Статья подготовлена студентами университета МИСиС: Репиной Д. Д., Колесниковой А. С., Муртузаевой А. З., Гомзиковой А. А. и Позднуховой В. П.
Музей истории Гулага был основан в 2001 году Антоном Владимировичем Антоновым-Овсеенко — известным историком, публицистом, общественным деятелем, в своё время прошедшим через сталинские лагеря как сын «врага народа». Учредитель Музея — Департамент культуры города Москвы.
Первая экспозиция была открыта в 2004 году в помещениях здания на улице Петровка. Частью экспозиции была реконструкция деталей лагерной повседневности: фрагмент барака заключённых, карцер, вышка часового во внутреннем дворе. Основное выставочное пространство занимало всего 100 кв. м.
В 2012 году Решением Правительства Москвы Музею было выделено новое здание в 1-м Самотечном переулке. Его площадь в 4 раза превышала размеры всех музейных помещений на Петровке. Два года велась масштабная реконструкция и переоборудование строения под музейные нужды. Первая экспозиция в новом здании открылась 30 октября 2015 года. Открытие постоянной экспозиции «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны» состоялось 10 декабря 2018 года, в день 70-летия Всеобщей декларации прав человека. В 2021 году Музей истории ГУЛАГа получил Музейную премию Совета Европы.
«Музей истории ГУЛАГа с редкой честностью решает некоторые из очень сложных вопросов, касающихся прав человека, демократии и верховенства закона в XX веке, одновременно устанавливая чёткие связи со сложными проблемами демократии и прав человека, с которыми мы сталкиваемся сегодня в Европе. Этот музей может служить примером для других музеев Европы, чтобы создать хорошо задокументированную и волнующую память о прошлом и стимулировать размышления о демократическом гражданстве, особенно для молодого поколения», — отметил представитель комитета по присуждению премии Роберто Рампи.
Миссия Музея — рассказывать о массовых репрессиях и тем самымпобуждать к размышлению о ценности человеческой жизни.
1. Система трудовых лагерей ГУЛАГа
ГУЛАГ, а если не сокращённо, то Главное управление лагерей — это не название лагеря или тюрьмы, а аббревиатура подразделения НКВД СССР, которое руководило местами заключения и содержания в период с 30-х по 60-е годы 20 века. Проще говоря, аналог современного ФСИН. Однако ГУЛАГ стал не просто ведомством, а символом произвола властей, которые умещались в эту короткую аббревиатуру.
Главное управление исправительно-трудовых лагерей (первоначально — Управление лагерей, УЛАГ) было образовано в СССР в 1934 году (ГУЛАГ — аббревиатура, встречающаяся в документах начиная с 1930 г.)как система собственных лагерей Объединённого государственного политического управления (ОГПУ), подчиняющаяся Народному комиссариату внутренних дел СССР и осуществляющая контроль практически над всеми местами заключения в стране. Сокращённоеназвание Управления — ГУЛАГ — прижилось и использовалось впредь для обозначения любых тюрем или лагерей в Советском Союзе. После смерти Сталина в 1953 г. число заключённых заметно уменьшилось, а в 1960 г. ГУЛАГ был официально расформирован.
ГУЛАГ — слово, которое в нынешнюю эпоху стало одним из символов СССР. Кому-то оно напоминает о железном порядке, когда ещё«Сталина было на всех» и суровое правосудие могло достать любого, независимо от статуса и звания. Для других же ГУЛАГ отдаётся в памяти болезненным эхом репрессий, загубленных жизней с реабилитацией посмертно.
Лагерь располагался на территории бывшего православного монастыря на Соловецких островах. В его стенах с самого начала находились противники большевиков (члены антибольшевицких, прежде всего левых, партий, интеллигенты, белогвардейцы).
В 1923 году Соловецкие острова становятся центром лагерной системы на севере страны. Лагерь переименован в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В то время это был единственный лагерь, подчиняющийся непосредственно ГПУ.
