Барнео через А

Ровно 30 лет назад, в мае 1994 года, была издана интересная брошюра.

Ровно 30 лет назад, в мае 1994 года, была издана интересная брошюра. О своих услугах рассказало туристическое агентство из Франции, предлагающее путешественникам совершить лыжный поход к Северному полюсу из лагеря, расположенного… на дрейфующем льду. Кстати, если кому-то интересно посмотреть на нее, то вот ссылка.

Неужели эта дата чем-то важна? Да, потому что благодаря этой брошюре мы с вами узнаем о начале работы уникальной базы, аналогов которой нет в мире, – о лагере «Барнео».

«БАрнео» – именно через А, никакой ошибки нет, потому что лагерь находится не на экзотическом острове, а в холодной Арктике.

Сегодня мало кто помнит историю «Барнео». События в «доинтернетную» эру словно бы вообще исчезают, их как будто и не было. Но они были. Создателями ледовой станции вблизи Северного полюса в начале девяностых стали два француза – «человек-мамонт» Бернар Бьюиг (тот, кто нашел Юкагирского мамонта и мамонтенка Любу) и Кристиан де Марлиав – вообще-то математик по образованию, но страстный и опытный полярный путешественник.

Они зарегистрировали туристическое агентство CERPOLEX и стали за смешные по нынешним временам деньги возить иностранных туристов в весьма далекий от элементарных удобств лагерь. Базой на материке стало село Хатанга, а его жители – сотрудниками и помощниками в бизнесе. Перевозку обслуживал Хатангский объединенный авиаотряд, а поток российских туристов обеспечивала компания VICAAR, руководимая известным полярником Виктором Боярским.

Ровно 30 лет назад, в мае 1994 года, была издана интересная брошюра.-2

Бизнесом, правда, это дело можно назвать в последнюю очередь, оба француза обожали Арктику и делились ею с такими же, как они, «укушенными полярной мухой» людьми. В 1998 году они впервые испытали и новый маршрут в лагерь, организовав полет на льдину из столицы норвежского Шпицбергена, городка Лонгйира.

Ровно 30 лет назад, в мае 1994 года, была издана интересная брошюра.-3

Вся эта история оставалась довольно маргинальной примерно до 2001–2002 годов, когда делом заинтересовался Александр Орлов. Человек с большим опытом, летчик, он также оказался и прекрасным предпринимателем. Орлов понял, что идея хорошая, только подойти к ее воплощению надо более фундаментально.

Так самодеятельный бизнес двух компаний – VICAAR и CERPOLEX - закончился, и началась 20-летняя история успеха «Барнео» с базой на Шпицбергене. И сам Лонгйир, где туристы, ожидая самолетов, могли разместиться в комфорте, включая пятизвездочный отель «Рэдиссон», и ледовая база «Барнео» примерно в 100 км от полюса, с прекрасным оборудованием и сервисом привлекала множество людей. Не забудем, что речь идет о лагере, который существует всего один месяц в году, в тот самый узкий коридор марта – апреля, когда уже взошло круглосуточное полярное солнце, но лед еще держится и позволяет построить взлетно-посадочную полосу для самолетов и вертолетов. Как вообще строится такой лагерь – отдельный квест, а коротко говоря, его могут организовать только исключительно опытные специалисты с уникальными профессиональными навыками.

Ровно 30 лет назад, в мае 1994 года, была издана интересная брошюра.-4
Ровно 30 лет назад, в мае 1994 года, была издана интересная брошюра.-5
Ровно 30 лет назад, в мае 1994 года, была издана интересная брошюра.-6
Ровно 30 лет назад, в мае 1994 года, была издана интересная брошюра.-7

Стоит отметить, что в 2010-хх гг. спортивно-экспедиционный «Барнео» начал делить «свою» льдину и часть инфраструктуры с российскими научно-исследовательскими дрейфующими станциями «Северный полюс». Ученые и частный бизнес мирно соседствовали и по необходимости помогали друг другу. Про то, как был организован быт, будни и праздники на обитаемой льдине можно посмотреть документальный фильм «Барнео – курорт для настоящих мужчин».

