Найти тему
Тактический галстук

Противостояние Трампа с ‎разведывательным ‎сообществом в случае повторного избрания

Доброго времени‏ суток!

Попалось несколько публикаций, которые могут‏ быть интересны‏ Вам‏ и‏ помогут более четко воспринять‏ предыдущий выпуск.

Итак,‏ поехали:

The New‏ York‏ Times (12.04.2024)

Даже будучи‏ президентом, Дональд‏ Трамп выставлял напоказ свою враждебность‏ к‏ сотрудникам разведки, изображая их частью политизированного «глубинного государства», стремящегося‏ расправиться с‏ ним. И‏ с тех‏ пор, как он покинул свой‏ пост, это‏ недоверие‏ переросло в откровенную враждебность, что может иметь серьезные последствия‏ для национальной‏ безопасности,‏ если он будет‏ избран снова.

Ссылаясь‏ на свою уверенность в‏ том,‏ что‏ за его‏ кампанией 2016 года‏ следило разведывательное‏ сообщество,‏ Трамп‏ в среду‏ (10 апреля)‏ призвал своих‏ союзников‏ в Палате‏ представителей «отменить» законопроект, который продлил‏ бы действие‏ закона‏ о‏ слежке. По словам сотрудников‏ национальной безопасности,‏ этот закон‏ имеет‏ решающее значение для‏ их способности‏ противодействовать иностранной разведке и бороться‏ с‏ терроризмом от имени страны. Палата представителей одобрила закон в‏ пятницу только‏ после‏ того, как‏ республиканцы пересмотрели его, чтобы гарантировать,‏ что г-н‏ Трамп‏ получит еще один шанс изменить его по своему‏ вкусу, если он‏ снова‏ станет президентом.

Обвиненный в‏ прошлом году‏ в хранении секретных документов‏ после‏ ухода‏ с должности‏ и препятствовании усилиям‏ по их‏ получению,‏ г-н‏ Трамп также‏ перевел свой‏ гнев в‏ юридические‏ аргументы, заявив‏ федеральному суду, что нет оснований‏ верить «необоснованным заявлениям»‏ таких‏ агентств,‏ как ЦРУ, относительно «предполагаемой секретности»‏ файлов.

Адвокаты Трампа‏ по делу‏ о‏ секретных документах утверждали,‏ что спецслужбы‏ продемонстрировали предвзятое отношение к их‏ подзащитному‏ с момента первого импичмента против него. Адвокаты пообещали борьбу,‏ если официальные‏ лица‏ подтвердят, что‏ действия Трампа подвергают страну риску.

Трамп‏ сейчас находится‏ на‏ пути возможного столкновения с разведывательным сообществом. После того, как‏ в июле‏ Трамп‏ официально станет кандидатом‏ Республиканской партии‏ на пост президента, он‏ будет‏ иметь‏ право получить‏ брифинг от сотрудников‏ разведки. В случае‏ победы‏ на‏ выборах он‏ снова будет‏ командовать агентствами‏ безопасности,‏ которые он‏ неоднократно изображал своими врагами и‏ клялся «уничтожить».

В‏ результате‏ сложилась сложная‏ и, возможно, дестабилизирующая ситуация,‏ с которой‏ Соединенные Штаты‏ никогда‏ раньше не сталкивались: глубоко‏ укоренившиеся подозрения‏ и презрение со стороны бывшего‏ и,‏ возможно, будущего президента по отношению к тем самым‏ людям, на‏ которых‏ он будет‏ полагаться в получении наиболее конфиденциальной‏ информации, необходимой‏ ему‏ для выполнения своей роли в случае повторного избрания.

«Либо‏ глубинное государство‏ уничтожит‏ Америку, либо мы‏ уничтожим глубинное‏ государство», — сказал г-н‏ Трамп‏ на‏ прошлогоднем митинге в‏ замечаниях, которые стали‏ основой его‏ заявления‏ о‏ недовольстве и‏ мести.

Некоторые высокопоставленные‏ сотрудники разведки‏ рассматривают‏ возможность ухода‏ или досрочной отставки, если г-н‏ Трамп будет‏ переизбран‏ и‏ назначит близкого союзника возглавить‏ ЦРУ, сказали‏ бывшие чиновники,‏ которые‏ поддерживали связь с‏ бывшими коллегами. Другие‏ сотрудники шпионских агентств опасаются, что‏ мистер‏ Трамп попытается уволить людей, которых он считает нелояльными,‏ сказали эти‏ чиновники.

«В‏ разведывательном сообществе‏ есть высокопоставленные люди, которые рассматривают свои‏ варианты», —‏ сказал‏ Дуглас Лондон, который трижды занимал должность начальника резидентуры‏ ЦРУ, прежде‏ чем‏ уйти на пенсию‏ в 2019‏ году. «Они не обязательно‏ планируют‏ немедленно‏ покинуть корабль.‏ Но они рассматривают‏ непредвиденные обстоятельства‏ в‏ зависимости‏ от того,‏ кого Трамп‏ назначит руководителем‏ агентства, и‏ последующих внутренних‏ назначений руководящего персонала агентства».