«Политические» заключённые (в отличие от уголовных) несли самое тяжёлое бремя, так как были вынуждены переносить не только экстремальные рабочие условия и произвол со стороны охраны, но и нападки заключённых-уголовников. По оценкам историков всего через горнило ГУЛАГа прошло до 20 млн человек, 2 млн из них погибли в лагерях. Жертвами ГУЛАГa были как народы СССР, так и граждане других стран: чехословаки, поляки, венгры, французы, американцы и др. Обширная сеть, раскинутая по всему Союзу, состояла из почти 500 лагерных управлений с десятками и даже сотнями лагерных отделений и пунктов (их примерное число превышает 30 тыс.). Рабский труд заключённых использовался для рубки леса, на рудниках, на масштабных стройках (например, Беломорканал), при сооружении плотин, прокладке автомобильных и железных дорог и т. д.
2. Исторические события в контексте ГУЛАГа
1917 г. — большевистский путч создаёт новый тип преступника — «классового врага». Под это определение мог при определённых усилиях быть записан практически любой человек.
1918 г. — Троцкий и Ленин планируют организацию концентрационных лагерей для классовых врагов, где бы в качестве наказания применялось привлечение к тяжёлому труду. Для этой цели используются лагеря, в которых до того содержались военнопленные, освобождённые после подписания Брестского мира. Управление лагерей поручается ЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР), предшественнице НКВД и КГБ.
1919 г. — решением ВЦИКа принимается постановление о создании лагерей принудительных работ. Постановление вступает в силу 15 апреля 1919 г.
1920 г. — на Белом море возникает первый лагерь будущего ГУЛАГa
1929 г. — Сталин начинает реализацию программы индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Политбюро решает отменить разделение лагерей на политические и уголовные, объединив их в одну сеть. Шефство над ней берёт ЧК.
1934 г. — создаётся Главное управление лагерей (ГУЛАГ — аббревиатура, встречающаяся в документах начиная с 1930 г.), подчиняющееся Народному комиссариату внутренних дел СССР и осуществляющее контроль практически над всеми местами заключения в стране.
1936/8 гг. — эпоха Большого террора, инициированного Сталиным. Проводятся чистки в рядах коммунистической партии, в армии, в государственных органах, а также в самом аппарате Главного управления лагерей.
1939/40 гг. — начало Второй мировой войны приносит новый поток заключённых с территорий, занятых Советским Союзом (восточная Польша, Прибалтика, Бессарабия).
1948/9 гг. — начало реализации новых масштабных проектов вроде канала Волга-Дон, новых электростанций, плотин и путей сообщения. К числу последних относится и Мёртвая дорога между Салехардом и Игаркой, а также туннель и железная дорога на остров Сахалин. Обе стройки были остановлены после смерти Сталина.
1953 г. — умирает Сталин, во главе правительства на короткое время становится Лаврентий Берия. Объявляется амнистия, которая, однако, касается лишь осуждённых за незначительные уголовные преступления, и совсем не касается осуждённых по политическим статьям.
1954 г. — при Никите Хрущеве проводятся массовые освобождения и пересмотр около 4 млн политических дел. Наступает так называемая «оттепель».
1957 г. — начало расформирования ГУЛАГа (официально Управление упразднено приказом МВД СССР № 020 от 25 января 1960 г.). Ряд лагерей ликвидируется. Роль бесплатного труда заключённых в советской экономике заметно сокращается.
3. Влияние трудовых лагерей на настоящее и будущее творчества «людей языка»
«Люди языка» — это люди, посвятившие себя работе с языком в сфере лингвистики, филологии и литературы (писатели, поэты, редакторы и пр). В данной исследовательской работе рассматриваются личности, отбывавшие наказание в лагерях ГУЛАГа.
