Где прятали тондо Боттичелли во время революции, чем гордится Норвежское посольство, какое здание Москвы было сооружено по последнему слову техники и инженерии в XIX в., кто отказался от шедевра М. Врубеля «Суд Париса», где находится 2 – е здание в стиле модерн в Москве, какой дом называли «обормотник», где жил Б. Березовский? Узнаем на страницах ниже.
Улица Поварская и в XVIII веке была аристократической. Здесь селились знатные фамилии: Шереметевы, Голицыны, Волконские, Долгоруковы. В XIX-XX в.в. улица сменила жителей на представителей буржуазии и творческую интеллигенцию: Морозовы, Лопухины, Лермонтовы, Державины, Толстые, Миндовские. Сегодня Поварская и ее переулки – одна из самых дорогих, здесь располагается элитная недвижимость.
Храм Симеона Столпника, 17 век
Шедевром Поварской улицы несомненно является храм Симеона Столпника, чудом уцелевший во время реконструкции улиц Москвы в советское время.
Впервые храм был построен в честь коронования Бориса Годунова, что пришлось на день святого Симеона Столпника. В честь него и назвали храм. Церковь была деревянной. Позже в 1676-1679 г.г. по настоянию царя Федора Васильевича был построен каменный храм в стиле русского узорочья. В храме хранятся белокаменные надгробные плиты XVIII-XIX в.в.
В храме венчались Шереметев и актриса Прасковья Жемчугова. Будущая жена Булгакова Елена Сергеевна со своим первым мужем Ю.М. Нееловым. Прихожанином церкви был Н.В. Гоголь, живший в доме Толстых в Никитском бульваре.
Из современников: в храме венчались Николай Караченцов со своей супругой.
В советское время при строительстве Калининского проспекта (ныне Новый Арбат) храм планировали снести, как и 5 церквей на Поварской улице. Заступились жители. Архитектор Л.И. Антропов буквально сел в ковш экскаватора для избежания сноса, не ушел, пока не принесли бумагу из Министерства о постановке памятника архитектуры на государственную охрану.
Усадьба Грачевых (перестроена в 1885-1889 г.г. по проекту Г.А. Кайзера)
Текстильный фабрикант и благотворитель М.С. Грачев в 1873 году купил земельный участок на Поварской улице, чтобы построить городскую усадьбу. Промышленник отличался неординарным вкусом. Например, его усадьба в Ховрино создана по образу и подобию казино в Монте-Карло.
Усадьба на Поварской же построена архитекторами П.П.Зыковым и Г.А. Кайзером в неоклассическом стиле с элементами барокко. Окна парадной анфилады на втором этаже были отделаны пышно, с декором в виде дубовых листьев в полукруглых сандриках. Центр боковых ризалитов отмечен на фасаде лепными картушами над окнами второго этажа, которые обрамлены ионическими полуколоннами. В это же время с левой стороны здания был пристроен зимний сад. В центральном аттике красуется медальон с вензелем хозяина – МСГ. На фасаде выделяются лепные ажурные картуши. По центру здания – низкий купол- еще одно украшение в стиле барокко.
Внутри особняк представляет собой образец модной тогда эклектики. В интерьерах сохранились аутентичные детали. В вестибюле каменный пол в шашечку, зеркало в мраморном обрамлении, оригинальные гардеробные диванчики, бесподобная мраморная лестница. Рядом с ней скульптура «Амур со львом» итальянской работы 19 в.
Во время революции в здание заселились анархисты. Убранство, росписи, лепнина были утрачены. До 1941 года жили сотрудники посольства Германии. Когда здание было передано посольству Норвегии, оно было в плачевном состоянии. Плохие санитарные условия: грибок, разрушившиеся коммуникации, отсутствие отопления. Норвежцы внесли не мало сил на восстановление и гордятся зданием.
Дом Дункер-Цетлина, 1813 г., перестроен в 1910 г., архитектор И.С. Кузнецов
В 1892 г. особняк был продан племяннице поэта А.А. Фета – Е.Д. Дункер. Новая владелица пригласила архитектора Кузнецова для перестройки здания. Оно стало оснащено по последнему слову инженерии водопроводными коммуникациями, отоплением и вентиляцией, чего не было во многих усадьбах и даже лифтом. Парадный вход архитектор сместил из центра вправо в духе неоренессанса. Мраморная лестница особняка напоминает итальянское палаццо.
