Доброго времени суток!
Попалось несколько публикаций, которые могут быть интересны Вам и помогут более четко воспринять предыдущий выпуск.
Итак, поехали:
The New York Times (12.04.2024)
Даже будучи президентом, Дональд Трамп выставлял напоказ свою враждебность к сотрудникам разведки, изображая их частью политизированного «глубинного государства», стремящегося расправиться с ним. И с тех пор, как он покинул свой пост, это недоверие переросло в откровенную враждебность, что может иметь серьезные последствия для национальной безопасности, если он будет избран снова.
Ссылаясь на свою уверенность в том, что за его кампанией 2016 года следило разведывательное сообщество, Трамп в среду (10 апреля) призвал своих союзников в Палате представителей «отменить» законопроект, который продлил бы действие закона о слежке. По словам сотрудников национальной безопасности, этот закон имеет решающее значение для их способности противодействовать иностранной разведке и бороться с терроризмом от имени страны. Палата представителей одобрила закон в пятницу только после того, как республиканцы пересмотрели его, чтобы гарантировать, что г-н Трамп получит еще один шанс изменить его по своему вкусу, если он снова станет президентом.
Обвиненный в прошлом году в хранении секретных документов после ухода с должности и препятствовании усилиям по их получению, г-н Трамп также перевел свой гнев в юридические аргументы, заявив федеральному суду, что нет оснований верить «необоснованным заявлениям» таких агентств, как ЦРУ, относительно «предполагаемой секретности» файлов.
Адвокаты Трампа по делу о секретных документах утверждали, что спецслужбы продемонстрировали предвзятое отношение к их подзащитному с момента первого импичмента против него. Адвокаты пообещали борьбу, если официальные лица подтвердят, что действия Трампа подвергают страну риску.
Трамп сейчас находится на пути возможного столкновения с разведывательным сообществом. После того, как в июле Трамп официально станет кандидатом Республиканской партии на пост президента, он будет иметь право получить брифинг от сотрудников разведки. В случае победы на выборах он снова будет командовать агентствами безопасности, которые он неоднократно изображал своими врагами и клялся «уничтожить».
В результате сложилась сложная и, возможно, дестабилизирующая ситуация, с которой Соединенные Штаты никогда раньше не сталкивались: глубоко укоренившиеся подозрения и презрение со стороны бывшего и, возможно, будущего президента по отношению к тем самым людям, на которых он будет полагаться в получении наиболее конфиденциальной информации, необходимой ему для выполнения своей роли в случае повторного избрания.
«Либо глубинное государство уничтожит Америку, либо мы уничтожим глубинное государство», — сказал г-н Трамп на прошлогоднем митинге в замечаниях, которые стали основой его заявления о недовольстве и мести.
…
Некоторые высокопоставленные сотрудники разведки рассматривают возможность ухода или досрочной отставки, если г-н Трамп будет переизбран и назначит близкого союзника возглавить ЦРУ, сказали бывшие чиновники, которые поддерживали связь с бывшими коллегами. Другие сотрудники шпионских агентств опасаются, что мистер Трамп попытается уволить людей, которых он считает нелояльными, сказали эти чиновники.
«В разведывательном сообществе есть высокопоставленные люди, которые рассматривают свои варианты», — сказал Дуглас Лондон, который трижды занимал должность начальника резидентуры ЦРУ, прежде чем уйти на пенсию в 2019 году. «Они не обязательно планируют немедленно покинуть корабль. Но они рассматривают непредвиденные обстоятельства в зависимости от того, кого Трамп назначит руководителем агентства, и последующих внутренних назначений руководящего персонала агентства».
…
«У Трампа врожденное недоверие к разведке и правоохранительным органам; он смотрит на наши источники как на стукачей и не очень-то верит в нас», — сказал г-н Лондон. «Он не верит, что может рассчитывать на ЦРУ как на объективную, независимую разведывательную службу, которая будет служить любому руководителю. Он считает, что мы всегда будем стремиться заполучить его».
