Найти тему

Юбилейная выставка «Память времени»

14 мая в выставочном пространстве Общества охраны памятников состоялось торжественное открытие выставки группы «Магический квадрат» - «Память времени», в которой приняли участие члены Евразийского художественного союза - президент ЕХС - Леонид Александрович Феодор, Владимир Николаевич Пронин - руководитель секции "Орнаментальная живопись", Преосвященный Александр (Егоров) - руководитель секции "Духовное и православное искусство".

Проект «Магический квадрат» возник в среде писателей, чей талант был шире литературного творчества. Есть одаренные люди, чье искусство не ограничивается одной сферой, кто владеет мастерством выразить словами витающие в его воображении образы, идеи, а может их перенести на холст и показать зрителям свое мироощущение, эмоции и личное восприятие окружающей реальности.

Группа «Магический квадрат» возникла, как уникальная коллаборация искусства, объединив слово с живописью, графикой и даже арт-ассамбляжами. Название "Магический квадрат" придумал Юриан Беляев, как многомерный символ – оно связано с математическим quadra (лат.) – основателями были 4 художника-писателя. В тоже время, это закодированные символические послания изобразительного искусства – от «Магического квадрата» глубоко верующего Альбрехта Дюрера до «Черного квадрата» атеиста Казимира Малевича. Описание диапазона творчества основателей сообщества «Магический квадрат» можно охарактеризовать как нечто «между утонченным модерном и грубым авангардом». Такой многогранный подход к искусству вдохновил 4 художников и стал их творческим кредо.

В первой выставке "Магического квадрата" участвовала также художник-журналист А. Загряжская и два профессиональных художника - Н. Маркова и А. Поленов. Позже к сообществу примкнул писатель и художник В. Поволяев и пишущий художник Л. Феодор. Так получился сплав литературы и живописи.

Сегодня сообщество «Магический квадрат» объединяет б`ольшее число художников, но общий принцип и философия сообщества осталась той же: «русский консервативный авангард».

Юриан Беляев, живописец, искусствовед, Академик Международной Академии искусств и наук в Париже, Академик АРС, президент Академии российской словесности, член ТСХР
Юриан Беляев, живописец, искусствовед, Академик Международной Академии искусств и наук в Париже, Академик АРС, президент Академии российской словесности, член ТСХР

Автор идеи – Юрий Антонович Беляев (творческий псевдоним - Юриан Беляев), описывает направление русского консервативного авангарда как прием парадокса: на стыке противоположностей рождается новое искусство. «Субъективное видение должно сохранять связь с реальным миром, отражать его, — говорит Юриан Беляев, — если художник уходит слишком далеко от реальности, он может потерять зрителя. Жизненные сюжеты бывают не менее выразительными, чем выдуманные. Наиболее ценятся глубина и оригинальность идеи и совершенство изображенных форм».

14 мая 2024 г. состоялось торжественное открытие юбилейной выставки проекта «Магический квадрат», в которой приняли участие известные художники:

Валерий Поволяев, Леонид Феодор, гость – Виктор Ерохин, Юриан Беляев, Владимир Пронин, Наталья Маркова, Александр Поленов
Валерий Поволяев, Леонид Феодор, гость – Виктор Ерохин, Юриан Беляев, Владимир Пронин, Наталья Маркова, Александр Поленов

Место, где размещена экспозиция – знаковое. В этом доме останавливался Александр Сергеевич Пушкин у своего друга Нащокина, поэтому президент Академии российской словесности Юриан Беляев прочитал свое стихотворение "Родина", в котором говорилось о Пушкине и о России, открыв литературно-художественную экспозицию.

Рядом с президентом Академии российской словесности были члены Президиума АРС:

Валерий Дмитриевич Поволяев — Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный работник культуры РСФСР, академик АРС, советский и российский прозаик, художник, корреспондент.

-5

Леонид Александрович Феодор - Заслуженный Художник России, президент Евразийского художественного союза, президент «Творческого содружества «ТЕТРА_АРТ»», член ТСХР, СХР, МСХ, действительный член президиума - академик РАНИ, академик АРС, действительный академик МАКИ, живописец, график, скульптор, дизайнер, профессор, создатель нового направления искусства - Арт-Тектоник и Музея Русской культуры.

Торжественная часть началась с вручения наград представителям искусства – участникам выставки и гостям мероприятия.

Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения» наградили Бархатова Алексея Александровича, российского писателя, журналиста, литературного критика, члена Союза писателей России.

-7

Николай Седнин - российский художник, писатель, искусствовед, общественный деятель, Генеральный директор Профессионального союза художников России, Почётный Президент Международной академии современных искусств получил Пушкинскую медаль «Ревнителю просвещения».

-8

Николай Седнин вручил Юриану Беляеву высшую награду Международной академии современного искусства - Орден «Звезда Виртуоза» МАСИ.

После завершения официальной части и вручения остальных медалей и наград, прозвучали авторские стихи, как лирический переход к высокому искусству живописи.

