Благодать и благословения, которые, как из источника, произлились из Крестной Жертвы и из Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, не только отменили и изгладили то зло, которое принёс в мир грех. Эти благодать и благословения были гораздо больше, чем то зло, которое произошло от греха. То есть, Кровь Христова не просто была равной по силе тому греху, который царствовал в человечестве, но благодать, которая произлилась от Креста Христова, от Крови Христовой, была несравнимо большей необходимого для того, чтобы упразднить грех.
Из четвертого тома книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Символ веры. Осмысление". Готовится к печати издательством "Орфограф". Первый том по ссылкам внизу.
Если позволите, приведу такой пример. Например, ради какого-то осуждённого и брошенного в тюрьму человека, необходимо внести залог в тысячу евро. Хорошо. И вот приходит кто-то и платит за него залог не в тысячу евро, а платит, например, сто тысяч евро, то есть несравненно больше, чем было необходимо для того, чтобы этот человек получил свободу и вышел из тюрьмы. Так и Та Кровь, Которую пролил Христос - её не только хватило, её не только было больше, чем нужно, но её было несоизмеримо больше, чем нужно, как об этом говорит святой апостол Павел: «там, где умножился грех, преизобилует благодать» (Ср. Рим.5,20).
То есть, Крови Христовой было не просто достаточно, её было несоизмеримо больше, чем достаточно. И Христос дал ещё и много другого, помимо того, что необходимо было дать для спасения человека.
Об этом апостол говорит так: «Но не якоже прегрешение, тако и дар» (Рим.5,15). То есть, преступление, грех был не таким большим, каковым было дарование. Дарование было несравненно больше, чем был грех. Апостол Павел говорит об «избытке благодати» (Рим. 5,17). И эти слова объясняет святой Иоанн Златоуст, которого Церковь называет устами апостола Павла. Я прочитаю вам сейчас эти слова святого Иоанна Златоуста, из одного из самых важных его трудов - из его Толкования на Послание к Римлянам. Это тяжелейшее для понимания послание и в его толковании, конечно, непревзойдён святой Иоанн Златоуст.
Давайте, я прочитаю вам его слова сразу в переводе: «Мы не просто получили столько благодати сколько нам было нужно для того чтобы уничтожить грех, но несравненно много больше. Потому что мы и от адской муки избавились и всё зло отдалилось, и мы возродились и воскресли от ветхого человека и освободились и оправдались, и были приведены к усыновлению, и стали братьями Единородного Сына Божьего и сонаследниками и сотелесными Ему и членами Его тела и соединёнными с Ним, как тело соединено с главой».
То есть, Христос духовно не только нас вывел из тюрьмы, в которой мы сидели, но и сделал нас богатыми, дал нам очень много денег. Представьте себе какого-нибудь осуждённого, который сидит в тюрьме, это я сейчас уже своими словами говорю, это не Иоанн Златоуст рассуждает, а я. Представьте, вот сидит в тюрьме человек, приходит к нему кто-то, выкупает его из темницы, даёт ему много денег, очень много, а ещё даёт ему власть, а в конце ещё и ставит его царём. То есть, кто-то, человек, который только что сидел в тюрьме, оказывается гораздо более счастливым и богатым, чем до того, как он в тюрьме оказался. Всё это апостол Павел назвал «преизбытком благодати», показывая, что мы приняли лекарство, которое не только соответствовало степени нашей раны, но мы ещё получили и здоровье, и красоту, и богатство, и честь, и славу, и достоинство, которые превосходят нашу природу.
А святой Григорий Палама дополняет эту мысль, восклицая: «О, глубина богатства и премудрости и ведения Божия!.. Потому что Он взял на Себя наши прегрешения, и то что мы поскользнулись и упали, и Своею Жертвою не просто исправил это, но и поднял, вознёс нас гораздо более высоко чем мы были до того, как упали".
Перед тем как завершить нашу сегодняшнюю проповедь, я хотел бы специально подчеркнуть кое-что, потому что это очень важно. Обратите внимание: Жертва Господа нашего Иисуса Христа произошла единожды, всего один раз. Она произошла на Голгофе один раз, но она действует навсегда. То есть, до скончания века эта Жертва навсегда действует. Эту Жертву Христову все христиане всех веков снова переживают и будут переживать до Второго Пришествия в Таинстве Божественной Евхаристии. Возможно, мы не были на Голгофе, когда там распинался Христос, да, нас не было среди двенадцати учеников Его, когда Он причащал их впервые в Таинстве Божественного Причащения, но мы тоже переживаем эту Жертву Христову на собственном опыте.
Мы, живущие две тысячи лет спустя. Как мы её переживаем? Как это возможно? Мы переживаем её в Таинстве Божественной Евхаристии, Божественной литургии. Святой Престол в каждом храме, каждый раз, когда совершаются Божественные литургии, каждое воскресение и каждый праздник, когда мы её совершаем, Святой Престол становится Голгофой, на которой приносится бескровная Жертва Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому Святой Престол называется ещё и Жертвенником, потому что на нём совершается Жертва. А хлеб и вино, которые приносим Богу мы, люди, прелагаются в Тело и Кровь Христа, которые освящают всех, кто приходит и вкушает их «со страхом Божиим, верою и любовию».
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь