Мы прожили на Мальдивах с палаткой 12 дней, не остановившись ни одной ночи в отеле или у коучсёрферов, но сразу хотим сделать жирную ремарку, что ниже будет описан лично наш опыт, подразумевающий определённый уровень подготовки и
знаний о путешествиях с палаткой. Критика и жалобы, что кто-то поехал и у него не получилось, не принимаются.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДЕШЕВО
Мы летели мальдивскими авиалиниями из индийского Кочина в Мале с промежуточной посадкой в Ханимаду. Билет на одного человека – 132$ туда-обратно, норма провоза багажа – 20 кг. на человека. На момент планирования поездки это был самый дешёвый перелёт из Индии на Мальдивы.
ОСТРОВА, НА КОТОРЫХ МЫ ПОБЫВАЛИ
Мале (Male) – Хулумале (Hulhumale) – Вилингили (Villingili) – Малос (Maalhos) – Феридо (Feridhoo) – Укулас (Ukulhas) – Рашду (Rasdhoo).
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ МЕЖДУ ОСТРОВАМИ
Острова Мале и Хулумале связаны между собой автомобильной дорогой, можно стопиться. Стоп работает прекрасно и дольше 10 минут на дороге вы не простоите. Для любителей общественного транспорта есть лодки по расписанию, автобусы и такси. Мы их не брали.
Ближайший к Мале остров – Вилингили. Туда паромы ходят каждые 10-15 минут (даже в пятницу!) по цене 3,25 руф. с человека в один конец.
Все остальные посещённые нами острова принадлежат к атоллу Алиф-Алиф (Alif Alif), до них мы добирались на public ferry (государственный общественный паром).
Public Ferry стартует в Мале из Villingili Ferry Terminal (не путать с одноимённым островом) и едет без остановок до первого острова атолла – Рашду. Далее надо пересаживаться на другой государственный паром, который причаливает ко всем крупным
островам атолла – Укулас, Феридо, Малос и т.д.
Стоимость билета из Мале до Малоса (самая удалённая точка нашего путешествия) – 53 руфии ( 15 руф. = 1 usd). Причём, после пересадки билет продолжает действовать и новый покупать не нужно.
Однако, в обратную сторону эта схема не работает. Стоимость билета на паром, курсирующий по островам атолла Алиф-Алиф, составляет 22 руф. в независимости от дальности поездки. При пересадке на Рашду покупается новый билет за 53 руф. до Мале.
Важный момент: как мы поняли, обратный маршрут Public Ferry делают крайне редко, сославшись на поломку или шторм (даже при полном штиле). Возможно, это козни операторов следующего доступного вида транспорта – speed boat. Мы попали именно на такую ситуацию. Обратный паром по расписанию должен ходить 2 раза в неделю. Завтра у нас самолёт. На пристани говорят, что парома не будет, сломался. Предыдущего тоже не было (из-за шторма). Пришлось брать speed boat за 35 usd (от острова Рашду, от острова Укулас будет дороже). О цене нужно договариваться с капитаном корабля и говорить, что ни в каком отеле вы не жили, иначе цена вырастает до 45$. На пристани будет много желающих помочь с билетом, уверяющих, что бронировать место надо заранее, всех этих людей нужно проигнорировать. Каждая speed boat рассчитана на 50 посадочных мест, т.е. варианта, что вы не поместитесь просто нет. Мы ехали в полупустой лодке, даже с учётом форс мажора.
Расписание государственных паромов и скоростных лодок мы смотрели на сайте http://wildmaldives.com/en/ferry-schedule . Информация соответствует действительности, можно доверять.
СВЯЗЬ
Мы купили симку оператора OOREDO. У них есть на выбор: туристическая симка за 30$ с пакетом на 17 Гб (действительно в течении 2 недель), либо обычная за 32 руфии (20 идут на баланс), а далее покупаешь пакеты интернета. Мы выбрали 2GB за 220 руф., и в итоге не успели их потратить.
Связь на всех островах была идеальная: 4G.
OOREDO на лодочных вокзалах в Мале предоставляет 15 мин. бесплатного wi-fi.