«У Трампа‏ врожденное недоверие‏ к‏ разведке‏ и правоохранительным органам; он‏ смотрит на‏ наши источники‏ как‏ на стукачей и‏ не очень-то‏ верит в нас», — сказал‏ г-н‏ Лондон. «Он не верит, что может рассчитывать на‏ ЦРУ как‏ на‏ объективную, независимую‏ разведывательную службу, которая будет служить‏ любому руководителю.‏ Он‏ считает, что мы всегда будем стремиться заполучить его».

Другие‏ бывшие чиновники‏ заявили,‏ что они обеспокоены‏ тем, что‏ у мистера Трампа или‏ его‏ союзников‏ есть «списки‏ возмездия» нынешних и‏ бывших сотрудников‏ разведки,‏ которых‏ они намерены‏ наказать, либо‏ лишив их‏ работы‏ и допуска‏ к секретной информации, либо попытавшись‏ возбудить уголовное‏ расследование.

Истоки‏ враждебности‏ Трампа восходят к кампании‏ 2016 года,‏ когда ФБР‏ начало‏ контрразведывательное расследование характера‏ многочисленных связей‏ между людьми, связанными с его‏ кампанией,‏ и Россией, и аналитики разведки пришли к выводу,‏ что президент‏ России‏ Владимир Путин‏ тайно пытался помочь г-ну Трампу‏ победить на‏ президентских‏ выборах.

Стремясь дискредитировать то, что стало расследованием специального прокурора,‏ г-н Трамп‏ и‏ его союзники выдвинули‏ теории заговора‏ о том, что неправомерные‏ действия‏ спецслужб скрывались‏ в истоках‏ расследования в России.

Палата‏ представителей готовилась‏ проголосовать‏ по‏ законопроекту о‏ продлении раздела‏ 702, когда‏ мистер‏ Трамп вмешался‏ в среду (10 апреля), опубликовав‏ рано утром‏ сообщение‏ на‏ своей платформе в социальных‏ сетях: «УБЕЙТЕ‏ FISA. ЭТО‏ БЫЛО‏ НЕЗАКОННО ИСПОЛЬЗОВАНО ПРОТИВ‏ МЕНЯ И‏ МНОГИХ ДРУГИХ. ОНИ ШПИОНИЛИ ЗА‏ МОЕЙ‏ КАМПАНИЕЙ!!!»

Фактически, статья 702 не является законом о слежке,‏ который использовался‏ против‏ бывшего советника‏ Трампа по внешней политике предвыборной‏ кампании. Но‏ вмешательство‏ Трампа едва не привело к краху усилий по‏ возобновлению программы‏ слежки.

Только‏ после того, как‏ продление программы‏ было сокращено с пяти‏ лет‏ в‏ первоначальном законопроекте‏ до двух лет — срок,‏ который некоторые‏ сотрудники‏ разведки‏ считают недостаточным‏ для оценки‏ и проведения‏ сложных‏ изменений, которые‏ внесет законопроект, — союзники Трампа‏ в Палате‏ представителей‏ позволили‏ ему продвинуться вперед. Более‏ короткое продление‏ будет означать,‏ что‏ программу слежки придется‏ возобновить во‏ время второго президентства Трампа, если‏ он‏ будет избран в ноябре.

Нынешние и бывшие официальные лица‏ обычно описывают‏ мистера‏ Трампа в‏ частных беседах как очевидную угрозу‏ безопасности по‏ другой‏ причине: они не доверяют ему защищать секреты национальной‏ безопасности, основываясь‏ на‏ его действиях как‏ на посту,‏ так и после ухода‏ с‏ него.

Бывшие‏ чиновники отмечают,‏ что во время‏ своей первой‏ администрации‏ Трамп‏ нападал на‏ руководителей разведки,‏ но не‏ вмешивался‏ в сбор‏ разведданных. При Джине Хаспел, втором директоре‏ ЦРУ во‏ времена‏ Трампа,‏ возможности по сбору информации‏ о России,‏ похоже, улучшились.

[здесь‏ можно вспомнить лонгриды‏ NYT и‏ WP о том, как глава‏ ГУР‏ МОУ Валерий Кондратюк, а потом и его преемник‏ Василий Бурба,‏ развивали‏ партнерство с‏ ЦРУ, делясь данными по России]

Такие‏ фигуры, как‏ Ричард‏ Гренелл и Каш Патель, остались близки к бывшему президенту‏ и, похоже,‏ получат‏ должности в сфере‏ национальной безопасности‏ при любой второй администрации‏ Трампа.

К‏ концу‏ правления администрации‏ Трампа некоторые чиновники‏ стали экспертами‏ в‏ том,‏ как отстранять‏ от работы‏ людей, которые, по‏ их‏ мнению, блокируют‏ повестку дня президента.

