Найти тему
У тёплого моря

Скалы-близнецы

Рубрика "Легенды Тавриды"

На том месте, где ныне раскинулся прекрасный Гурзуф, в давние времена было всё покрыто густыми-густыми лесами. И жили в тех лесах звери разные: медведи, волки, лисы, олени, барсы. Много зверей в тех лесах водилось, а люди жили только высоко - на самой вершине Медведь-горы.

Стоял на этой горе прекрасный величественный замок, высокие башни которого были видны издалека. И далеко шла слава о его владельцах - князьях Петре и Георгии, которые были братьями-близнецами. Мудрая мать их, княгиня Елена, умирая, дала сыновьям свой наказ - жить в добре и мире и с достоинством носить доспехи отцовские. Братья часто со смелостью и отвагой отправлялись в походы, а ещё проводили много времени на охоте. Поэтому в замке на вершине Медведь-горы бывали мало. Но уж если были там - музыка в то время звенела от подножья до самой вершины. Мореплаватели, проходившие в такие ночи мимо этой горы, пугались громкой музыки и зарева высоких костров, горевших у замка.

Братья были очень дружны, жили в добре и согласии, смело сражались бок о бок в бою. Где промахнётся меч одного, меч другого всегда попадёт в цель.

Большой замок был у братьев, и много слуг у них было. Но самым верным и преданным был старый мудрый Нимфолис. Был он страшный на вид: густая зелёная борода, длиннющие руки по самые колена, а глаза суровые пристально в самую душу глядят исподлобья. Как ударит палицей своей об землю - тысячи врагов сразу падут. Как свиснет свистом могучим - травушка к земле пригнётся, море синее волнами покроется.

Очень любили старого Нимфолиса князья, прислушивались к каждому его слову, к каждому совету.

Много лет прошло со дня смерти матери, сыновья выросли, возмужали, превратились в красивых князей, молва и слава о которых шла по всему Черноморскому побережью. Густые кудри вьются до самых плеч, чёрные глаза как угли чёрные горят: коль ласково глянут - сразу осчастливят, а коль грозно посмотрят - сразу страшно становится. Были братья сильными, смелыми, стройными, с уверенной поступью - народ любил князей, а враги боялись и страшились.

Как-то глубокой тёмной ночью постучался к князьям старый слуга.

- Что тебе надобно, дорогой Нимфолис? - спросили братья, открыв дверь своих покоев.

- Пришёл я проститься с вами, Пётр и Георгий. Пора мне уходить, время моё на исходе. Не просите меня остаться - на то воля не моя. Есть у меня для вас на память два подарка. Не простые это подарки. С ними постигните тайну великую, сможете узнать, как устроен наш мир. Но только запомните напрочь: ни в коем случае не используйте дары мои с корыстной целью, ради выгоды собственной, для насилия какого бы ни было - иначе быть беде. Пусть мои подарки служат вам для добра и познания этого мира.

Поставил Нимфолис перед братьями на стол два ларца сияющих и в тот же миг исчез бесследно. Взгрустнули князья и принялись открывать ларцы.

В одном ларце лежал красивый костяной жезл, на котором красовалась надпись “Подними его вверх - и расступится в стороны море, опусти его вниз - и познаешь, что скрыто в пучине морской”.

В другом ларце были два серебряных крыла с надписью “Привяжи их к спине своей - и понесут они тебя, куда только захочешь, сможешь узнать там всё на свете”.

Обрадовались братья таким дарам волшебным, но немного опечалено это было уходом мудрого Нимфолиса. Однако ничего не поделаешь - всё течёт, всё меняется в жизни. Потужили братья, потосковали и стали жить дальше. И только, когда вспоминали они старого своего слугу Нимфолиса, в замке затихала музыка, прекращалось веселье, и ходили братья мрачные и печальные.

Со временем боль утраты немного притупилась, уступив место делам повседневным. Время побежало быстрее и веселее, наполненное интересными делами и событиями в жизни братьев. Пользовались они дарами старого Нимфолиса, да всё во благо, для познания мира нашего. Один на серебряных крыльях взлетал ввысь, в голубое небо, покоряя неведомые просторы, а второй с волшебным жезлом спускался на таинственное дно моря, поражая чудищ морских. Гости князей диву давалась, слушая рассказы Георгия о дальних странах и высоте немыслимой, изумлялись чучелам чудищ морских, поражённых твёрдой рукой Петра.

И вот однажды услыхали красавцы братья, что далеко-далеко, в славном городе на быстрой реке, живут две сестры-красавицы, тоже близнецы, как и сами братья. Шла молва о сёстрах, будто красотой своей они сражают всех, кто на них взглянет, что ходят они такой стройной походкой - будто корабли по морю плывут, что смелые они и гордые, и голубые очи свои ни перед кем не опускают.

Решили братья, что лучших жён им не найти. Но вместо того, чтобы с добром и лаской к ним прийти, заслужить их любовь и доверие своими делами добрыми да приветливостью, показать свою красоту душевную - по-плохому братья решили поступить. Налетели они на славный город на быстрой реке, разрушили всё, погубили жителей, а сестёр-красавиц силой захватили и увезли в свой замок. А что силой взято - не любовью взято. Никогда взаимности не будет, насилие и любовь никогда рядом идти не будут.