…
Другие бывшие чиновники заявили, что они обеспокоены тем, что у мистера Трампа или его союзников есть «списки возмездия» нынешних и бывших сотрудников разведки, которых они намерены наказать, либо лишив их работы и допуска к секретной информации, либо попытавшись возбудить уголовное расследование.
Истоки враждебности Трампа восходят к кампании 2016 года, когда ФБР начало контрразведывательное расследование характера многочисленных связей между людьми, связанными с его кампанией, и Россией, и аналитики разведки пришли к выводу, что президент России Владимир Путин тайно пытался помочь г-ну Трампу победить на президентских выборах.
Стремясь дискредитировать то, что стало расследованием специального прокурора, г-н Трамп и его союзники выдвинули теории заговора о том, что неправомерные действия спецслужб скрывались в истоках расследования в России.
…
Палата представителей готовилась проголосовать по законопроекту о продлении раздела 702, когда мистер Трамп вмешался в среду (10 апреля), опубликовав рано утром сообщение на своей платформе в социальных сетях: «УБЕЙТЕ FISA. ЭТО БЫЛО НЕЗАКОННО ИСПОЛЬЗОВАНО ПРОТИВ МЕНЯ И МНОГИХ ДРУГИХ. ОНИ ШПИОНИЛИ ЗА МОЕЙ КАМПАНИЕЙ!!!»
Фактически, статья 702 не является законом о слежке, который использовался против бывшего советника Трампа по внешней политике предвыборной кампании. Но вмешательство Трампа едва не привело к краху усилий по возобновлению программы слежки.
Только после того, как продление программы было сокращено с пяти лет в первоначальном законопроекте до двух лет — срок, который некоторые сотрудники разведки считают недостаточным для оценки и проведения сложных изменений, которые внесет законопроект, — союзники Трампа в Палате представителей позволили ему продвинуться вперед. Более короткое продление будет означать, что программу слежки придется возобновить во время второго президентства Трампа, если он будет избран в ноябре.
Нынешние и бывшие официальные лица обычно описывают мистера Трампа в частных беседах как очевидную угрозу безопасности по другой причине: они не доверяют ему защищать секреты национальной безопасности, основываясь на его действиях как на посту, так и после ухода с него.
…
Бывшие чиновники отмечают, что во время своей первой администрации Трамп нападал на руководителей разведки, но не вмешивался в сбор разведданных. При Джине Хаспел, втором директоре ЦРУ во времена Трампа, возможности по сбору информации о России, похоже, улучшились.
[здесь можно вспомнить лонгриды NYT и WP о том, как глава ГУР МОУ Валерий Кондратюк, а потом и его преемник Василий Бурба, развивали партнерство с ЦРУ, делясь данными по России]
Такие фигуры, как Ричард Гренелл и Каш Патель, остались близки к бывшему президенту и, похоже, получат должности в сфере национальной безопасности при любой второй администрации Трампа.
К концу правления администрации Трампа некоторые чиновники стали экспертами в том, как отстранять от работы людей, которые, по их мнению, блокируют повестку дня президента.
В потенциальной второй администрации некоторые советники, близкие к Трампу, заинтересованы в изменениях в правилах государственной службы, чтобы упростить увольнение и замену людей. Но государственные служащие ЦРУ и других разведывательных агентств уже имеют гораздо меньшую защиту, чем многие другие государственные служащие, что облегчает вытеснение людей, о чем советники Трампа прекрасно осведомлены.
Некоторые из этих советников работают в Центре обновления Америки (Center for Renewing America), аналитическом центре, которым руководят бывшие чиновники администрации, включая мистера Пателя и Рассела Воута, бывшего главу Административно-бюджетного управления мистера Трампа.
Они опубликовали несколько программных документов с предложениями облегчить политическим назначенцам получение разрешений службы безопасности и доступа к секретным разведданным, даже если профессиональные работники считают, что они представляют угрозу безопасности или им не нужно знать эту информацию.
Трамп может продолжить практику, которую он все чаще применял в конце своего президентства, — использовать полномочия президента для временного заполнения вакансий исполняющими обязанности должностными лицами, которые могли бы работать в течение значительных периодов. Это обошло бы любую необходимость ограничивать его выбор людьми, которые могли бы получить утверждение в Сенате.