Писатели публиковали повести и рассказы о жизни людей в лагерях. Например, одним из самых известных заключённых был Александр Исаевич Солженицын. В 1945 году он отправлял своему другу химику Николаю Виткевичу письма с фронта, в которых критиковал Сталина за предательство ленинских идей и собирался после войны создать организацию по заветам ленинизма. Заключение продолжалось в разных конструкторских бюро — «шарашках» — в Рыбинске, Загорске, Марфине, куда писатель был направлен в качестве математика. Спустя три года Солженицын был освобождён, а ещё через три — оправдан. Поэтому уже в 1959 году он начал публиковать свои рассказы о жизни крестьян, а в 1962-м в журнале «Новый мир» вышел рассказ «Один день Ивана Денисовича». В том же году Солженицын был принят в Союз писателей. Но последующая работа над художественно-историческим произведением «Архипелаг ГУЛАГ», раскрывавшим всю правду об условиях жизни заключённых, вызвала осуждение со стороны советского руководства, и Солженицына причислили к диссидентам (инакомыслящим). В то же время работы писателя оценили за рубежом. Так в 1970 году ему присудили Нобелевскую премию по литературе «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Через четыре года, после публикации «Архипелага ГУЛАГ», встал вопрос о высылке «антисоветского деятеля» за пределы советского союза. В 1974-м он был обвинен в измене Родине и лишён гражданства. Солженицын покинул СССР и только через 20 лет вернулся домой, уже в Россию, где и прожил до смерти в 2008 году.
Варлам Тихонович Шаламов, наряду с Солженицыным, считалсяодним из ключевых «певцов ГУЛАГа». Он был арестован в 1929 году во время облавы на типографию троцкистской организации и осуждён за контрреволюционную деятельность. Первый срок отбывал в Вишерском лагере на строительстве Березниковского химического комбината. Спустя два года был досрочно освобождён. Но из-за троцкистского прошлого Шаламов вновь попал под подозрения в антигосударственной деятельности и был сослан работать на Колыме. После выхода на свободу в 1951 году и возвращения в Москву в 1953-м писал стихи, работал над «Колымскими рассказами». Только один из них — «Стланик» — был легально опубликован при жизни писателя в журнале «Сельская молодёжь» за 1965 год, остальное «ходило» в самиздате. В 1972 году на страницах «Литературной газеты» Шаламов осудил публикацию «Колымских рассказов» в зарубежных антисоветских изданиях, что в глазах диссидентов выглядело как отречение от своих слов. Творческая деятельность писателя не ограничивалась темой ГУЛАГа. В 1972-1973 годах Шаламова приняли в Союз писателей, и тогда же был опубликован его поэтический сборник «Московские облака». Его последняя книга стихов — «Точка кипения» — вышла в 1977 году. Ещё через пять лет писатель скончался.
Период репрессий и нахождение в лагерях ГУЛАГа сильно повлияли на творчество «людей языка». В записях репрессированные делятся своей болью и своими воспоминаниями о страшных событиях их жизни. Написано и опубликовано множество книг и мемуаров (Олег Волков «Погружение во тьму», Иван Солоневич «Россия в концлагере», Юрий Бессонов «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков», Иван Твардовский «Родина и чужбина», Сергей Голицын «Записки уцелевшего» и др.), с помощью которых современники узнают о масштабах трагедии и развеивают свои иллюзии об ужасающем периоде сталинских репрессий.
Многие репрессированные погибали в тех условиях и не доживали до момента их освобождения, например Пантелеймон Константинович Казаринов в 1927-1933 гг. руководил созданием Сибирской советской энциклопедии, за что его осудили в 1933 г. по обвинению в «подготовке к отторжению Сибири». Заключение отбывал на Соловках, где был расстрелян в 1937.
Лишь малой части выживших удавалось сбежать или дождаться выхода на свободу. Вернуться к обычной жизни удалось востоковеду и археологу Льву Николаевичу Гумилёву. Был осуждён четыре раза, его ссылали в несколько лагерей. После ссылок ушёл добровольцем на фронт. После четвёртого освобождения в 1956 году Лев Николаевич вернулся в Ленинград и посвятил себя научной деятельности, стал автором пассионарной теории этногенеза.
Последствия того периода не оставляли заключённых даже после их освобождения, поэтому многие посвятили свою жизнь рассказу о пугающих событиях в лагерях. Например, Антон Владимирович Антонов-Овсеенко (1920-2013 гг.), сын революционера и государственного деятеля Владимира Александровича Антонова-Овсеенко, расстрелянного в 1936 году, был арестован как сын «врага народа» и пережил несколько арестов, истощение и работу в лагерях. Впоследствии в 2001 году стал основателем и первым директором Государственного музея истории ГУЛАГа.