Дункер пригласила М. Врубеля для написания панно внутри здания. Он создал «Суд Париса», плафон с изображением цветов и панно «Венеция». Однако Дункер не оценила талант Врубеля и отказалась от панно «Суд Париса». На тот момент художник еще не был широко известен. Шедевр теперь хранится в Третьяковской галерее.
В оформлении интерьеров и перелицовке фасада участвовал инженер А. Зелигсон, который придал особняку необарочный стиль: раковины в нишах, картуши, обнаженные женские фигуры на вазах, что для чопорной Москвы было смело. Над окнами фигуры младенцев-путти, фасад богато декорирован пилястрами.
Последние владельцы особняка - Цетлины. Сын Михаил, будучи поэтом-любителем, собирал в доме известных поэтов и писателей. В доме бывали Б.Л. Пастернак, ИГ. Эренбург. Дом получил название самого утонченного из всех литературных салонов. Сейчас в здании располагается посольство Кипра.
Доходный дом И.С. Кальмеера, 1914 г.
Заказчиком доходного дома был известный адвокат и общественный деятель И.С. Кальмеер. Он задумал построить дом для деятелей искусств. Убранство дома должно отвечать разным стилям и эпохам: от Древнего Египта до античной Греции. Выполняли работы известный в то время архитектор В.Е. Дубовской. Внутренними интерьерами, росписями занимался не менее знаменитый художник И. Нивинский, уже известный росписями гостиницы «Метрополь», особняка Тарасова на Спиридоновке и др.
Фасад здания оформлен мощным рустом с полуколоннами, поддерживающими крупный антаблемент, которому соответствует скульптурный фриз над окнами 6-го этажа. Декором более мелкого масштаба оформлен карниз двухколонного портика-лоджии, увенчанной полукруглой нишей-раковиной на уровне 6-го этажа, а также его обрамление полихромным керамическим панно, стилизующим гротески Итальянского Ренессанса. Квартиры 200 -300 квадратных метров были богато декорированы кессонированными потолками, лепниной, мраморными колоннами и др.
Построен «Дом искусств» был в 1914 году, и задумкам об утонченных жителях не суждено было сбыться. Вскоре Кальмеера арестовали и расстреляли. Из доходного дома сделали коммуналки. И изысканные интерьеры были во многом утрачены. Новые жители сбили лепнину, закрасили росписи. Остались лишь некоторые элементы в парадной и нескольких квартирах.
Однако мечты Кальмеера сбылись в 60-80 г.г. Дом действительно стал центром притяжения творческой интеллигенции. В одной из квартир жила поэтесса Бэлла Ахмадуллина с супругом Борисом Мессерером – театральным художником. В этом же доме располагается творческая мастерская Мессерера. Устраивали творческие вечера. Гостями дома в разное время были М. Влади, В. Высоцкий, В. Аксенов, В. Ерофеев, Ф. Искандер и др.
Дом увековечен стихами Бэллы Ахмадуллиной:
Был дом на Поварской
(теперь зовут иначе)… День-деньской,
ночь напролёт я влюблена была —
в кого? во что?
В тот дом на Поварской…
По информации Википедии в 90-е годы в доме жил Борис Березовский. До 2022 г. опальный заместитель министра обороны Тимур Иванов.
На сайте Циан на продажу представлены несколько квартир стоимостью от 300 000 000 руб до 520 000 000 руб. 250-300 кв.м.
Доходный дом графини А.А. Милорадович и княгини Е.П. Мещерской, 1912 г. по проекту Р.И. Клейна
На строительство доходного дома у графини А.А. Милорадович средств не хватило, и она пригласила княгиню Е.П. Мещерскую в долю. Здание возвели по проекту крупнейшего зодчего Р.И. Клейна.