-9

-10

Идейный вдохновитель проекта, Юриан Антонович Беляев рассказал об истории создания и первых выставках сообщества «Магический квадрат», о невероятном успехе выставки в Крутицком подворье, о последующих знаковых экспозициях, всегда тепло принимаемых зрителями и художественным сообществом коллег-профессионалов. Почтил память ушедших художников, и рассказал о творчестве присутствующих авторов. В конце приветствия Антон Беляев прочитал свое стихотворение, которое он посвятил Пушкину - "Русский гений".

-11

Представленные серии работ, словно приоткрывают двери в богатые миры художников, неповторимые и разные.

-12

Лаконичные, минималистичные полотна Юриана Беляева – где идея автора высказывается тонко и изящно, как в стихах – без лишних слов, ёмко, точно и образно. В экспозиции представлены 5 работ-эссе:

-13

«Дорога к храму по бездорожью» - очень мощная метафора, рассуждение о том, что к Богу мы выбираем собственный путь, непроторенный.

«Белый натюрморт с незнакомцем» - авангардный поиск, понимание того, что красота в простоте, и даже цвет стоит отбросить, чтобы увидеть форму, пластику и найти связь.

-14

«Акинаки, или Вселенский ход бытия» - спираль, бесконечное движение, последовательное и гармоничное, как по Фибоначчи, описывающее все вокруг, и даже Вселенную. И в тоже время, Спираль – это меч и Бог древних скифов.

«Ворон мудрости нашей» - ворон всматривается в крепость, вдалеке в поле пара – он и она, дама в белом платье, как намек на молодую семью. Слева внизу дорога, выходящая из ворот, словно темная голова и силуэт человека – возможно, аллегория предстоящих сложностей. И только ворон, внимательно смотрит вниз, он все знает заранее.

«Наслаждение зеленым дождем» - на первый взгляд, главный персонаж – красное дерево, и лишь потом открывается смысл, что наслаждается зеленым дождем рептилия, скромно застывшая в самом низу полотна, в центре. А дереву этот дождь листья безжалостно сбивает на радость травоядному ящеру.

В экспозиции «Память времени» Наталья Маркова представила 3 работы: «Новый Мир – I», «Портрет Пикассо» 2010 г. и «Новый Мир – II» 2023 г.

-15

Наталья Маркова - Член ТСХР союза журналистов РОССИИ, академик АРС лауреат серебряной и золотой медали ТСХР, профессор.

-16

Ее работы притягивают взгляд, хочется рассматривать, разгадывая шифры, вложенные художником и постигать ее философию. Это личный стиль, с легким отголоском творчества Филонова и Дали, но гораздо глубже, дальше, развитое до своего уникального авторского видения и почерка. Это романтика дальних странствий, воздушность нереальных миров и таинство воображения, пойманного стоп-кадром и запечатленного на холсте. Словно название группы "Магический квадрат" в полотнах Натальи Марковой акцентирует внимание на таинстве и волшебстве возможностей изобразительного искусства.

-17

Символично, что на выставке сообщества «Магический квадрат» Леонид Феодор представил 4 самостоятельные работы, которые удачно выстроились в единую гармоничную композицию - квадриптих.

-18

Леонид Феодор - Встреча. Марс и Венера
Леонид Феодор - Встреча. Марс и Венера

«Встреча. Марс и Венера» - Арт-ассамбляж 2019 г., - изящная фантазия, олицетворяющая невольное стремление художника все очеловечить, даже Вселенную представить в романтических образах. Непредсказуемое, объемное мышление, дар видеть дальше, чем утилитарная суть предмета, наделять его ролью элемента образа и вдыхать душу в созданные удивительные персонажи.

Леонид Феодор - Композиция в овале
Леонид Феодор - Композиция в овале
Леонид Феодор - Песнь о СЛОВЕ
Леонид Феодор - Песнь о СЛОВЕ

«Композиция в овале» и «Песнь о СЛОВЕ» рифмуются, как живописный негатив и позитив, развивая абстрактную идею гармонии форм с вписанными образами до сакральной метафоры, уводящей вдаль веков, к корням российской словесности. И снова символ: на выставке сообщества «Магический квадрат» Академии российской словесности представлена работа из цикла «Слово о полку Игореве».

Леонид Феодор - В трех сферах
Леонид Феодор - В трех сферах

«В трех сферах» - лирическая композиция – перетекание в ирреальность, где правит цвет, форма и пластика, материальность растворяется, волновое движение закручивает элементы в диски и сферы, создавая новые миры, таинственные и непознанные. Образы разных культур, эпох вышли за пределы нашей планеты, переселились во Вселенную, но и там Леониду Феодор видится прекрасный женский облик, смутно напоминающий славянку, но в космическом масштабе, где нет времени, национальностей, есть бесконечное пространство, а в нём – мысль, желание, мечта.