В потенциальной второй‏ администрации некоторые‏ советники,‏ близкие‏ к Трампу, заинтересованы в‏ изменениях в‏ правилах государственной‏ службы,‏ чтобы упростить увольнение‏ и замену‏ людей. Но государственные служащие ЦРУ и‏ других‏ разведывательных агентств уже имеют гораздо меньшую защиту, чем‏ многие другие‏ государственные‏ служащие, что‏ облегчает вытеснение людей, о чем‏ советники Трампа‏ прекрасно‏ осведомлены.

Некоторые из этих советников работают в Центре обновления‏ Америки (Center‏ for‏ Renewing America), аналитическом центре,‏ которым руководят‏ бывшие чиновники администрации, включая‏ мистера‏ Пателя‏ и Рассела‏ Воута, бывшего главу Административно-бюджетного‏ управления мистера‏ Трампа.

Они‏ опубликовали‏ несколько программных‏ документов с предложениями‏ облегчить политическим‏ назначенцам‏ получение разрешений‏ службы безопасности и доступа к секретным‏ разведданным, даже если‏ профессиональные‏ работники‏ считают, что они представляют‏ угрозу безопасности‏ или им‏ не‏ нужно знать эту‏ информацию.

Трамп может‏ продолжить практику, которую он все‏ чаще‏ применял в конце своего президентства, — использовать полномочия‏ президента для‏ временного‏ заполнения вакансий‏ исполняющими обязанности должностными лицами, которые‏ могли бы‏ работать‏ в течение значительных периодов. Это обошло бы любую необходимость‏ ограничивать его‏ выбор‏ людьми, которые могли‏ бы получить‏ утверждение в Сенате.

У ЦРУ‏ меньше‏ должностей,‏ утвержденных Сенатом,‏ и гораздо меньше‏ должностей, назначаемых‏ президентом,‏ чем‏ у большинства‏ других агентств‏ на уровне‏ кабинета‏ министров. Важно‏ отметить, что президент может назначить‏ заместителя директора‏ ЦРУ‏ без‏ необходимости утверждения Сенатом — и этот‏ чиновник затем‏ будет руководить‏ агентством,‏ если президент никогда‏ не назначал‏ директора.

***

Посмотримвнимательнеена Center for‏ Renewing‏ America:

Politico (19.09.2023)

Внутри следующей республиканской революции

Победит Трамп или нет,‏ Республиканская партия‏ планирует‏ новую атаку‏ на своего заклятого врага, «глубинное‏ государство». Смогут‏ ли‏ консерваторы подготовить достаточно лоялистов, чтобы действительно выполнить свою‏ работу?

По правде‏ говоря,‏ программа, получившая название‏ «Проект 2025»,‏ гораздо более амбициозна, чем‏ все,‏ о‏ чем мечтал‏ Рональд Рейган.

The Heritage‏ Foundation и‏ множество‏ консервативных‏ групп, поддерживающих‏ программу, стремятся‏ отбросить назад‏ —‏ не менее‏ чем на 100 лет — то, что‏ они считают‏ посягательством‏ либералов‏ на Вашингтон. Они хотят опрокинуть‏ то, что‏ началось как‏ создание‏ Вудро Вильсоном федеральной‏ административной элиты, а‏ позже выросло в обширную, неподотчетную‏ и‏ в основном либеральную бюрократию (как считают консерваторы) при Новом‏ курсе Франклина‏ Рузвельта‏ и Великом‏ обществе Линдона Джонсона, насчитывающую сегодня‏ около двух‏ с‏ четвертью миллионов федеральных служащих.

Они стремятся лишить финансирования Министерство‏ юстиции, ликвидировать‏ ФБР,‏ разогнать Министерство внутренней‏ безопасности и‏ ликвидировать Министерства образования и‏ торговли,‏ и‏ это лишь‏ некоторые из их‏ более крупных‏ целей.

Они‏ хотят‏ предоставить президенту‏ полную власть‏ над квазинезависимыми‏ агентствами,‏ такими как‏ Федеральная комиссия по связи, разрабатывающая‏ и обеспечивающая‏ соблюдение‏ правил‏ для телевизионных и интернет-компаний,‏ которые были‏ проклятием политического‏ существования‏ Трампа в последние‏ несколько лет.

И‏ они хотят убедиться, что-то, что‏ останется‏ от этой урезанной бюрократии, будет надежно консервативным —‏ не только‏ для‏ следующего президента,‏ но и на долгое время‏ вперед —‏ и‏ что Белый дом сохранит полный контроль над этим. В‏ попытке реализовать‏ эту‏ программу, которая опирается‏ на другую‏ идею эпохи Рейгана, спорную‏ «унитарную‏ теорию»‏ Конституции, согласно‏ которой статья II‏ дает президенту‏ полную‏ власть‏ над федеральной‏ бюрократией — юрист Пол‏ Дэнс (возглавляющий‏ команду‏ бывших чиновников‏ Трампа, готовящих новую программу «Америка‏ прежде всего»‏ для‏ следующего‏ президента-республиканца – будь то бывший‏ президент Дональд‏ Трамп или‏ нет) сформировал‏ комитет по набору‏ тех, кого‏ он называет «консервативными воинами», через коллегии‏ адвокатов‏ и генеральных прокуроров штатов, и размещение их в‏ офисах главного‏ юрисконсульта‏ по всей‏ федеральной бюрократии.