У ЦРУ меньше должностей, утвержденных Сенатом, и гораздо меньше должностей, назначаемых президентом, чем у большинства других агентств на уровне кабинета министров. Важно отметить, что президент может назначить заместителя директора ЦРУ без необходимости утверждения Сенатом — и этот чиновник затем будет руководить агентством, если президент никогда не назначал директора.
***
Посмотримвнимательнеена Center for Renewing America:
Внутри следующей республиканской революции
Победит Трамп или нет, Республиканская партия планирует новую атаку на своего заклятого врага, «глубинное государство». Смогут ли консерваторы подготовить достаточно лоялистов, чтобы действительно выполнить свою работу?
…
По правде говоря, программа, получившая название «Проект 2025», гораздо более амбициозна, чем все, о чем мечтал Рональд Рейган.
The Heritage Foundation и множество консервативных групп, поддерживающих программу, стремятся отбросить назад — не менее чем на 100 лет — то, что они считают посягательством либералов на Вашингтон. Они хотят опрокинуть то, что началось как создание Вудро Вильсоном федеральной административной элиты, а позже выросло в обширную, неподотчетную и в основном либеральную бюрократию (как считают консерваторы) при Новом курсе Франклина Рузвельта и Великом обществе Линдона Джонсона, насчитывающую сегодня около двух с четвертью миллионов федеральных служащих.
Они стремятся лишить финансирования Министерство юстиции, ликвидировать ФБР, разогнать Министерство внутренней безопасности и ликвидировать Министерства образования и торговли, и это лишь некоторые из их более крупных целей.
Они хотят предоставить президенту полную власть над квазинезависимыми агентствами, такими как Федеральная комиссия по связи, разрабатывающая и обеспечивающая соблюдение правил для телевизионных и интернет-компаний, которые были проклятием политического существования Трампа в последние несколько лет.
И они хотят убедиться, что-то, что останется от этой урезанной бюрократии, будет надежно консервативным — не только для следующего президента, но и на долгое время вперед — и что Белый дом сохранит полный контроль над этим. В попытке реализовать эту программу, которая опирается на другую идею эпохи Рейгана, спорную «унитарную теорию» Конституции, согласно которой статья II дает президенту полную власть над федеральной бюрократией — юрист Пол Дэнс (возглавляющий команду бывших чиновников Трампа, готовящих новую программу «Америка прежде всего» для следующего президента-республиканца – будь то бывший президент Дональд Трамп или нет) сформировал комитет по набору тех, кого он называет «консервативными воинами», через коллегии адвокатов и генеральных прокуроров штатов, и размещение их в офисах главного юрисконсульта по всей федеральной бюрократии.
…
Только недавно стали известны многие детали, а также то, насколько далеко идут эти цели. Также стало ясно, что сегодня личная повестка дня Трампа даже в большей степени, чем в 2016 году, стала повесткой дня партии, несмотря на всех республиканцев, которые перешли от него на сторону. И что новый истеблишмент Республиканской партии использует свой популистский мятеж, чтобы возродить — фактически, полностью переосмыслить — свою старую рейгановскую атаку на федеральное правительство. В нынешней формулировке это связано не столько с самим размером — как храбро указала Никки Хейли на дебатах 23 августа, сам Трамп «добавил 8 триллионов долларов к нашему долгу», — сколько с восстановлением «подотчетности» правительства.
Дэнс приобрел известность на последних этапах президентского срока Трампа, когда присоединился к Джону МакИнти, бывшему телохранителю Трампа, который в 29 лет дослужился до главы президентского управления кадров.
…
МакИнти вместе с Джеймсом Шерком (еще одним бывшим чиновником Трампа) стремятся возродить «График F», исполнительный указ, который Трамп принял в последние недели своей администрации — и который Байден позже отменил, — чтобы увеличить число федеральных служащих, которых он мог уволить, с обычных 4000 или около того политических назначенцев до 20 000 или более, которые занимают ключевые политические должности.
