413 подписчиков

Доплывем, долетим, доедем

1K прочитали

Как транспорт меняет взгляд на путешествия по России

Фото: Охотское море. Мыс Великан, остров Сахалин, Россия
Фото: Охотское море. Мыс Великан, остров Сахалин, Россия

Точка на карте – остров Сахалин

Путешествия – это не только про отдых, перезагрузку и чувство удовлетворенности от того, что не зря трудился. Это еще и про транспортную доступность. Когда статистика показывает уверенный рост спроса на путешествия по России, объяснять это только проблемами с визами и курсом доллара не совсем честно. Огромную роль играет развитие инфраструктуры. Появляется больше хороших дорог, современного транспорта, понятных маршрутов на любой кошелек – и люди едут за новыми впечатлениями. Сегодня расскажем, как жить более насыщенной и интересной жизнью помогают новые поезда на Сахалине.

Что такого в Сахалине?

Остров на самом востоке России привлекает совершенно разных людей. Волны как Татарского пролива у западного побережья, так и Охотского моря у восточного давно оценили серферы. Несмотря на суровый имидж региона, кататься здесь можно круглый год, но основной сезон стартует в мае и длится до конца октября.

А еще здесь один из лучших в России (и не только) горнолыжных курортов. Потрясающие пейзажи зимой и летом, тысячи озер и рек, термальные источники, грязевые вулканы, маяк Анива, звери, птицы, леса, уникальная культура коренных народов айнов и нивхов, ну и праворульные автомобили, напоминающие о близости азиатских соседей – это место остается в памяти навсегда.

Путешествовать по Сахалину можно разными способами, но годами приходилось делать это как получится. Транспортная доступность была фактором, осложняющим жизнь туристам. Сейчас ситуация меняется. Даже если у вас нет машины – совершить короткий вояж можно и по железной дороге. Более того, по двум маршрутам теперь ходят новые комфортные составы – их остров получил в 2024 году в лизинг от ГТЛК. Они используются на маршрутах Южно-Сахалинск–Поронайск и Южно-Сахалинск–Томари, которые подходят и местным жителям, и тем, кто здесь в гостях, но имеет в запасе пару выходных. Что посмотреть в пути и где стоит остановиться?

Фото: Маяк Анива — заброшенный маяк на мысе Анива острова Сахалин, Россия
Фото: Маяк Анива — заброшенный маяк на мысе Анива острова Сахалин, Россия

Южно-Сахалинск

Местный железнодорожный вокзал – сам по себе достопримечательность. Впервые построенный в 1911 году, то есть во времена, когда южная часть острова находилась в составе Японской империи и называлась провинцией Карафуто, и никакого Южно-Сахалинска не было, а был город Тойохару, он не раз менял свой облик. В 1925 году в честь прибытия императора Хирохито здание украшали японской символикой. 1 мая 1946 года здесь уже появились портреты вождей пролетариата, а на привокзальной площади состоялся митинг с участием советских граждан и японцев.

Фото: Сахалинский областной краеведческий музей https://www.sakhalinmuseum.ru/ru
Фото: Сахалинский областной краеведческий музей https://www.sakhalinmuseum.ru/ru

Тесная историческая связь с Японией сохраняется и по сей день, спустя почти 80 лет с момента возвращения Сахалина в состав России (СССР). Не верите? Взгляните на областной Краеведческий музей. Здание в традиционном японском архитектурном стиле тэйкан-дзукури («императорская корона») возвели в 1937 году, когда СССР уже вовсю строил коммунизм. Других таких в России нет. В музейном собрании более 200 000 экспонатов. Еще одно бывшее японское здание – банка «Хоккайдо Такусёку» – занимает художественный музей.

Фото: Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова, https://theatre-museum.ru/
Фото: Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова, https://theatre-museum.ru/

Флагман сахалинской культурной жизни – областной драматический театр, или Чехов-центр. Построенный и названный в честь великого русского драматурга Антона Павловича Чехова, посетившего этот край ссыльных и каторжан, каким он был в 1890-м году.

Южно-Сахалинск – Томари

От Южно-Сахалинска до Томари 180 км пути по железной дороге. Поезда отправляются каждый день по вечерам. За 319 рублей (а именно столько стоит билет) на 4 часа 5 минут можно погрузиться в настоящий дзен, любуясь безграничными морскими закатами Татарского пролива, мирно покачиваясь в удобном кресле под тихий стук колес. Для еще более полного погружения с собой в дорогу можно взять «Ночь в поезде на Серебряной реке» японского писателя Кэндзи Миядзава (или мангу на основе рассказа, или скачать аниме). Написанный на Сахалине в 1922 году рассказ о путешествии двух друзей Джованни и Кампанеллы от созвездию к созвездию стал настоящим культурным феноменом в Японии.