Только недавно стали известны‏ многие детали,‏ а‏ также то, насколько далеко идут эти цели. Также‏ стало ясно,‏ что‏ сегодня личная повестка‏ дня Трампа‏ даже в большей степени,‏ чем‏ в‏ 2016 году,‏ стала повесткой дня‏ партии, несмотря на‏ всех‏ республиканцев,‏ которые перешли‏ от него‏ на сторону.‏ И‏ что новый‏ истеблишмент Республиканской партии использует свой‏ популистский мятеж,‏ чтобы‏ возродить — фактически,‏ полностью переосмыслить — свою‏ старую рейгановскую‏ атаку на‏ федеральное‏ правительство. В нынешней формулировке‏ это связано‏ не столько с самим размером‏ —‏ как храбро указала Никки Хейли на дебатах 23‏ августа, сам‏ Трамп‏ «добавил 8‏ триллионов долларов к нашему долгу», — сколько‏ с восстановлением‏ «подотчетности»‏ правительства.

Дэнс приобрел известность на последних этапах президентского срока‏ Трампа, когда‏ присоединился‏ к Джону МакИнти,‏ бывшему телохранителю‏ Трампа, который в 29‏ лет‏ дослужился‏ до главы‏ президентского управления кадров.

МакИнти‏ вместе с‏ Джеймсом‏ Шерком‏ (еще одним‏ бывшим чиновником‏ Трампа) стремятся‏ возродить‏ «График F»,‏ исполнительный указ, который Трамп принял‏ в последние‏ недели‏ своей‏ администрации — и который‏ Байден позже‏ отменил, —‏ чтобы‏ увеличить число федеральных‏ служащих, которых‏ он мог уволить, с обычных‏ 4000‏ или около того политических назначенцев до 20 000‏ или более,‏ которые‏ занимают ключевые‏ политические должности.

Точное число жертв все‏ еще определяется,‏ говорит‏ Рассел Воут, бывший директор Административно-бюджетного управления Трампа, которому поручено‏ реализовать политическую программу‏ Проект‏ 2025. Но в‏ конечном итоге‏ цель состоит в том,‏ чтобы‏ устранить‏ то, что‏ Дэнс называет «штатным‏ классом политических‏ верховных‏ жрецов».

«Я‏ люблю Рональда‏ Рейгана. Но‏ сейчас не‏ 1980-е,‏ а 2023‏ год. Мы противостоим не просто‏ большому правительству,‏ но‏ вооруженному‏ (Weaponized government)», — говорит‏ Рассел Воут,‏ который сейчас‏ возглавляет‏ Центр обновления Америки‏ — одну‏ из примерно 75 консервативных групп,‏ многие‏ из которых были сформированы всего за последний год‏ или около‏ того,‏ которые подписали‏ соглашение о Проекте 2025. По его‏ словам, слишком‏ много‏ учреждений исполнительной власти больше не подотчетны президенту, а‏ конституционный надзор‏ за‏ десятилетиями превратился в‏ неконституционный контроль‏ со стороны «имперского конгресса».

Если‏ Трампу‏ удастся‏ вернуться в‏ Белый дом, его‏ первой мишенью‏ почти‏ наверняка‏ станут Министерство‏ юстиции и‏ ФБР, два‏ агентства,‏ которые он‏ долгое время рассматривал как откровенно‏ враждебные ему.

Но‏ это‏ только‏ начало.

«Мы думаем, что это‏ более систематично,‏ чем просто‏ из-за‏ Трампа. У нас‏ в Америке‏ впервые на моей памяти есть‏ политические‏ заключенные», — говорит Воут, частично имея в виду‏ тех, кто‏ был‏ осужден за‏ участие в штурме Капитолия 6‏ января. «У‏ нас‏ есть люди, которые находятся в тюрьме, которые не‏ представляют угрозы‏ для‏ своего сообщества и‏ не рискуют‏ сбежать, с которыми плохо‏ обращаются‏ в‏ тюрьме. Судебная‏ система приняла парадигму,‏ согласно которой‏ они‏ представляют‏ угрозу демократии».

В‏ результате, говорит‏ Воут, «Нам‏ приходится‏ механически думать‏ о том, как захватить эти‏ институты». Воут‏ собирает‏ свою‏ старую команду и описывает‏ свою роль‏ как разработку‏ новых‏ исполнительных указов, сборников‏ программ и‏ меморандумов для секретарей кабинета, чтобы‏ они‏ были «готовы в первый день следующего переходного периода. Все,‏ что необходимо‏ для‏ захвата контроля‏ над административным государством, действительно является‏ нашей задачей».

«Архетип‏ бюрократа,‏ с которым мы хотим покончить, — это не‏ кто иной,‏ как‏ доктор [Энтони] Фаучи», — говорит‏ Дэнс. Многие‏ консерваторы считают, что Фаучи,‏ давний‏ директор‏ Национального института‏ аллергии и инфекционных‏ заболеваний, стоил‏ Трампу‏ второго‏ срока, якобы‏ слишком остро‏ отреагировав на‏ кризис‏ с Covid,‏ не последовав указаниям президента и‏ помогая без‏ необходимости‏ остановить‏ экономику.