Мы купили симку в салоне OOREDO, а деньги на интернет клали в обычном продуктовом (так дешевле). Интернет сразу не заработал, надо было менять какие-то настройки, но парни-продавцы всё про это знают и быстро настроили связь в телефоне.
ДЕНЬГИ
Мы приехали с долларами, т.к. прочитали, что все банкоматы берут грабительские комиссии за транзакции. В аэропорте курс доллара был 15 руфий. Мы думали найти более привлекательную цену и отправились в город, походить по банкам. Лучшее, что удалось найти – 15.37 в Maldives Islamic Bank.
Читали, что обратно оставшиеся деньги можно поменять в доллары только при наличии квитанции покупки руфий из банка. Квитанцию сохранили, но при обмене в noname обменнике в Мале её никто не спросил. Курс для покупки долларов был в районе 15.45 (точная цифра не запомнилась). Кстати, курс на покупку руфий в этом обменнике был чуть лучше – 15.39. Вывод: доллары лучше менять не в банках, а в уличных обменниках, получается выгоднее.
ЕДА
Начитавшись про дороговизну питания на Мальдивах, закупили с собой всё необходимое в Индии для приготовления пищи на костре. В Мале мы приняли слабую попытку найти газовые баллоны для горелки, но когда поняли, что дров на Мальдивах в избытке, оставили эту затею и свободно (но всё-таки украдкой) жгли костры.
На закупку продуктов в Индии потратили порядка 1000 рупий на человека (15 долларов). Бомжовка, вермишель, соевые шарики, овсянка, сечка, чура, чечевица, мунг дал, супы быстрого приготовления knor, кубики maggi, печенье, керальская халва, арахис, козинаки.
В некоторые дни к нашему рациону добавлялась собственноручно пойманная рыба. Рыбу ловили на крючок и леску, ныряя с ластами и маской в местах для снорклинга. Как выяснилось, рыбу на Мальдивах ловить можно, запрет распространяется только на акул и черепах.
Мы старались на одном костре приготовить сразу два приёма пищи. Например утром, сделав йогу, разводили костёр, завтракали и готовили ещё одно блюдо на обед на пляже. Либо сохраняли его до вечера, а на пляже делали перекус сухомяткой.
Но на самом деле, как выяснилось, мальдивские цены не такие уж и кусачие.
(Напомним 1 usd = 15 руф).
яйца – 2 руф. за шт.
арбузы — 25 руф. за 1 кг.
картошка — 25 руф. за 1 кг.
лимоны – 35 руф. за 1 кг.
мандарины — 50 руф. за 1 кг.
сладости в кафешке типа хворост — 5 руф. за шт.
керала поронта — 5 руф. за шт.
порция риса с рыбой в индийской кафешке — 35 руф.
пачка макарон (0,5 кг) – 12 руф.
сникерс (производство Ступино, Московская область) – 9 руф.
кока-кола (1,5 литра) – 26 руф.
печенье крекер (250 гр) – 16 руф.
ПАЛАТКА
Итак, самое главное – постановка палатки. Перед поездкой мы перерыли весь интернет, но найти какую-либо информацию о путешествии на Мальдивах с палаткой нам не удалось, поэтому мы совсем не понимали, что нас ждёт в новой стране.
Еще в Индии мы просмотрели спутниковые карты островов, выбирая для посещения только те, где есть лес, с минимальным населением и без больших отелей.
Уже в первый день, поставив палатку в джунглях в 3 минутах ходьбы от Hulhumale Ferry terminal, мы поняли, что мальдивцы, и
уж тем более многочисленные приезжие крайне не любопытны. Все ходят по асфальтовым дорожкам по запрограммированным маршрутам. В дальнейшем мы в этом только убедились.
На всех островах достаточно было только найти лес и уйти на 3-4 метра в его глубь, чтобы оказаться в непроходимой чаще, где не ступает нога человека. Дров на этих стоянках было в избытке. Сетчатый слой палатки отлично продувался морским бризом, который долетал с океана. Иногда, под утро, даже хотелось накрыться спальником. Режим дня у нас установился простой и очень правильный. В сумерках без фонариков ставим палатку и в 8-9 вечера отходим ко сну, утром в 5-6 утра подъем, сборка лагеря и занятие йогой. В течении дня – на пляжах. На острове Фериду мы прятали большие рюкзаки в джунглях и выходили на пляж с маленькими рюкзачками.