-23

Идея сообщества «Магический квадрат» - парадоксальное совмещение нестыкуемых стилей, жанров и направлений искусства. Как наглядная демонстрация концепции осмысленной парадоксальности «русского консервативного авангарда»: рядом с выразительной, образной фантасмагорией Натальи Марковой, иллюстрирующей безудержный полет ее воображения - сдержанные полотна Юриана Беляева, полные иносказаний и символов.

-24

А дальше – живопись Валерия Поволяева – суровая, мужская, экспрессивная, и на первый взгляд, не сентиментальная. Но внимательному зрителю при близком рассматривании его работ раскрывается любование автора живописными камнями и нагромождениями треснувшего и поплывшего льда в работе «Весна. На Севере навигация началась».

-25

Контрастный авангардный, раскрепощенный «Натюрморт, написанный мастихином» – как игра, увлечение процессом работы мастихином в соавторстве в текущей краской, регулируя местами излишние подтеки и оставляя не тронутыми там, где они совпали с видением автора.

-26

«Жизнь удалась. Портрет нового русского» - и «Весна в феврале» — это уже другая история. Авангардный портрет с легкой иронией – как перефразированная цитата, донесшаяся из русского авангарда начала 20 века. «Весна в феврале» отсылает к импрессионизму живостью, легкостью работы с натурой в стремлении передать впечатление, эмоцию от пейзажа.

-27

Живопись Александра Поленова нужно рассматривать без суеты. Медленно скользя взглядом по пластичным изгибам женских тел, рассматривая мелкие детали, смакуя утонченность и лиризм каждого образа. Это искусство для эстетов и мечтателей, воплощение на холстах мира грез, сновидений и личной возвышенной интерпретации истории, эпохи прекрасных дам и рыцарей, даже если рыцарь еще не дорос до настоящего коня.

-28

Владимир Пронин продолжает тему романтизации женского образа, вписывая ее в орнаментальные яркие композиции и щедро сдабривая золотом.

-29
-30

Это квадраты, обыгранные и в орнаментах и в QR-кодах, составляют свой парадокс - на стыке геометрии в декоративно-прикладном, орнаментальном формате и реализма - выражающими идею художника контрастными фигурами - модерновский фигуратив. Так Владимир Пронин создал свой личный стиль – Орнеос.

-31
-32

Еще один уникальный участник выставки - Преосвященный Александр (Егоров) – художник и священник, руководитель секции «Духовное и православное искусство» Евразийского художественного союза, почетный член Российской академии художеств, член корреспондент Международной академии культуры и искусства, член Союза художников России, Международного художественного фонда.

Преосвященный Александр (Егоров) представил две философские работы на религиозные сюжеты:

Преосвященный Александр (Егоров) - Небесное воинство
Преосвященный Александр (Егоров) - Небесное воинство

Небесный Град защищают воители за Святую Русь, с благословения Богоматери, Архангела Михаила и Георгия-Победоносца, возглавляющего воинство апостолов. Метафора сегодняшнему миру, намекающая на необычный факт, что во время большинства крупных баталий происходили небесные знамения, когда на защиту русского воинства поднимались высшие силы.

Вторая работа - "Последняя чаша"

Преосвященный Александр (Егоров) - Последняя чаша
Преосвященный Александр (Егоров) - Последняя чаша

Здесь православный художник воплотил на холсте идею-предупреждение. Ангелы трубят, пробуждая человечество, призывая одуматься и спасти мир, пока еще не поздно, пока не опрокинуты на землю чаши Божьего гнева.

Участники и гости выставки
Участники и гости выставки

Выставка «Память времени» собрала в единую экспозицию совершенно разных по стилям, сюжетным предпочтениям, техникам и палитрам авторов, объединенных творчеством и стремлением поделиться со зрителями своими мыслями, мечтами, грезами – своей душой.

Традиционно, открытие выставки завершилось общением, обсуждением представленных работ, обменом впечатлениями и коллективным фото собравшихся.

-36

Подписывайтесь и будьте в курсе:
1) Аккаунт в VK - здесь проходят трансляции и публикуются фотографии:
https://vk.com/eurasianartunion
2) Аккаунты в Telegram: @artunions (
https://t.me/artunions), @eurasianarts (https://t.me/eurasianarts)
3) Новости и пресс-релизы проектов Евразийского Художественного Союза:
https://dzen.ru/id/61360f59a287c73b32a51bcf
4) Журнал "Арт-Биография":
https://dzen.ru/id/6135d1972c4bc965da7ad2a9
5) Журнал "Победители" - здесь публикуются все лауреаты конкурсов и выставок:
https://dzen.ru/id/5e4a3d3ae1f3c67ff238c947
6) Официальный сайт Евразийского Художественного Союза:
https://eurasianartunion.com/
7) Ссылка на вступление в члены Евразийского художественного союза:
https://eurasianartunion.com/index.php/ru/membership
8) Расписание и формы регистрации на проекты:
https://artdata.pro/index.php/ru/schedule

-37

Автор текста: Алена Ковалева,

руководитель информационного отдела Евразийского Художественного союза (ЕХС), руководитель секции "Художественное слово", куратор