«Ни у одного бюрократа‏ не должно‏ быть фигуры‏ героя»,‏ — шутит Дэнс.‏ «Фаучи проработал‏ 50 лет в одной из‏ самых‏ технически сложных и постоянно меняющихся профессий в области‏ биологических наук.‏ Либо‏ этот человек‏ гений порядка Эйнштейна, либо макиавеллист‏ с точки‏ зрения‏ удержания власти. Я бы предположил последнее».

Воут говорит, что‏ его команда‏ также‏ работает над множеством‏ подробных планов,‏ в частности, в отношении‏ Министерства‏ юстиции,‏ которые позволили‏ бы Белому дому‏ освободить от‏ финансирования‏ множество‏ функций». Одно из‏ предложений потребует‏ от Конгресса‏ начать‏ с 25%‏ сокращения финансирования ФБР, чтобы ликвидировать‏ разведывательные возможности‏ бюро, которые‏ превратили‏ его «из правоохранительного органа‏ во внутреннюю‏ разведывательную службу».

Разрабатываются‏ другие‏ планы, позволяющие президенту‏ по своему‏ усмотрению прекращать финансирование, санкционированное Конгрессом,‏ как‏ это сделал Трамп, когда приостановил иностранную помощь Украине, якобы‏ для того,‏ чтобы‏ оказать давление‏ на ее президента Владимира Зеленского‏ с целью‏ проведения‏ расследования в отношении президента Джо Байдена и его‏ сына Хантера,‏ что‏ в конечном итоге‏ привело к‏ кризису импичмента.

Все подобные усилия,‏ настаивает‏ Воут,‏ будут уважать‏ принцип сдержек и‏ противовесов и‏ восстановят‏ конституционный‏ порядок, как‏ и предполагали‏ Основатели. «Это‏ скорее‏ попытка вернуться‏ к пониманию исполнительной власти Основателями»,‏ — говорит‏ Воут.

Действительно,‏ ирония‏ всего этого — и‏ это горькая,‏ почти неразрешимая‏ ирония‏ — заключается в‏ том, что‏ обе стороны политического спектра сейчас‏ поддерживают‏ «Конституцию» как-то, что они больше всего хотят сохранить,‏ и все‏ же‏ они по-прежнему‏ категорически не согласны с тем,‏ как это‏ сделать.‏ Для демократов речь идет о привлечении Трампа к‏ ответственности в‏ соответствии‏ с Конституцией; для‏ республиканцев речь‏ идет о ликвидации неконституционного‏ административного‏ государства,‏ которое, по‏ их мнению, после‏ Трампа. Никаких‏ переговоров‏ между‏ двумя сторонами‏ не планируется.

Многие‏ ключевые участники‏ этой‏ амбициозной программы‏ открыто признают, что их усилия‏ были обречены‏ в‏ первый‏ срок Трампа, потому что‏ они не‏ знали, что‏ делали;‏ это было не‏ соревнование с‏ напичканным демократами «глубинным государством», а‏ консерваторам‏ никогда не удавалось претворять идеологию движения в действие, начиная‏ с Рейгана‏ и‏ «триумфа политики».

Наряду‏ с Мидоузом, одним из крестных‏ отцов нового‏ консервативного‏ мятежа является босс Дэнса Кевин Робертс, президент Heritage‏ Foundation, который достиг‏ совершеннолетия‏ в эпоху Рейгана‏ и теперь‏ заново превращает себя в‏ главного‏ рупора‏ трампизма, курирующего Проект‏ 2025.

«Есть ли у‏ нас консерваторы,‏ которые‏ являются‏ экспертами по‏ уничтожению бюрократии?»‏ — говорит‏ Робертс.‏ «Нет. Консервативное‏ движение не развило в себе‏ эту способность.‏ Но‏ мы‏ собираемся сделать это в‏ результате Проекта‏ 2025».

По мнению‏ всех‏ участников Проекта 2025,‏ наиболее неконтролируемый‏ — военно-промышленный комплекс.

Дэнс вспоминает известную‏ остроту‏ Уильяма Бакли: «Я бы предпочел доверить управление Соединенными‏ Штатами первым‏ 400‏ людям, указанным‏ в телефонном справочнике Бостона, чем‏ преподавательскому составу‏ Гарвардского‏ университета».

«Я бы доверил возвращение на работу матери, которая‏ только что‏ успешно‏ вырастила четверых детей,‏ чтобы иметь‏ возможность управлять агентством», —‏ говорит‏ Дэнс.‏ «Мы очень‏ верим в нашего‏ обычного человека.‏ Мы‏ —‏ партия забытого‏ человека, гражданина-фермера,‏ народа, который‏ действительно‏ управляет этой‏ страной. Я думаю, что многое‏ из этого‏ интуитивно‏ понятно,‏ при всем уважении. Мы‏ живем в‏ современном обществе,‏ где‏ целый класс менеджеров‏ сумел внедриться‏ и сделать все более сложным‏ и‏ промежуточным по всем этим пунктам до такой степени,‏ что никто‏ на‏ самом деле‏ не понимает, как это работает».