Точное число жертв все еще определяется, говорит Рассел Воут, бывший директор Административно-бюджетного управления Трампа, которому поручено реализовать политическую программу Проект 2025. Но в конечном итоге цель состоит в том, чтобы устранить то, что Дэнс называет «штатным классом политических верховных жрецов».
«Я люблю Рональда Рейгана. Но сейчас не 1980-е, а 2023 год. Мы противостоим не просто большому правительству, но вооруженному (Weaponized government)», — говорит Рассел Воут, который сейчас возглавляет Центр обновления Америки — одну из примерно 75 консервативных групп, многие из которых были сформированы всего за последний год или около того, которые подписали соглашение о Проекте 2025. По его словам, слишком много учреждений исполнительной власти больше не подотчетны президенту, а конституционный надзор за десятилетиями превратился в неконституционный контроль со стороны «имперского конгресса».
…
Если Трампу удастся вернуться в Белый дом, его первой мишенью почти наверняка станут Министерство юстиции и ФБР, два агентства, которые он долгое время рассматривал как откровенно враждебные ему.
Но это только начало.
«Мы думаем, что это более систематично, чем просто из-за Трампа. У нас в Америке впервые на моей памяти есть политические заключенные», — говорит Воут, частично имея в виду тех, кто был осужден за участие в штурме Капитолия 6 января. «У нас есть люди, которые находятся в тюрьме, которые не представляют угрозы для своего сообщества и не рискуют сбежать, с которыми плохо обращаются в тюрьме. Судебная система приняла парадигму, согласно которой они представляют угрозу демократии».
В результате, говорит Воут, «Нам приходится механически думать о том, как захватить эти институты». Воут собирает свою старую команду и описывает свою роль как разработку новых исполнительных указов, сборников программ и меморандумов для секретарей кабинета, чтобы они были «готовы в первый день следующего переходного периода. Все, что необходимо для захвата контроля над административным государством, действительно является нашей задачей».
«Архетип бюрократа, с которым мы хотим покончить, — это не кто иной, как доктор [Энтони] Фаучи», — говорит Дэнс. Многие консерваторы считают, что Фаучи, давний директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний, стоил Трампу второго срока, якобы слишком остро отреагировав на кризис с Covid, не последовав указаниям президента и помогая без необходимости остановить экономику.
«Ни у одного бюрократа не должно быть фигуры героя», — шутит Дэнс. «Фаучи проработал 50 лет в одной из самых технически сложных и постоянно меняющихся профессий в области биологических наук. Либо этот человек гений порядка Эйнштейна, либо макиавеллист с точки зрения удержания власти. Я бы предположил последнее».
…
Воут говорит, что его команда также работает над множеством подробных планов, в частности, в отношении Министерства юстиции, которые позволили бы Белому дому освободить от финансирования множество функций». Одно из предложений потребует от Конгресса начать с 25% сокращения финансирования ФБР, чтобы ликвидировать разведывательные возможности бюро, которые превратили его «из правоохранительного органа во внутреннюю разведывательную службу».
…
Разрабатываются другие планы, позволяющие президенту по своему усмотрению прекращать финансирование, санкционированное Конгрессом, как это сделал Трамп, когда приостановил иностранную помощь Украине, якобы для того, чтобы оказать давление на ее президента Владимира Зеленского с целью проведения расследования в отношении президента Джо Байдена и его сына Хантера, что в конечном итоге привело к кризису импичмента.
Все подобные усилия, настаивает Воут, будут уважать принцип сдержек и противовесов и восстановят конституционный порядок, как и предполагали Основатели. «Это скорее попытка вернуться к пониманию исполнительной власти Основателями», — говорит Воут.
Действительно, ирония всего этого — и это горькая, почти неразрешимая ирония — заключается в том, что обе стороны политического спектра сейчас поддерживают «Конституцию» как-то, что они больше всего хотят сохранить, и все же они по-прежнему категорически не согласны с тем, как это сделать. Для демократов речь идет о привлечении Трампа к ответственности в соответствии с Конституцией; для республиканцев речь идет о ликвидации неконституционного административного государства, которое, по их мнению, после Трампа. Никаких переговоров между двумя сторонами не планируется.
Многие ключевые участники этой амбициозной программы открыто признают, что их усилия были обречены в первый срок Трампа, потому что они не знали, что делали; это было не соревнование с напичканным демократами «глубинным государством», а консерваторам никогда не удавалось претворять идеологию движения в действие, начиная с Рейгана и «триумфа политики».
Наряду с Мидоузом, одним из крестных отцов нового консервативного мятежа является босс Дэнса Кевин Робертс, президент Heritage Foundation, который достиг совершеннолетия в эпоху Рейгана и теперь заново превращает себя в главного рупора трампизма, курирующего Проект 2025.
«Есть ли у нас консерваторы, которые являются экспертами по уничтожению бюрократии?» — говорит Робертс. «Нет. Консервативное движение не развило в себе эту способность. Но мы собираемся сделать это в результате Проекта 2025».
…
По мнению всех участников Проекта 2025, наиболее неконтролируемый — военно-промышленный комплекс.
…
Дэнс вспоминает известную остроту Уильяма Бакли: «Я бы предпочел доверить управление Соединенными Штатами первым 400 людям, указанным в телефонном справочнике Бостона, чем преподавательскому составу Гарвардского университета».
…
«Я бы доверил возвращение на работу матери, которая только что успешно вырастила четверых детей, чтобы иметь возможность управлять агентством», — говорит Дэнс. «Мы очень верим в нашего обычного человека. Мы — партия забытого человека, гражданина-фермера, народа, который действительно управляет этой страной. Я думаю, что многое из этого интуитивно понятно, при всем уважении. Мы живем в современном обществе, где целый класс менеджеров сумел внедриться и сделать все более сложным и промежуточным по всем этим пунктам до такой степени, что никто на самом деле не понимает, как это работает».
…
Но в Вашингтоне остается большая фаланга лояльных трампистов — большинство из них разбросаны по группам консервативных действий на Капитолийском холме и Пенсильвания-авеню, — и мало кого из них, похоже, волнует, баллотируется ли Трамп как осужденный преступник или нет. Среди них директора America First Policy Institute (AFPI), которых иногда называют «кабинетом ожидания» Трампа: Ларри Кадлоу, бывший глава Национального экономического совета; Рик Перри, министр энергетики Трампа; Чад Вулф, бывший исполняющий обязанности министра внутренней безопасности и бывший губернатор Луизианы Бобби Джиндал, возглавляющий Центр за здоровую Америку при AFPI; Кит Келлог, который мог бы возглавить Пентагон (другая возможность — Крис Миллер, последний исполняющий обязанности министра обороны при Трампе), торговый представитель США Роберт Лайтхайзер, который проводил неопротекционистскую политику Трампа и пишет в своей новой книге «Никакая торговля не бывает бесплатной», что Трамп войдет в историю как «великий президент, действительно один из величайших».
Другие, кто, вероятно, будет стоять в очереди на руководящие должности, — это Рассел Воут, бывший советник по национальной безопасности Роберт О’Брайен и Стивен Миллер, иммиграционный питбуль Трампа, который сформировал еще одну объединенную группу в рамках CPI, America First Legal, которая оспаривает почти каждый указ Байдена в суде. Трамп на второй срок также может привлечь многих своих сторонников на Капитолийском холме, таких как член Палаты представителей Джим Джордан, председатель Юридического комитета Палаты представителей.
…
В своей новой книге Лайтхайзер даже выражает благодарность лидерам лейбористов и Лори Уоллах — возможно, самому уважаемому эксперту по торговле в прогрессивном движении — как «давнему другу и сообщнику по заговору, который был постоянным советником и связующим звеном со многими на [Капитолийском] Холме».
Гнев против Вашингтона распространяется и на последнего главу Минобороны Трампа Криса Миллера, кадрового бойца спецназа, который, как и большинство новых правых Трампа, рассматривает вторжение в Ирак как грандиозную катастрофу, основанную на лжи, и «хочет уволить большинство генералов в Пентагоне, вдвое сократить расходы на оборону, закрыть военные академии, развалить военно-промышленный комплекс», согласно личному профилю Миллера, опубликованному Питером Маасом в марте.