Заключение в лагерях ГУЛАГа оказало сильное влияние на жизнь «людей языка»: писателей, поэтов, учёных, интеллигенции. «Люди языка» лишились возможности свободно выражать свои мысли, а также писать и публиковать свои произведения из-за навязываемой идеологии и жёсткой цензуры. Условия в лагерях были крайне суровыми, люди испытывали физические и психологические страдания, многие умирали из-за пыток, болезней, истощения и голода. И несмотря на это, репрессированные старались находить в себе силы бороться и выживать в экстремальных условиях. Часто, политзаключённые делились друг с другом своими сновидениями, для них они были неисчерпаемым источником отрады и забвения. Также, они не переставали тайно писать, таким образом выражая свою боль и находя утешение в творчестве. Например, Александра Львовна Толстая, отбывая срок, вела дневник, который она прятала за печным изразцом в камере-келье. Все произведения и мемуары того периода стали свидетельством ужасов репрессий и страданий нескольких поколений.
4. Особенности письменности периода репрессий и повсеместного заключения людей в исправительно-трудовые лагеря
Хотя трудовые лагеря теоретически и предлагали почтовую связь, лишь немногим заключённым удавалось регулярно переписываться со своими семьями. Заключённым не хватало письменных принадлежностей и денег на марки; правила ограничивали, как часто и с кем они могли переписываться; ленивые цензоры сжигали письма, отбирали их до отправки, крали или использовали в качестве папиросной бумаги. Суровая зимняя погода останавливала почту в некоторых районах Сибири на срок до восьми месяцев в году. Многие заключённые приходили в отчаяние из-за таких препятствий, а также боялись выдать своих близких. За пределами лагерей для военнопленных родственники часто в ужасе отрекались от заключённых и отказывались от любого общения; череда арестов уносила целые семьи вместе с их личными документами.
По крайней мере, небольшому проценту заключённых удалось преодолеть эти препятствия. Со времён гласности переписка заключённыхвсплыла в западных хранилищах, таких как Архив Гувера, а также в российских архивах, включая обмены, которые растягиваются на годы и включают письма как в ГУЛАГ, так и из него. Однако несколько примеров почтовой переписки заключённых соперничают по частоте и количеству с обменом Анциферов-Гарелина.
Заключённые редко прямо описывали избиения и пытки в письмах, которые они отправляли своим семьям, но часто они писали на другие запрещённые темы: плохое медицинское обслуживание, насилие и лишения.
Теоретически цензоры, работающие под наблюдением офицеров лагерной безопасности, тщательно проверяли всю входящую и исходящую почту заключённых, чтобы убедиться, что в письмах не выражаются антисоветские настроения или не комментируются запрещённые темы: недавние аресты и политические процессы, действия лагерной охраны, события, связанные с допросом заключённого, географическое расположение и режим дня лагеря, в котором он содержался, и личности других заключённых. На самом деле, однако, сохранившиеся примеры переписки из исправительно-трудовых лагерей свидетельствуют о том, что ограничения по содержанию, как и ограничения на количество писем, которые могли отправлять заключённые, соблюдались неравномерно. Заключённые редко описывали физические избиения и пытки в письмах, которые они отправляли домой, но в них содержатся довольно подробные описания других аспектов лагерной жизни, о которых цензоры должны были умолчать.
Почему советские власти терпели такое содержательное общение между ГУЛАГом и свободным обществом? Если лагерная система существовала частично для изоляции тех, кого считали враждебными режиму, если предполагалось, что её деятельность должна быть окутана абсолютной тайной, тогда зачем вообще позволять заключённым общаться с членами семьи?
Материалы Архива Советской Коммунистической партии и государства Института Гувера дают хотя бы частичный ответ. Официальные приказы и отчёты из архивов как Главного управления мест заключения Народного комиссариата внутренних дел РСФСР (1922-39), так и Главного управления мест заключения Министерства внутренних дел СССР (1930-60) свидетельствуют о том, что по крайней мере в некоторых случаях сотрудники Гулага рассматривали переписку заключённых как способ привлечения дополнительных ресурсов в места содержания под стражей. Иногда официальные лица рассматривали посылки и банковские переводы, отправляемые родственниками заключённых, как второстепенный канал снабжения, который помогал сохранять жизнь заключённых, поддерживая таким образом фундаментально хрупкую экономику советской системы принудительного труда.
