Регистратор ЗАГСа ушла в длительный отпуск, а меня попросили на это время заменить её. Эта работа была мне знакома, ведь я много раз помогала ей в этом ответственном и приятном деле. Надев красную ленту наискось с правого плеча, опустив на левое бедро, я встречала молодоженов и гостей, объясняла им, как встать и ставила пластинки на проигрывателе по отработанному сценарию. Всё, что нужно говорить при регистрации брака, я знала.
Повторив вслух текст, я отправилась на первое «задание», затем ещё и ещё. Самым важным в этом процессе было произнесение слов: «именем закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики объявляю вас мужем и женой…» и это у меня получалось особенно выразительно. Произносилось это громким низким голосом и, казалось, значимость этих слов навсегда скрепляла молодых в крепкую семью, «ячейку общества». На сам процесс бракосочетания заглядывали сотрудники соседних ведомств и одобрительно улыбались. Приятно, что у меня получалось красиво вести это важное для многих событие. Да, я гордилась собой.
Спустя время кто-то «сверху» решил, что дело это чрезвычайно ответственное и вести его может только человек из администрации, вероятно, член партии. Предстоящая регистрация должна была быть у знакомой. Меня попросили поддержать новичка и помочь. Я согласилась. «Регистратор» при мне порепетировала текст и встала во главе стола. К работе помощницы мне было не привыкать и бракосочетание началось.
Новоиспеченного регистратора то ли волнение охватило, то ли не было привычки публичных выступлений, но то, что она начала запинаться на каждом слове, было ужасно. Голос дрожал и она готова была сдаться и при всех позвала меня на своё место. К сожалению, при всём желании, я была вынуждена оставаться в стороне. Мой наряд не соответствовал случаю, такого поворота я никак не ожидала. Помочь я могла, только откровенно подсказывая.
Молодожены, как и положено в таких случаях волновались, а тут такое. Знакомая испепеляла меня взглядом, вопрошая, почему не ты ведешь регистрацию. С большим трудом и разочарованием брак был зарегистрирован.
С моей стороны не было ничего предосудительного, но чувство досады осталось. Тогда, будучи молодой, я безропотно готова была помогать и поддерживать всем, как говорится, чем могла.
Я прекрасно понимаю, что во все времена существовали нормы, которые придумывались «светлыми» головами, а хорошее дело могло быть испорчено. В конце концов, регистрация состоялась и брак был зарегистрирован. Ну и что, что настроение у всех было испорчено. Это же проходящее. Согласны?
P.S.: Я знаю, что это не моя зона ответственности. Так почему я до сих пор, вспоминая об этом, грущу?