Но‏ в Вашингтоне‏ остается‏ большая фаланга лояльных трампистов — большинство из них‏ разбросаны по‏ группам‏ консервативных действий на‏ Капитолийском холме‏ и Пенсильвания-авеню, — и мало кого‏ из‏ них,‏ похоже, волнует,‏ баллотируется ли Трамп‏ как осужденный‏ преступник‏ или‏ нет. Среди‏ них директора‏ America First‏ Policy‏ Institute (AFPI),‏ которых иногда называют «кабинетом ожидания»‏ Трампа: Ларри Кадлоу, бывший‏ глава‏ Национального‏ экономического совета; Рик Перри, министр‏ энергетики Трампа;‏ Чад Вулф, бывший‏ исполняющий‏ обязанности министра внутренней‏ безопасности и‏ бывший губернатор Луизианы Бобби Джиндал, возглавляющий‏ Центр‏ за здоровую Америку при AFPI; Кит Келлог, который мог‏ бы возглавить‏ Пентагон‏ (другая возможность‏ — Крис Миллер, последний исполняющий обязанности‏ министра обороны‏ при‏ Трампе), торговый представитель США Роберт Лайтхайзер, который проводил неопротекционистскую‏ политику Трампа‏ и‏ пишет в своей‏ новой книге‏ «Никакая торговля не бывает‏ бесплатной»,‏ что‏ Трамп войдет‏ в историю как‏ «великий президент,‏ действительно‏ один‏ из величайших».

Другие,‏ кто, вероятно,‏ будет стоять‏ в‏ очереди на‏ руководящие должности, — это Рассел Воут, бывший‏ советник по‏ национальной‏ безопасности‏ Роберт О’Брайен и Стивен Миллер, иммиграционный‏ питбуль Трампа,‏ который сформировал‏ еще‏ одну объединенную группу‏ в рамках‏ CPI, America First Legal, которая‏ оспаривает‏ почти каждый указ Байдена в суде. Трамп на второй‏ срок также‏ может‏ привлечь многих‏ своих сторонников на Капитолийском холме,‏ таких как‏ член‏ Палаты представителей Джим Джордан, председатель Юридического комитета Палаты представителей.

В‏ своей новой‏ книге‏ Лайтхайзер даже выражает‏ благодарность лидерам‏ лейбористов и Лори Уоллах‏ —‏ возможно,‏ самому уважаемому‏ эксперту по торговле‏ в прогрессивном‏ движении‏ —‏ как «давнему‏ другу и‏ сообщнику по‏ заговору,‏ который был‏ постоянным советником и связующим звеном‏ со многими‏ на‏ [Капитолийском]‏ Холме».

Гнев против Вашингтона распространяется‏ и на‏ последнего главу‏ Минобороны‏ Трампа Криса Миллера,‏ кадрового бойца‏ спецназа, который, как и большинство‏ новых‏ правых Трампа, рассматривает вторжение в Ирак как грандиозную‏ катастрофу, основанную‏ на‏ лжи, и «хочет‏ уволить большинство генералов в Пентагоне,‏ вдвое сократить‏ расходы‏ на оборону, закрыть военные академии, развалить военно-промышленный комплекс», согласно‏ личному профилю‏ Миллера, опубликованному‏ Питером Маасом в‏ марте.

В результате‏ интеллектуальный консерватизм Бакли и‏ других‏ консервативных‏ мыслителей превратился‏ в свою виртуальную‏ противоположность, и‏ команда‏ Проекта‏ 2025 приняла‏ его.

Как пишет‏ Мэтью Континетти‏ в‏ своей книге‏ 2022 года «Правые: столетняя война‏ за американский‏ консерватизм»: «То,‏ что‏ начиналось как управляемая элитой‏ защита классических‏ либеральных принципов, закрепленных‏ в‏ Декларации независимости и‏ Конституции Соединенных‏ Штатов, закончилось в первой четверти‏ 21‏ века яростной реакцией против элит всех мастей».

Некоторые критики‏ считают, что‏ все‏ это риторическая‏ показуха для того, что при‏ втором сроке‏ Трампа‏ могло бы стать четырьмя годами личной мести любой‏ ценой.

В конце‏ концов,‏ начиная с саги‏ о Джеффе‏ Сешнсе — ультраконсервативном сенаторе,‏ который‏ был‏ одним из‏ первых сторонников Трампа,‏ а затем‏ оказался‏ смещенным‏ с поста‏ генерального прокурора,‏ — администрация‏ Трампа‏ характеризовалась лоялистами,‏ которые никогда не были достаточно‏ лояльны к‏ нему.

Но‏ верно‏ и то, что, если‏ они преуспеют‏ хотя бы‏ в‏ малой части своих‏ амбиций, Рейган‏ может в конечном итоге выглядеть‏ как‏ сухопарый середнячок, оставшийся на свалке истории.

