c4bc965da7ad2a9
5) Журнал "Победители" - здесь публикуются все лауреаты конкурсов и выставок: https://dzen.ru/id/5e4a3d3ae1f3c67ff238c947
6) Официальный сайт Евразийского Художественного Союза: https://eurasianartunion.com/
7) Ссылка на вступление в члены Евразийского художественного союза: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/membership
8) Расписание и формы регистрации на проекты: https://artdata.pro/index.php/ru/schedule
Автор текста: Алена Ковалева,
руководитель информационного отдела Евразийского Художественного союза (ЕХС), руководитель секции "Художественное слово", куратор