На фасаде сохранился выполненный в технике горельефа герб графов Милорадовичей, расположенный на втором этаже над входом в здание. Кроме герба, фасад декорирован небольшими скульптурными изображениями овечьих голов под окнами второго этажа, а также рустовкой первых двух этажей и углов здания.
Когда наступил злополучный 1917 г., здание национализировали. Графиня А.А. Милорадович, пережив расстрел 3-х сыновей, уехала за границу. Мещерские же владели беспрецедентной коллекцией искусства, среди картин были работы Тициана, Мурильо, Тиноретто, Рубенса, Ван Дейка, в их числе даже тондо Боттичелли «Мадонна с младенцем». Чекисты конечно же знали об этом, но картину найти не могли. В это время к Мещерской трижды приезжал посол Германии Вильгельм фон Мирбах, предлагал баснословные средства за картину и возможность уехать за границу. Мещерская трижды отказала, подвергая собственную жизнь опасности, оставаясь в революционной России.
На допросе с участием Феликса Дзержинского Мещерская берет слово с Дзержинского, что картина должна остаться в России. Получив, это слово, картину отдала. Китти – дочь Мещерской -прятала картину в том самом доходном доме. Дзержинский сдержал слово. Тондо кисти Боттичелли до сих пор хранится в Пушкинском музее.
Мещерские: дочь и мать остались в России. Им выделили дворническую в собственном доме. Китти прожила в этом доме до 1995 г.
Дом до сих пор является жилым. В нем одни из самых дорогих квартир. По открытым источникам в 2018 году в доме продавалась квартира 300 кв.м. за 200 000 000 руб.
Особняк М.С. Саарбекова 1899-1900 г.г. по проекту Л.Н. Кекушева
Ранее на этом месте стоял дом капитанской дочки В.М. Лаухиной, который снимала с 1828 года Е.А.Арсеньева со своим внуком М.Ю.Лермонтовым. Здесь 14-летний Михаил написал первую поэму «Индианку» и начал издавать журнал «Утренняя Заря». В 1900 г. на месте снесенного дома Лаухиной построен второй в Москве особняк в стиле модерн Л. Н. Кекушевым.
Заказчиком выступил промышленник армянского происхождения Моисей Семенович Саарбеков. Зять московской семьи Лианозовых, входил в состав Товарищества «Г.М. Лианозова сыновей», занимавшихся нефтяным промыслом, химическими заводами.
Саарбеков принадлежал просвещенному купечеству, занимался благотворительностью, знал несколько языков, был знаком с европейской модой в архитектуре. Поэтому доверил строительство особняка гению модерна Л. Н. Кекушеву.
По легенде М.С. Саарбеков, заболев желчнокаменной болезнью, в больницу ложиться не стал, а приказал врачу делать операцию прямо в доме. Чтобы соблюсти стерильность, Поварскую заасфальтировали, чтобы дорожная пыль не попала в окна особняка. А затем и вовсе перекрыли от конок на время операции. Саарбеков пообещал выплатить по 1000 руб. за каждый извлеченный камень. Врач удалил 40 мелких камней, за что получил 40 000 рублей.
Дом выделяется массивным козырьком среди других доходных домов, между которых он оказался зажат. Архитектура лишена пышного декора, однако элементы подчеркивают стиль модерн: плавные линии на фасаде, окна разного размера, растительные элементы, некое подобие башенки с маленькими окнами.
С 1920 по 1940 годы в здании размещалось посольство Литвы. В 20-30 г.г. в доме жил поэт-символист Ю. Балтрушайтис. С 1990-х годов в здании находится Культурный центр Литовской республики "Дом Балтрушайтиса".
Дом со львами на Малой Молчановке, 1914 г.
Здание построено архитекторами И.Г. Дорошенко, С.А.Кондратенко, В.Н. Волокитовым для владелицы Г.А. Гордон. Великолепный декор: арки, пилястры, лепнина, эркеры напоминают итальянский Ренессанс. Изюминкой дома стали скульптуры львов во входной группе с геральдическими щитами. Доходный дом часто становился объектом интереса кинематографов. Здесь снимался фильм «12 стульев», «Девушка без адреса», «Офицеры» и др.