***

А теперь снова‏ к разделу‏ 702:

The‏ New York‏ Times (12.04.2024)

В результате крупного поворота‏ Палата представителей‏ в‏ пятницу приняла повторную авторизацию сроком действия на два‏ года закона‏ о‏ надзоре без ордера.

Почти‏ до последней‏ минуты в пятницу было‏ неясно,‏ какую‏ форму примет‏ окончательный законопроект.

В необычный‏ момент в‏ Палате‏ представителей‏ предложение о‏ добавлении требования‏ ордера провалилось при‏ равенстве‏ голосов —‏ 212 против 212, 13 членов не голосовали, а‏ Майкл Джонсон [спикер‏ Палаты‏ представителей]‏ нарушил обычай, отдав свой‏ решающий голос «против». Поправка‏ расколола две‏ партии:‏ 126 демократов и 86‏ республиканцев проголосовали‏ против нее, в то время как‏ 128 республиканцев‏ и 84 демократа проголосовали «за».

[т. е. большинство‏ республиканцев проголосовали,‏ как‏ и хотел‏ Трамп, за поправку о запросе‏ ордера, но‏ Майкл‏ Джонсон спас раздел 702 еще, как минимум, на‏ два года.‏ Т.е.‏ оказал значимую услугу‏ разведсообществу США.‏ И оно, вполне возможно,‏ ответит‏ ему‏ взаимностью. А‏ Джонсон — следующий‏ после вице-президента‏ в‏ очереди‏ на исполнение‏ обязанностей президента.‏ Как знать…]

Защитники‏ гражданских‏ свобод давно‏ добивались такого ограничения [требование ордера]‏ для защиты‏ прав‏ американцев‏ на неприкосновенность частной жизни. Но‏ представители национальной‏ безопасности утверждают,‏ что‏ это нанесет ущерб‏ программе, потому‏ что они обычно используют ее‏ на‏ ранних стадиях расследований, например, когда пытаются узнать больше‏ о номере‏ телефона‏ или учетной‏ записи электронной почты, которая, как‏ установлено, контактировала‏ с‏ подозреваемым иностранным шпионом или террористом, до того, как будет‏ собрано достаточно‏ доказательств,‏ соответствующих стандарту вероятной‏ причины для‏ выдачи ордера.

Ястребы национальной безопасности‏ ловко‏ срывали‏ предложение об‏ ордере в предыдущие‏ годы, но‏ на‏ этот‏ раз оно‏ набрало обороты,‏ потому что‏ к‏ прогрессивным борцам‏ за гражданские свободы присоединились правые‏ республиканцы, которые‏ поддержали враждебное‏ отношение г-на‏ Трампа к ФБР и‏ разведывательному сообществу.

Сторонников‏ добавления требования‏ о‏ выдаче ордера возглавили‏ высокопоставленные члены‏ Судебного комитета Палаты представителей, включая‏ его‏ председателя, республиканца из Огайо Джима Джордана, и высокопоставленного демократа,‏ представителя Нью-Йорка‏ Джерролда‏ Надлера. В пятницу‏ они и их союзники утверждали,‏ что внесение‏ этого‏ изменения имеет решающее значение для защиты конституционных прав‏ американцев.

«Поиск частных‏ сообщений‏ американцев в базе‏ данных 702‏ — сообщений, к которым‏ правительство‏ в‏ противном случае‏ не имело бы‏ доступа без‏ ордера‏ —‏ является конституционным‏ эквивалентом проведения‏ обыска без‏ ордера»,‏ — сказал‏ Надлер.

Против поправки об ордере выступили‏ члены Комитета‏ по‏ разведке, включая‏ его лидеров, республиканца Майкла‏ Тернера из‏ Огайо (председатель‏ комитета)‏ и его заместителя‏ — демократа‏ Джима Хаймса из Коннектикута, Они‏ утверждали,‏ что добавление требования ордера фактически «ослепит» сотрудников службы‏ безопасности к‏ потенциально‏ важной информации,‏ которой они уже обладают.

Палата представителей‏ внесла в‏ законопроект‏ несколько других существенных изменений. Они включали разрешение использовать‏ программу раздела‏ 702‏ для сбора разведданных‏ об иностранных‏ организациях, занимающихся незаконным оборотом‏ наркотиков, и‏ проверки‏ потенциальных иностранных‏ посетителей в Соединенных‏ Штатах; наделение‏ определенных‏ лидеров‏ конгресса правом‏ наблюдать за‏ секретными слушаниями‏ в‏ суде, который‏ осуществляет надзор за национальной безопасностью; и‏ расширение типов‏ компаний,‏ имеющих‏ доступ к зарубежным коммуникациям, которые‏ могут потребоваться‏ для участия‏ в‏ программе.

Защитники конфиденциальности выразили‏ разочарование тем,‏ что Палата представителей расширила программу, отказавшись‏ от‏ своей долгожданной цели — введения требования ордера.

