Найти тему

Как я попытался подружиться с полунаборными гусеницами

Эти полунаборные гусеницы, они повсюду. В какую коробку не ткнись, они там. Берешь Звезду, там полунаборки. Берешь Airfix и там полунаборки. Берешь RFM – да ёмаё, и там они. Наступает утро и я иду на работу. В метро спускаюсь по полунаборной гусенице эскалатора. По дороге обращаю внимание, что ремонт дорожного покрытия производится экскаватором с полунаборными гусеницами. Сажусь на свое место в офисе, пролистывая полунаборную ленту Аутлука. После обеда, мне представляют моего нового руководителя, с фамилией Полунаборный… просыпаюсь!

Идея с полунаборными гусеницами захватила умы производителей моделей. В теории она классная. Всего-то нужно несколько минут и десяток деталей, чтобы полностью собрать ленту. Не нужно долго возюкаться с отдельными траками. И уж точно не надо натягивать ни на что виниловые изделия. Живи и радуйся.

Но я всю свою модельную карьеру старался держаться подальше от этого девайса. И не то, что бы это была какая-то принципиальная неприязнь, но есть всего несколько прецедентов, когда модели с полунаборками у меня получились так как я этого, хотел, а не как попало. Ну не получаются они у меня. То лента рвется, то траки, подчиняясь весенним порывам налезают друг на друга. Не выходил долгое время каменный цветок.

«Может в этот раз получится,» - грустно подумал я и полез в коробку от Т-34 УЗТМ за характерным черным литником.

Карта острова сокровищ
Карта острова сокровищ

Инструкция настоятельно советовала собрать так называемый «кондуктор». В варианте от Звезды, это были два склеенных вместе штатных литника, на которых хитроумные лобненцы сделали абрис гусеницу. «Хитроооо» - почесал голову я и последовал совету инструкции.

Двойной ВанДамм - кондуктор от Звезды
Двойной ВанДамм - кондуктор от Звезды

Кто как, а я не склеиваю верхнюю и нижнюю половинку танка до тех пор, пока не закрою вопрос с гусеницами. Это сильно упрощает монтаж лент на мой взгляд и сильно снижает риск того, что отвалится что-то из обвеса. Так же обращаю внимание на наличие в наборе ленивца с эксцентриком. Его нельзя вклеивать ни в коем случае до того, как будет натянута гусеница. Надо отдать должное выросшему качеству моделей Звезды. Трак, любо-дорого посмотреть. С продавленным зубом.

Так же, раньше серьезной сложностью было и ведущее колесо, ибо оно нет-нет и не попадало на зубцы траков. Но сейчас эта проблема решена (по крайней мере у Звезды). На оси колеса появилась насечка. Теперь установить его неправильно можно, только если самому постараться.

Сборка ленточного червя
Сборка ленточного червя

Но это все это предварительные, не побоюсь этого слова, ласки. Работа с лентой, согласно инструкции, начинается с того, что мы выкладываем на кондукторе длинную глисту верхней части гусеничной ленты, и начинаем прикреплять траки, которые должны будут охватить ведущее колесо (это то которое сзади). Пока все идет нормально. Иногда отдельные траки норовят упасть на пол, но мы не теряем самообладания.

Задняя часть ленты выложена. Переводим дух и любуемся получившимся ленточным червяком. У моделистов легкомысленных, может сложиться ощущение, что этот узел уже побежден, и ничего в нем сложного нет. Ну-ну. Уверенность, что все нормально подкрепляется легкостью с которой крепится нижняя часть гусеницы. Полнаборка заманивает, соблазняя легкостью. Но ее нрав коварен. Полунаборная зараза умеет ждать

Деваться некуда. Надо двигаться дальше. Тем же Макаром, по лекалу из литника выкладываем обвод колеса ленивца. И примеряем.

Моя первая примерка завершилась тем, что ленивиц залихватски вздернулся вверх и гусеница предательски не сошлась.

Начал колдовать, вращая ленивец. Напоминаю, что соединение ленивца на эсцентрике. Вращая можно поменять вынос ленивца вперед и привести гусеницу к нормальной стыкуемости. Собственно, примерно, как и на настоящей машине. С этим вопросов нет, решение толковое. Но вот то, что в процессе поворота через раз происходит нарушение соосности с линией опорных катков, это беда. Лента на полмиллиметра, или миллиметр начинает отклоняться и рвет соединение траков на изгибе. На самом видном месте.

Поправил. Стало лучше
Поправил. Стало лучше

Есть два варианта, первый это долго и нудно прилаживать между собой, траки, зубья и ленивцы. По этому пути пошел я, получив удовлетворительный, но не выдающийся результат. С другой стороны, можно было цинично срезать три зуба траков, которые обтекают ленивец и просто приклеить ленту. Возможно в следующий раз так и сделаю.

Более менее, но не идеально...
Более менее, но не идеально...

А что в итоге? Получилось ли у меня подружиться с полунаборками? Не думаю, что это можно назвать дружбой. Некоторые вещи в очередной раз стали понятнее и пальцы чувствуют этот узел лучше. Но… блин слишком много, но… Технологически это самая сложная сборка, с по прежнему непрогнозируемым результатом. Если хотим предсказуемости, безусловный выбор – это наборные траки.

На этом, сегодня все.

Всем творчества! Всем креатива!