Не хочу быть депутатом подневольным, а желаю быть свободною гражданкой.
Эхо прошедшей президентской избирательной кампании догнало и накрыло депутата парламента Карелии, руководителя Карельского регионального отделения партии «Яблоко» Эмилию Слабунову. Накануне трёхдневного мартовского голосования она на своей странице в телеграм-канале опубликовала документ, принятый федеральным политическим комитетом партии «Яблоко». Суть его в том, что руководство партии, оценив список кандидатов на пост президента России, ни одного из них не сочло достойным для избрания, предложив не голосовать за них. Вполне заурядное партийное заявление, которое мало кем и замечено было бы, если б не его предвыборный подтекст.
Напомню, сама партия «Яблоко» в президентских выборах со своим кандидатом не участвовала. Основное объяснение тому - у партии не было ресурсов (финансовых, организационных) для сбора подписей, чтобы суметь зарегистрировать своего кандидата в президенты России. А что, пожалуй, даже и важнее, на мой взгляд, руководители партии понимали, что у «Яблока» нет кандидата в президенты способного выступить не с позорным результатом. А выходить на выборы с ожидаемо худшим итогом голосования, чтобы в очередной раз подтвердить маргинальное состояние партии, вождям её не хотелось. Потому и было найдено оправдание почему «яблочники» уклоняются от участия в президентских выборах. Но просто такой проигрышной констатацией в партии решили не ограничиваться и предложили своим сторонникам не ходить на выборы, либо, придя на участки для голосования, портить бюллетени, намеренно неверно заполняя их.
Заявление политкомитета парти «Яблоко» призывало к действию и фактически являлось инструкцией, пошагово объясняя избирателям, что им нужно делать, чтобы, пусть не сорвать выборы (чего и невозможно было сделать «яблочникам»), то хотя бы публично дискредитировать их.
В заявлении федерального политкомитета партии «Яблоко» чёрным по белому было написано, как нужно действовать тем, кто «хочет выразить своё несогласие с происходящим» (здесь и далее цитирую текст партийного документа).
Первый вариант действия: «не принимать участие в голосовании». Второй – «поставить любые знаки в квадратах напротив всех кандидатов (такой бюллетень в соответствии с законом считается недействительным - фактически, это аналог голосования «против всех»).
Из приведённого текста нельзя сделать иного вывода кроме того, что политическая партия «Яблоко» призвала избирателей срывать голосование, для этого либо не участвуя в выборах, либо портя бюллетени. Само по себе обращение к избирателям, для партии не сумевшей выдвинуть своего кандидата в президенты России, логично (как говорится, так не доставайся же ты, победа, никому). Но пойдя на такой шаг, фактически призвав избирателей к срыву голосования, федеральный «яблочный» политкомитет рискованно вышел на поле незаконных действий. Федеральный закон о гарантиях избирательных прав граждан России (ст. 48) призывы голосовать «за» или «против» кандидатов признает нарушением выборного законодательства. А из «яблочного» политического воззвания нескрываемо пёр призыв к действию против всех кандидатов в президенты. Собственно, это действие партии и стало предметом для рассмотрения рабочей группой по информационным спорам при Избиркоме Карелии.
Эмилия Слабунова, распространившая в Карелии заявление партии с призывом голосовать против всех кандидатов в президенты, повела себя достаточно странно. Она стала настаивать на том, что, публикуя партийный пост, действовала, мол, она не как политический деятель, и не как депутат парламента Карелии, а только как гражданка. Слабунова упорно держалась за такую позицию, правильно полагая, что с депутата парламента, как представителя власти, больший спрос и большая ответственность (что правда). От авторства относительно принятого партией заявления она тоже отказывалась, настаивая на том, что всего лишь опубликовала его на своей странице (репостнула). Возможно, это и так, но факт распространения призыва к действию это всё равно не отменяет. Она ведь могла и не нарушать выборного законодательства и не совершать противозаконных действий следом за политкомитетом партии «Яблоко». Впрочем, как можно было понять по ходу обсуждения вопроса на заседании рабочей группы по информационным спорам, Слабунова всё же принимала участие в составлении партийного документа, она как-то запуталась в своих комментариях.
Единственный вопрос, стоявший в повестке заседания рабочей группы, слушался почти два часа. Все желавшие выступили и все аргументы были услышаны. По итогу обсуждения члены рабочей группы по информационным спорам единогласно проголосовали за то, что Слабунова, опубликовав на своей странице в телеграм-канале, призыв партии «Яблоко» к избирателям голосовать против всех кандидатов в президенты, тем нарушила выборное законодательство.
Решение рабочей группы - это всего лишь экспертное заключение, прислушаются к нему члены Избирательной комиссии Карелии или нет, то заранее сказать невозможно (хотя для самих участников заседания рабочей группы всё очевидно), так что дискуссия ещё возможно и продолжится.
А чем может всё завершиться, если допустить, что гражданка Э. Слабунова нарушила закон и в период избирательной кампании призывала избирателей голосовать против кандидатов в президенты России? Собственно, ничего страшного не случится для неё, скорее всего, после ряда законных процедур, один из институтов власти (Роскомнадзор, МВД или сам Избирком РК) составит административный протокол, направив его в мировой суд, решение которого заранее ожидаемо: гражданку Слабунову оштрафуют за совершённое ею административное правонарушение. История на этом и завершится.
Точнее может этим завершиться. Дело в том, что сама Эмилия Слабунова во время заседания рабочей группы по информационным спорам неожиданно стала рассуждать на тему предвзятости Избиркома Карелии, взявшего «её тему» для рассмотрения. Она сообщила, что в других регионах России, где местные «яблочники» также публиковали этот предвыборный партийный документ, ни у кого из региональных избиркомов не возникло претензий к авторам публикаций. Подсказка неожиданная. Ведь теперь может так статься, что ещё в каких-то регионах России по примеру Избиркома Карелии вернутся к незаконному призыву «яблочников» во время президентских выборов, сделав это в воспитательных целях, чтобы впредь выборное законодательство не нарушалось ни «яблочниками», ни другими какими партийцами. Неотвратимость наказания всех участников избирательного процесса воспитывает их. Так что административное дело (возможное) Слабуновой может быть масштабировано. За что однопартийцы ей точно спасибо не скажут.
Анатолий Цыганков