[фиксируем‏ — разведсообществу‏ США‏ потребовалось повышение‏ возможностей по сбору разведданных об‏ иностранных организациях,‏ занимающихся‏ незаконным оборотом наркотиков]

Прослушивание телефонных разговоров в рамках расследований‏ национальной безопасности,‏ направленных‏ против американцев или‏ людей на‏ территории США, регулируется традиционным‏ типом‏ FISA,‏ для которого‏ требуются ордера. Срок действия‏ этого типа‏ FISA,‏ созданного‏ Конгрессом в‏ 1978 году,‏ не истекает.

Напротив,‏ раздел‏ 702 позволяет‏ правительству собирать у американских компаний,‏ таких как‏ AT‏ &‏T и Google, сообщения‏ иностранцев за‏ границей, которые‏ стали‏ мишенью для иностранной‏ разведки или‏ в целях борьбы с терроризмом,‏ без‏ ордера — даже когда они общаются с американцами. Он легализовал форму‏ программы прослушивания‏ телефонных‏ разговоров без‏ гарантии, которую бывший президент Джордж‏ Буш тайно‏ создал‏ после террористических атак 11 сентября 2001 года.

Тем не‏ менее, г-н‏ Трамп‏ сохраняет существенное политическое‏ влияние на‏ республиканцев в Конгрессе, и‏ после‏ его‏ решительного выступления‏ 19 республиканцев Палаты‏ представителей, большинство из‏ которых‏ придерживаются‏ ультраконсервативной фракции‏ «Свобода» (House‏ Freedom Caucus),‏ проголосовали‏ в среду‏ за блокирование рассмотрения законопроекта.

Решение г-на‏ Джонсона сократить‏ срок‏ действия‏ законопроекта до двух лет‏ с пяти‏ означало, что,‏ если‏ г-н Трамп победит‏ на выборах‏ 2024 года, он будет контролировать‏ Белый‏ дом, когда дело дойдет до продления. Это позволило крайне‏ правым республиканским‏ перебежчикам‏ заявить о‏ победе, позволив делу продвинуться вперед,‏ и все‏ 19‏ из них поменяли свои позиции в пятницу и‏ проголосовали за‏ внесение‏ законопроекта.

Еще неизвестно, примет‏ ли Сенат‏ законопроект до истечения срока‏ действия‏ раздела‏ 702 в‏ следующую пятницу (19‏ апреля). Но‏ это‏ мягкий‏ крайний срок:‏ программа может‏ продолжать действовать до‏ апреля‏ 2025 года,‏ потому что на прошлой неделе‏ суд FISA‏ удовлетворил‏ запрос‏ правительства, разрешающий ее использование‏ еще на‏ год. Согласно‏ закону,‏ деятельность по надзору‏ может продолжаться‏ до тех пор, пока существуют‏ действующие‏ постановления суда, разрешающие это, даже если срок действия‏ основного закона‏ истек.

Тем‏ не менее,‏ разведывательное сообщество призвало Конгресс повторно‏ санкционировать программу,‏ прежде‏ чем она попадет в подобную правовую неопределенность, что повышает‏ вероятность того,‏ что‏ провайдеры могут отказаться‏ от продолжения‏ сотрудничества, и приведет к пробелам‏ в‏ сборе‏ данных до‏ тех пор, пока‏ не будут‏ решены‏ любые‏ последующие судебные‏ тяжбы по‏ этому вопросу.

Хотя‏ в‏ законопроекте нет‏ требования ордера, которого так долго‏ добивались защитники‏ неприкосновенности‏ частной‏ жизни, он налагает множество‏ новых ограничений‏ на то,‏ как‏ ФБР может искать‏ информацию об‏ американцах в хранилище сообщений, обнаруженных‏ в‏ рамках программы.

Существуют ограничения на поиск и использование этих‏ материалов, но‏ бюро‏ неоднократно нарушало‏ эти ограничения в последние годы,‏ включая ненадлежащий‏ запрос‏ информации о протестующих Black Lives Matter и людях, подозреваемых‏ в участии‏ в‏ беспорядках в Капитолии‏ 6 января‏ 2021 года.

С тех пор‏ ФБР‏ ужесточило‏ свою систему,‏ чтобы снизить риск‏ запросов, нарушающих‏ стандарты.‏ Рассматриваемый‏ законопроект кодифицирует‏ эти изменения‏ и добавит‏ требования‏ к отчетности,‏ а также ограничит количество должностных‏ лиц, имеющих‏ доступ‏ к‏ хранилищу необработанной информации.

***

Таким образом,‏ ЦРУ и‏ АНБ получили‏ дополнительные‏ возможности по сбору‏ информации, включая‏ разведданные об иностранных организациях, занимающихся‏ незаконным‏ оборотом наркотиков. И одновременно с этим на ФБР наложен‏ ряд ограничений. Вот‏ Вам‏ и конфликт‏ спецслужб — разведки с контрразведкой. Кроме‏ того, допустимые‏ границы‏ обозначили сторонникам Трампа и Проекта 2025.

До новых встреч!