До революции в доме со львами жил писатель Алексей Толстой, соседствовал с ним и Максимилиан Волошин со своей мамой Еленой Оттобальдовной Глазер, которую все звали Пра (сокращенно от прамать). Мать Волошина была известна экстравагантным поведением и нарядами (коротко стриглась, надевала брюки) и сыграла большую роль в становлении поэта. В доме бывали Есенин, Цветаева, Загоскин, Моравов. У Волошиных часто устраивались вечера с песнями, плясками, музыкой, стихами. За что Толстой прозвал соседей обормотами. А дом - обормотником.
В здании 27 квартир от 120 до 340 квадратных метра, как и раньше одна из самых дорогих недвижимостей Москвы. В продаже квартиры от 265 млн рублей.
Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Малая Молчановка 2
В Москве 3 места, где жил М.Ю. Лермонтов: особняк, который располагался на месте высотки на Красных воротах, где Лермонтов родился, особняк на Поварской и Малая Молчановка 2. Первые два здания снесены во время реконструкции Москвы. На Малой Молчановке 2 юный Лермонтов жил с 1829 по 1832 годы до поступления в Московский благородный пансион. Здесь он написал 17 поэм, 4 драмы,250 стихотворений. Сейчас в здании государственный музей М.Ю. Лермонтова.
Одноэтажный особняк был построен в 1814 году купцом Петром Черновым. Елизавета Арсеньева снимала часть городской усадьбы у Черновых.
В музее сохранилась антикварная мебель, фотографии, рукописи, прижизненные издания.
Дом-музей М. Цветаевой, Борисоглебский переулок 6
Марина Цветаева с супругом Сергеем Эфроном и дочерью Ариадной, сдав особняк на Полянке, переехали в полутороэтажную квартиру в Борисоглебском переулке. За 8 лет проживания самых счастливых лет жизни Цветаева написала сотни лирических стихов, шесть романтических пьес, четыре поэмы. После С. Эфрон ушел на фронт, Марина Цветаева, лишенная какой бы то ни было помощи осталась одна с уже двумя дочерьми. Вынужденно отдала их в приют на время. Ирина – младшая дочь - умерла в приюте от болезни и голода. Марина Цветаева забрала Ариадну и выехала за границу, чтобы встретиться с мужем. Но счастье длилось недолго. Эмигрантское сообщество не приняло семейную чету, подозревая Эфрона в связях с НКВД. И они вернулись в Россию. По приезде Сергея Эфрона и Ариадну репрессировали. Марина Цветаева в 1941 г. покончила жизнь самоубийством. Дочь Ариадна всю жизнь провела в лагерях. Сын Георгий погиб на фронте незадолго до победы в ВОВ.
Дом Миндовского, Л. Н. Кекушев, 1903-1904 г.г.
Этот дом построен не для конкретного заказчика, впервые предприниматели «Торгово-строительного акционерного общества Я.А. Рекка» задумали возвести модный особняк, как бы мы сейчас назвали «под ключ», а затем искать для него состоятельного покупателя. Пригласили Л.Н. Кекушева, и он создал шедевр модерна, одно из самых красивых зданий Москвы. Здесь мы видим характерные признаки стиля: различные формы окон и дверей, сложные узоры, ассиметрия, ажурный узор балкона, полукруглые части фасада, напоминающие волну, украшение скульптурой: младенцы-путти, маскароны, маски львов, ворота в виде крыльев бабочки, витражи и мозаика. Даже хозяйственные сооружения в придомовой части особняка красивы и отвечают модерну.
После строительства из-за дороговизны особняк долго не могли продать. Первый покупатель появился только через 5 лет. В 1909 г. дом приобретает Иван Миндовский – наследник и владелец фабрик, лесов из Костромской области. Человек очень богатый, отличавшийся большой скупостью, граничащей с душевной ненормальностью. После революции здание национализировали, в нем располагался госпиталь, клуб для рабочих. А с 1972 года в здании находится посольство Новой Зеландии, которое очень бережно относится к историческому памятнику. Провели необходимые реставрационные работы. Получили премию правительства Москвы «За уважение к культуре России».
Благодарю за внимание.
Если вам нравятся мои работы, ставьте лайк, подписывайтесь на канал.