Хоть и стали жить девушки в замке у братьев, но невольно там жили, и в жизни князей всё равно ничего не изменилось. Гордые орлы встретили гордых орлиц! Отвергали сёстры любовь братьев, не принимали их ухаживания. Вот если бы по-хорошему, по-доброму, в свободном полёте воспаряли в небо, тогда бы и были вместе. А в неволе, в клетке, пусть и золотой, ненавистью и презрением к братьям наполнялись сердца красавиц.

Загрустили братья, боль поселилась в их сердце. Захотели они, во что бы то ни стало, заслужить любовь девушек, купить её любой ценой. Пришли они в покои к сёстрам и молвили:

- Что ж вы мучаете нас? Скажите, что вам нужно, чтобы вы отдали нам свою любовь?

Долго молчали сёстры, отвернувшись от братьев и гордо склонив головы. А затем одна из них ответила:

- Прежде всего, освободите нас, дайте жить свободной жизнью! Тогда, возможно, и поговорим с вами. Но поговорим - как равные с равными.

- Не бывать этому! - не сговариваясь, выкрикнули братья.

Продолжали братья держать девушек в заточении, пытаясь купить их любовь подарками дорогими, рассказами о подвигах своих. Но сердца сестёр по-прежнему были холодны, как камни на дне морском.

Совсем поникли князья. Хотели они в сражениях и битвах кровавых, в гулянках и попойках забыть о неприступных девушках - но не тут-то было! Мысли о них занимали всё их время.

Задумались братья, как же им поступить, как завоевать сердца красавиц.

- Слушай, брат, - молвил Георгий. - Может, расскажем девицам о наших волшебных ларцах, о жезле да о крыльях? Узнают они, какие чудеса у нас есть - и сердца их оттают.

- Так и сделаем! - согласился Пётр. - Скажем им, что мы можем поднять из высоко-высоко, к самому солнцу - и показать все красоты мира с высоты, что можем опустить их в самые глубины моря и показать им подводный мир.

Так они и поступили - поведали сёстрам о диковинках своих. Задумались красавицы, переглянулись, и одна из них молвила:

- К самому солнцу поднимите? В самые глубины опустить сможете? Ну, если это правда - то так и быть, покажите нам.

Ночью братьям не спалось. Они ожидали завтрашнего дня, чтобы выполнить своё обещание перед сёстрами. Но также вспоминали наказ старого слуги Нимфолиса, что нельзя пользоваться волшебными предметами с корыстными целями. Но, поразмыслив, решили, что не осудит их Нимфолис, ведь они не ради собственной выгоды это делают, а ради покоя девушек, ради дружбы и счастья, которые ждут их впереди.

Утром Георгий привязал серебряные крылья на спину крепкому коню, сел он с сёстрами и братом верхом - и отправились со взмахами волшебных крыльев в небо, поднимаясь всё выше и выше. Пролетали мимо облаков, минуя сверкающие молнии, пролетая над радугами - поднимаясь к самому солнцу. Долетев до солнечных чертогов, увидели они блеск лучей, словно алмазов, и услышали грозный голос Нимфолиса:

- Стойте! Назад!

Испугался Георгий, весь затрясся от страха и в первый раз в жизни повернул коня - стремглав понеслись они вниз, к земле. Сёстры без чувств закрыли свои голубые глаза - настолько быстрым был полёт вниз. Но, очнувшись на земле, сёстры только посмеялись над братьями:

- Не выполнил ты своё обещание, Георгий, не поднял нас к самому солнцу. Недостойны вы с братом нашей любви.

А вторая сестра добавила:

- Даём вам ещё один шанс - опустить нас на дно морское, чтоб увидеть морского царя.

Обиделся Георгий, разозлился на сестёр, сверкнули молнии в его чёрных очах. Но промолчал и тяжёлой походкой пошёл прочь. А Пётр загрустил, задумался и решил, что уж завтра точно они порадуют красавиц прогулкой по дну морскому.

На следующий день Пётр запряг в колесницу лучших коней, что были в их конюшнях, усадил туда сестёр и брата - и отправились они к берегу морскому. У самой воду поднял Пётр вверх волшебный жезл - и расступилась морская пучина, волнами в стороны растеклась вода морская, освобождая путь для колесницы. Тронулись они в путь по дну морскому - туда, где на глубине высился дворец морского царя. Но как только проехали они немного, явился Петру дух старого Нимфолиса, невидимый для сестёр.

- Остановись, Пётр! Со злым, нечистым умыслом задумал ты эту прогулку по дну морскому! Не сдобровать вам, если не развернётесь! Езжайте обратно, если не хочешь погибнуть сам и погубить других!

Но Пётр промолчал, продолжая хлыстать коней и всё быстрее мчаться на колеснице. Вселились сёстры, смеялись всю дорогу, разглядывая всё вокруг. А братья ехали всё дальше и дальше.

Но разгневался морской царь, что потревожили его царство, ударил о землю трезубцем - и полетели из него молнии. Первым ударом погубил упрямых братьев. Вторым ударом поразил смеющихся сестёр.

Но не погибли ни те, ни другие. Всплыли в море две скалы каменные - то были тела братьев-близнецом. Взмыли ввысь над скалами две чайки - то были сёстры. С тех пор так и стоят в море у берегов две скалы, а над ними парят чайки - и не могут расстаться друг с другом.

Это и есть скалы-близнецы Адалары. И говорят нам эти скалы о том, что как скорбно кончаются попытки что-либо силой от души человеческой.