Переписка Гулага, кажется, самим своим существованием бросает вызов мифам, которые долгое время формировали научное представление о сталинском обществе. Подобные обмены мнениями позволяют предположить, что места заключения сталинской эпохи были менее изолированы от остального общества, чем многие предполагали. Они также заставляют учёных признать, что официальная политика по отношению к семьям репрессированных иногда была непоследовательной. С одной стороны, партийные ячейки, рабочие и школьные коллективы оказывали давление на родственников арестованных по политическим обвинениям, чтобы те осудили осуждённого и прекратили общение; с другой стороны, лагерная система терпела, а в некоторых случаях, похоже, даже поощряла определённый уровень контактов между заключёнными и их семьями.
Мы используем множество слов, пришедших из лагерного жаргона, и даже не задумываемся об этом. Многие знают, что существует тюремный жаргон, — особый язык, на котором разговаривают заключённые. Но мало кто задумывается, насколько сильно наша повседневная речь состоит из лагерной лексики.
С одной стороны, это неудивительно: за десятилетия существования лагерей через них прошли десятки миллионов людей, и этот язык передавался из поколения в поколение, став разговорным. С другой стороны, когда смотришь на эти слова и осознаёшь, что вся страна говорит на лагерном языке, сложно не ужаснуться.
Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти недавно выпустили словарь лагерной лексики, который Леонид Городин составлял в течение двадцати лет. Сам Городин 15 лет провёл в разных лагерях и в результате смог собрать около 17 тысяч слов и выражений, которые использовали на зоне. Городин активно переписывался с писателями и филологами, надеясь как-то издать свой словарь, но в советское время это было невозможно по причинам цензуры. Леонид Городин умер в 1994 году, так и не успев опубликовать словарь. Долгие годы рукописи хранились у наследников, которые недавно передали их в Музей истории ГУЛАГа. Примеры:
БА́БКИ — деньги.
В НАТУ́РЕ — в самом деле, действительно.
ВАЛИ́ТЬ — убегать.
ВКА́ЛЫВАТЬ — тяжело работать.
ВЛИПНУТЬ — попасть в неприятное положение.
ВСЮ ДОРО́ГУ — всегда, все время.
ВТИХАРЯ́ — втихомолку, не оглашая.
ВЫ́РУБИТЬСЯ — потерять сознание, заснуть.
ДЕ́ЛАТЬ НО́ГИ — убегать.
ДОГОНЯ́ТЬ — понимать, соображать.
ЖМОТ — скряга, жадный.
ЗАВЯ́ЗЫВАЙ! — Замолчи! Прекрати!
ЗАГА́ШНИК — запас.
ЗАГИБА́ТЬСЯ — тяжело болеть, погибать.
ЗАГНУ́ТЬ — преувеличить.
ЗАЛИВА́ТЬ — говорить вздор, врать.
ЗАНА́ЧКА — потаённый запас.
ЗАТА́РИТЬСЯ — похитить муку или другие продукты и скрыть их под одеждой.
ЗЫ́РИТЬ — глядеть, смотреть, подстерегать.
ИША́ЧИТЬ — работать.
КА́ПАТЬ НА МОЗГИ́ — приставать с разговорами, досаждать.
КАЧА́ТЬ ПРАВА́ — выяснять отношения, добиваться справедливости, сводить личные счеты.
КАЧО́К — рослый, сильный человек.
КИ́ПИШ — шум, ссора.
КЛЁВО — хорошо, красиво, удачно и многие другие.
Письменность ГУЛАГа поменяла словарный запас языка, внесла тысячи новых слов и выражений, которые уже прижились в нашей современной речи.
Заключение
В процессе исследования было установлено, что система трудовых лагерей в Советском Союзе оказывала существенное воздействие на жизненный путь и творческую деятельность личностей, занимающихся изучением языка в области лингвистики, филологии и литературы. Также было установлено значение лагеря ГУЛАГ в общем историческом контексте.