В результате интеллектуальный консерватизм Бакли и других консервативных мыслителей превратился в свою виртуальную противоположность, и команда Проекта 2025 приняла его.
Как пишет Мэтью Континетти в своей книге 2022 года «Правые: столетняя война за американский консерватизм»: «То, что начиналось как управляемая элитой защита классических либеральных принципов, закрепленных в Декларации независимости и Конституции Соединенных Штатов, закончилось в первой четверти 21 века яростной реакцией против элит всех мастей».
…
Некоторые критики считают, что все это риторическая показуха для того, что при втором сроке Трампа могло бы стать четырьмя годами личной мести любой ценой.
…
В конце концов, начиная с саги о Джеффе Сешнсе — ультраконсервативном сенаторе, который был одним из первых сторонников Трампа, а затем оказался смещенным с поста генерального прокурора, — администрация Трампа характеризовалась лоялистами, которые никогда не были достаточно лояльны к нему.
…
Но верно и то, что, если они преуспеют хотя бы в малой части своих амбиций, Рейган может в конечном итоге выглядеть как сухопарый середнячок, оставшийся на свалке истории.
***
А теперь снова к разделу 702:
The New York Times (12.04.2024)
В результате крупного поворота Палата представителей в пятницу приняла повторную авторизацию сроком действия на два года закона о надзоре без ордера.
…
Почти до последней минуты в пятницу было неясно, какую форму примет окончательный законопроект.
…
В необычный момент в Палате представителей предложение о добавлении требования ордера провалилось при равенстве голосов — 212 против 212, 13 членов не голосовали, а Майкл Джонсон [спикер Палаты представителей] нарушил обычай, отдав свой решающий голос «против». Поправка расколола две партии: 126 демократов и 86 республиканцев проголосовали против нее, в то время как 128 республиканцев и 84 демократа проголосовали «за».
[т. е. большинство республиканцев проголосовали, как и хотел Трамп, за поправку о запросе ордера, но Майкл Джонсон спас раздел 702 еще, как минимум, на два года. Т.е. оказал значимую услугу разведсообществу США. И оно, вполне возможно, ответит ему взаимностью. А Джонсон — следующий после вице-президента в очереди на исполнение обязанностей президента. Как знать…]
Защитники гражданских свобод давно добивались такого ограничения [требование ордера] для защиты прав американцев на неприкосновенность частной жизни. Но представители национальной безопасности утверждают, что это нанесет ущерб программе, потому что они обычно используют ее на ранних стадиях расследований, например, когда пытаются узнать больше о номере телефона или учетной записи электронной почты, которая, как установлено, контактировала с подозреваемым иностранным шпионом или террористом, до того, как будет собрано достаточно доказательств, соответствующих стандарту вероятной причины для выдачи ордера.
Ястребы национальной безопасности ловко срывали предложение об ордере в предыдущие годы, но на этот раз оно набрало обороты, потому что к прогрессивным борцам за гражданские свободы присоединились правые республиканцы, которые поддержали враждебное отношение г-на Трампа к ФБР и разведывательному сообществу.
Сторонников добавления требования о выдаче ордера возглавили высокопоставленные члены Судебного комитета Палаты представителей, включая его председателя, республиканца из Огайо Джима Джордана, и высокопоставленного демократа, представителя Нью-Йорка Джерролда Надлера. В пятницу они и их союзники утверждали, что внесение этого изменения имеет решающее значение для защиты конституционных прав американцев.
«Поиск частных сообщений американцев в базе данных 702 — сообщений, к которым правительство в противном случае не имело бы доступа без ордера — является конституционным эквивалентом проведения обыска без ордера», — сказал Надлер.
Против поправки об ордере выступили члены Комитета по разведке, включая его лидеров, республиканца Майкла Тернера из Огайо (председатель комитета) и его заместителя — демократа Джима Хаймса из Коннектикута, Они утверждали, что добавление требования ордера фактически «ослепит» сотрудников службы безопасности к потенциально важной информации, которой они уже обладают.