Имейте ввиду, что сам город вполне соответствует духу «глухой провинции у моря», здесь всего одна скромная, но, судя по отзывам, очень достойная гостиница. Хозяйке комментаторы посвящают отдельные слова благодарности.

Томари сохранил много «японского». Если после 1946 года административный центр Тойохара стал Южно-Сахалинском, то Томариору – единственный населенный пункт, чье имя практически не изменилось, его лишь немного упростили.

Осколки той эпохи разбросаны повсюду, порой буквально под ногами – на берегу до сих пор находят кусочки чайных сервизов, которые вместе с остальным скарбом увозили японцы, покидая остров.

Одна из главных достопримечательностей – ворота в город, обломки храма «Томариоро дзиндзя», или дословно «дом Бога в Томариоро». Здесь сохранились сами ворота, «тории» (каменные и бетонные), основания для каменных фонарей и скульптур собак-охранников – «комаину» (или еще проще – «собакольвов»), бетонный фундамент храма, стелла «Сэнсо кинэнхи», стелла «Тюконхи» и основание чаши для ритуального омовения.

Тории видны из любой части города и со стороны моря. А за ними находится «сенсоокиненхи» – мемориал в виде снаряда в память о войне.

У подножия сопки, на которой расположен храм, на берегу реки Томаринка, находится еще одна достопримечательность тех времен – старинный бумажный завод. И в японский период, и в советскую эпоху, он был крупнейшим, или, как сказали бы сейчас, градообразующим предприятием, в честь которого местную сопку и назвали – Бумовская.

Фото: АО «Трансмашхолдинг»
Фото: АО «Трансмашхолдинг»

Южно-Сахалинск – Поронайск

Железнодорожный маршрут до Поронайска пролегает вдоль побережья залива Терпения. Символично – в пути придется провести уже 6 часов, цена от 809 рублей, а в пункт назначения вечерний поезд прибудет в начале третьего часа ночи. Зато с гостиницами и гостевыми домиками здесь чуть лучше, так что, забронировав все заранее, на улице ночевать вы точно не останетесь.

Безусловной городской достопримечательностью является памятник одному из величайших сумоистов в истории, Тайхо Коки, или Ивану Борышко, рожденному в 1940 году в Поронайске, в семье переселенца из Харьковской области и японки.

Фото: Государственный заповедник «Поронайский» https://zapovednik-65.ru/5710/gallery_6158/#gallery-1
Фото: Государственный заповедник «Поронайский» https://zapovednik-65.ru/5710/gallery_6158/#gallery-1

Но едут в эти края все-таки не столько за рукотворными памятниками, сколько за удивительной природой. Здесь находится Поронайский заповедник. На покрытой хвойными лесами территории обитают около 400 видов земноводных, рыб, птиц, пресмыкающихся и млекопитающих. 39 из них внесены в Красную книгу Сахалинской области, 24 – в Красную книгу России, а сахалинская кабарга, белоплечий орлан, дикуша и дальневосточный кроншнеп являются эндемичными видами. В заповеднике более 150 рек и 60 лагунных озер, а площадь морской акватории – свыше 16 тыс.га. В сезон миграций здесь отдыхают лебеди, утки и кулики, на нерест заходят горбуша, корюшка, сима, кета.

Мыс Терпения – самая восточная точка Сахалина. Там находится крупный птичий базар, где гнездятся особенно редкие и охраняемые морские птицы.

Совсем недалеко отсюда – крошечный островок, одно из двух мест в мире, где расположено крупное лежбище краснокнижных морских котиков и сивучей. Это Тюлений остров. Над ним нельзя летать, крупным судам запрещено к нему приближаться, а людям – высаживаться. Если удастся попасть сюда на экскурсию, это совершенно точно будет одним самых захватывающих впечатлений в жизни.

Дальше – больше

В России 1,6 млн км дорог, 101,68 тыс. км внутренних водных путей, 87,9 тыс. км железных дорог, 228 аэродромов. ГТЛК поставляет все виды транспорта по всей России: новые поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, которые помогают регионам развиваться, а людям – становиться активнее, узнавать свою страну и самих себя с новых сторон. В следующий раз отправимся на Крайний Север, в Нарьян-Мар. Узнаем, куда не доехать на машине, но можно долететь на вертолете.