Пожалуй, только одно обстоятельство омрачало наш кемпинг на Мальдивах – это комары и муравьи. Их там было много, везде, даже в Мале (хотя мы читали отчёт, что комаров на Мальдивах нет), так что надо запастись терпением и репеллентами.
ПРЕСНАЯ ВОДА
По этому поводу даже не стоит беспокоиться. Пресная вода на Мальдивах повсюду: в кранчиках возле домов, мечетей, госпиталей, лодочных вокзалов и т.д. Они говорят, что это «technical water», но на самом деле вода вкусная, Игорь пил её без кипячения и фильтров – всё в порядке. Получается, что техническая вода на Мальдивах гораздо лучше той, что называется «drinking water» на железнодорожных вокзалах в Индии.
ДУШ
Мы нашли следующие места, где можно принять душ.
Аэропорт (только мужчины). Душевых кабинок в женском туалете почему-то не сделали, а в мужском – целых две.
Мужской и женский туалет в Villingili Ferry Terminal в Мале.
Мужской и женский туалет в Ferry Terminal на острове Ukulhas.
ОБЩАЯ АТМОСФЕРА
Опять же, начитавшись всяких отчётов, по приезду мы были настроены крайне скептически относительно мальдивцев и мальдивской жизни. В добавок никому из нас не удалось получить вписку по коучсёрфингу, хотя каждый из нас потратил по 5-6 патронов. Но на деле всё оказалось гораздо лучше. Мы сразу поняли, что мальдивцы – милые и добрые люди. В кафешках Мале без вопросов нам давали кипяток, в котором мы готовили еду. На лодочных вокзалах мы готовили еду кипятильником, а потом нас приглашали мыть посуду на станционную кухню – ведь так удобней, чем в туалете. Опять же прекрасный автостоп – люди с удовольствием останавливались и мило беседовали с нами в пути.
Насчёт мусульманских законов и подразделения на public и bikini beach. Вне пляжа каждый ходит в меру своих возможностей. Местные женщины в хиджабах, туристы – в коротких (и очень коротких) шортах, майках на бретельках с глубокими вырезами и без рукавов. На bikini beach – ясное дело – полная свобода, хотя туда же могут прийти и женщины в хиджабах, а вот на public пляжах туристы не спешат соблюдать местные законы, часто раздеваются до купальников. И только один раз на острове Вилингили мы наблюдали сцену, когда сотрудник tourist police подошёл к европейской женщине в купальнике и попросил (очень вежливо) одеться.
Общее впечатление от Мальдивов – прекрасное, хотя мы ожидали увидеть несколько более организованных людей, заточенных под европейских туристов. Однако на деле оказалось, что азиатское добродушное раздолбайство присутсвует и здесь. Никто никуда не торопится. Все на расслабоне.
ИТОГО
Если не считать затрат на speed boat, на которую мы были вынуждены согласиться из-за поломки государственного парома и сотовую связь, без которой легко можно было обойтись, мы потратили порядка 10$ на человека за 12 дней пребывания на Мальдивах. Эти деньги ушли на покупку билетов на государственные паромы для перемещения между островами.
Палатка ставится легко, важно соблюдать элементарную предосторожность и небольшую конспирацию. Дров в избытке. Пресная вода доступна и её легко получить.
Больше всего нам понравились острова Малос (Maalhos) и Феридо (Feridhoo) как самые необитаемые. Там мы находились на пляжах практически одни и встречали редких туристов на закате. Хотя самый лучший снорклинг мы получили на острове Укулас (Ukulhas), но на нём уже было достаточно много людей и отелей.
Так что непонятно, зачем весь год копить на Мальдивы, надо просто брать и ехать! Солнце светит одинаково ярко для всех – для нищебродов и тех, кто приехал в 5-и звёздочный отель!