Но все мы ходим под богом. Сильный, активный человек Александр Орлов внезапно скончался в 2017 году.

Бизнес приобрел шведский предприниматель, фанат полярных путешествий, «человек 8 полюсов» нашей планеты (на всех он побывал) Фредерик Паулсен. Цену «Барнео» определить весьма сложно, так что руководствовался Паулсен не расчетами, а искренним желанием поддержать вдову Александра Орлова и его многолетнего партнера по работе Ирину и сохранить проект, подобных которому нет.

С Россией Паулсена связывают десятки лет сотрудничества и дружбы – с Русским Географическим обществом (РГО), Арктическим и Антарктическим НИИ (ААНИИ), институтом Океанологии РАН, Ассоциацией полярников. У Паулсена в Москве единственное российское специализированное на теме полюсов издательство. Сам он на «Барнео» «гостил» десятки раз, а еще организовывал и финансировал несколько экспедиций в Арктику, включая Высокоширотную глубоководную экспедицию с использованием аппаратов «МИР», циркумполярную экспедицию в Антарктике на судне «Академик Трешников» (ААНИИ), стал спонсором реконструкции станции Восток в Антарктиде, поддерживал множество проектов РГО, за что был награжден малой серебряной медалью и «Хрустальным компасом» – престижными наградами Русского географического общества.

Фредерик Паулсен (слева) и А.Н.Чилингаров (в центре)
Фредерик Паулсен (слева) и А.Н.Чилингаров (в центре)

Полоса невезения началась в 2019 году. Туристы уже сидели в Лонгйире, когда выяснилось, что по политическим соображениям украинские самолеты, долгое время работавшие на рейсах между Шпицбергеном и «Барнео», больше туда не полетят.

Внезапная отмена сезонов 2020–2021 годов из-за COVID-19 была очень болезненной. Некоторые проблемы, связанные с пандемией COVID, сохранялись и в 2022 году, но, вероятно, самым важным фактором стали ограничения на полеты российских самолетов в европейском воздушном пространстве. Организовать работу, базируясь на норвежском Шпицбергене стало просто невозможно.

Фредерик Паулсен вложил существенные средства в поддержание предприятия в течение всех этих лет, он верит в свое дело и не готов сдаваться. Он решает, что в нынешней ситуации нужно всю активность переносить в Россию.

План «Б» таков. В 2019 году красноярский губернатор Александр Усс объявил о проекте преобразования Хатанги, поселка с населением около 2500 человек на полуострове Таймыр, в новый транзитный узел на Северный полюс.

Паулсен подхватывает идею. Он приобретает старую советскую гостиницу и реконструирует ее в роскошный отель Mamont Inn. - практически самое популярное место в поселке. Наверное, только строящийся Музей мамонта, в котором будут представлены некоторые из находок гигантских животных все того же Бернара Бьюига, сможет скоро стать еще одной местной точкой притяжения.

Фредерик Паулсен говорит, что доволен этим. Он создает рабочие места на русском Севере, к которому очень привязан, пытается «влюбить» приезжающих сюда туристов в Арктику и Северный полюс. Попасть на «Барнео» нелегко, даже если вы отличный лыжник или умеете летать на вертолете (в качестве пассажира, конечно). Сегодня иностранцу добраться до Хатанги, получить все визы и разрешения не так-то просто. Компания Паулсена пытается решить все вопросы – от визовой поддержки до выдачи временных банковских карт, которыми туристы смогут здесь расплатиться.

Но кто и когда говорил о том, что Северный полюс – это просто?

Может, в этом и есть притягательная сила удивительного места, которое вроде бы и есть, но всегда в движении.

Всегда в движении и ледовый лагерь «Барнео». Сделав гигантский временной круг, он вновь пришел туда, откуда начался – в русскую Хатангу.