Палата представителей внесла в законопроект несколько других существенных изменений. Они включали разрешение использовать программу раздела 702 для сбора разведданных об иностранных организациях, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, и проверки потенциальных иностранных посетителей в Соединенных Штатах; наделение определенных лидеров конгресса правом наблюдать за секретными слушаниями в суде, который осуществляет надзор за национальной безопасностью; и расширение типов компаний, имеющих доступ к зарубежным коммуникациям, которые могут потребоваться для участия в программе.
Защитники конфиденциальности выразили разочарование тем, что Палата представителей расширила программу, отказавшись от своей долгожданной цели — введения требования ордера.
[фиксируем — разведсообществу США потребовалось повышение возможностей по сбору разведданных об иностранных организациях, занимающихся незаконным оборотом наркотиков]
Прослушивание телефонных разговоров в рамках расследований национальной безопасности, направленных против американцев или людей на территории США, регулируется традиционным типом FISA, для которого требуются ордера. Срок действия этого типа FISA, созданного Конгрессом в 1978 году, не истекает.
Напротив, раздел 702 позволяет правительству собирать у американских компаний, таких как AT &T и Google, сообщения иностранцев за границей, которые стали мишенью для иностранной разведки или в целях борьбы с терроризмом, без ордера — даже когда они общаются с американцами. Он легализовал форму программы прослушивания телефонных разговоров без гарантии, которую бывший президент Джордж Буш тайно создал после террористических атак 11 сентября 2001 года.
Тем не менее, г-н Трамп сохраняет существенное политическое влияние на республиканцев в Конгрессе, и после его решительного выступления 19 республиканцев Палаты представителей, большинство из которых придерживаются ультраконсервативной фракции «Свобода» (House Freedom Caucus), проголосовали в среду за блокирование рассмотрения законопроекта.
Решение г-на Джонсона сократить срок действия законопроекта до двух лет с пяти означало, что, если г-н Трамп победит на выборах 2024 года, он будет контролировать Белый дом, когда дело дойдет до продления. Это позволило крайне правым республиканским перебежчикам заявить о победе, позволив делу продвинуться вперед, и все 19 из них поменяли свои позиции в пятницу и проголосовали за внесение законопроекта.
Еще неизвестно, примет ли Сенат законопроект до истечения срока действия раздела 702 в следующую пятницу (19 апреля). Но это мягкий крайний срок: программа может продолжать действовать до апреля 2025 года, потому что на прошлой неделе суд FISA удовлетворил запрос правительства, разрешающий ее использование еще на год. Согласно закону, деятельность по надзору может продолжаться до тех пор, пока существуют действующие постановления суда, разрешающие это, даже если срок действия основного закона истек.
Тем не менее, разведывательное сообщество призвало Конгресс повторно санкционировать программу, прежде чем она попадет в подобную правовую неопределенность, что повышает вероятность того, что провайдеры могут отказаться от продолжения сотрудничества, и приведет к пробелам в сборе данных до тех пор, пока не будут решены любые последующие судебные тяжбы по этому вопросу.
Хотя в законопроекте нет требования ордера, которого так долго добивались защитники неприкосновенности частной жизни, он налагает множество новых ограничений на то, как ФБР может искать информацию об американцах в хранилище сообщений, обнаруженных в рамках программы.
Существуют ограничения на поиск и использование этих материалов, но бюро неоднократно нарушало эти ограничения в последние годы, включая ненадлежащий запрос информации о протестующих Black Lives Matter и людях, подозреваемых в участии в беспорядках в Капитолии 6 января 2021 года.
С тех пор ФБР ужесточило свою систему, чтобы снизить риск запросов, нарушающих стандарты. Рассматриваемый законопроект кодифицирует эти изменения и добавит требования к отчетности, а также ограничит количество должностных лиц, имеющих доступ к хранилищу необработанной информации.
***
Таким образом, ЦРУ и АНБ получили дополнительные возможности по сбору информации, включая разведданные об иностранных организациях, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. И одновременно с этим на ФБР наложен ряд ограничений. Вот Вам и конфликт спецслужб — разведки с контрразведкой. Кроме того, допустимые границы обозначили сторонникам Трампа и Проекта 2025.
До новых встреч!