ГУЛАГ, система исправительно-трудовых лагерей в Советском Союзе, занимает значительное место в общем историческом контексте 20-го века, являясь одним из наиболее мрачных символов репрессивной политики тоталитарного государства. ГУЛАГ был огромной системой лагерей принудительного труда, состоящей из сотен отдельных лагерей, простиравшихся по всей территории Советского Союза. Через лагеря прошли миллионы людей, от простых граждан до политических диссидентов и представителей интеллигенции. Условия в лагерях были ужасающими, с жестоким обращением, нехваткой продовольствия и медицинского обслуживания, что приводило к широко распространённым смертям.
Основные аспекты значения лагеря ГУЛАГ можно рассмотреть следующим образом:
1) Политическое значение: ГУЛАГ был инструментом политической репрессии, используемым для устрашения и уничтожения реальной или предполагаемой политической оппозиции. Через эти лагеря прошли миллионы людей, многие из которых были арестованы без всяких оснований.
2) Экономическое значение: Лагеря ГУЛАГа также использовались для экономической эксплуатации заключённых, которые были источником дешёвой рабочей силы для советской экономики. Заключённые использовались для выполнения опасных и тяжёлых работ в таких отраслях, как горнодобывающая, лесозаготовка и строительство. Это привело к значительной экономической выгоде для государства за счёт жизни и здоровья заключённых.
3) Социальное значение: ГУЛАГ оказал глубокое воздействие на советское общество, способствуя формированию атмосферы страха и подозрительности. Семьи были разрушены, а социальные связи ослаблены из-за страха перед возможной ассоциацией с репрессированными.
4) Культурное значение: Память о ГУЛАГе оставила глубокий след в литературе, искусстве и общественной памяти, отражённая в произведениях таких писателей, как Александра Солженицына и Варлама Шаламова. Их работы помогли миру узнать о жестокости и несправедливости, происходивших в этих лагерях.
5) Международное значение: Существование ГУЛАГа и информация о его действиях также повлияли на международное восприятие Советского Союза, став одной из причин холодной войны и борьбы идей между Востоком и Западом.
Таким образом, ГУЛАГ является ключевым элементом для понимания истории Советского Союза, влияния тоталитаризма на общество и последствий политических репрессий в мировой истории.
Список источников и используемых материалов:
1. Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. URL: https://vgulage.name/(Список авторов, представленных в базе данных)
2. Зубы, крысы и свобода: что снилось советским заключённым. URL: https://arzamas.academy/mag/1042-gulag-dreams (отрывки из воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы)
3. История ГУЛАГа. URL: https://gulag.online/articles/historie-gulagu?locale=ru (Интернет-музей Гулаг Онлайн воссоздаёт образ советских репрессий, используя компьютерную реконструкцию лагеря Гулага, а также биографии заключённых, вещи, документы и тексты)
4. История и миссия. URL: https://gmig.ru/museum/history-and-mission/(Официальный сайт Музея истории ГУЛАГа, учреждения, подведомственного Департаменту культуры города Москвы)
5. Масштаб советских репрессий и количество пострадавших от них. URL: https://gulag.online/articles/6bf33d45-ff29-4f64-b308-efd1ede1124b?locale=ru (Интернет-музей Гулаг Онлайн воссоздаёт образ советских репрессий, используя компьютерную реконструкцию лагеря Гулага, а также биографии заключённых, вещи, документы и тексты)
6. Мемуары о ленинско-сталинских лагерях (Рекомендуемые книги) | Сергей Сизов (Омск). URL: https://dzen.ru/a/XxRCq7kZ9Vpz0fBD(Статья по мемуарной литературе о сталинских лагерях)
7. Писатели, которые прошли ГУЛАГ. URL: https://mbradio.ru/publication/4306 (Статья от Мегабайт, студенческогоСМИ на базе Университета ИТМО)
8. Постоянная экспозиция Музея истории ГУЛАГа. (Материалыгосударственных и семейных архивов; воспоминания участников событий и их личные вещи; предметы, найденные на местах расположения лагерей)
9. Reflections on Soviet repressions in Central Europe. URL: https://gulag.online/articles/reflexe-sovetskych-represi-ve-stredni-evrope?locale=ru (Интернет-музей Гулаг Онлайн воссоздаёт образ советских репрессий, используя компьютерную реконструкцию лагеря Гулага, а также биографии заключённых, вещи, документы и тексты)