Мы мечтаем, чтобы наши дети были счастливыми — чтобы игры с друзьями их радовали, а учеба вызывала неподдельный интерес. Но как быть, если ребенку не хочется ничего? Обратить внимание на развитие его мотивации, которое состоит из 6 важных элементов. О них рассказывает нейропсихолог Анна Высоцкая.
Свободное время
У ребенка любого возраста — и дошкольника, и подростка — должно быть время на пробы и ошибки.
Происходит некое эмоциональное отчуждение, ребенок следует внешней мотивации, но ему сложно понять собственные смыслы в этой деятельности.
Самостоятельность
Если мы видим, что ребенок может какие-то задачи решать сам, он должен это делать. Ему нужна возможность делать выбор и нести за него ответственность. Самому делать что-то, возможно, неидеально, и видеть последствия — это тоже развитие целеполагания и мотивации.
Самооценка
Многочисленными исследованиями доказано, что самооценка напрямую влияет на мотивацию. Дети с низкой самооценкой склонны избегать неудач и не стремиться к достижениям.
Мы закладываем самооценку практически с рождения. Адекватная поддержка — то, как мы объясняем ребенку его успехи и связываем их с усилиями, которые он прикладывает, то, как мы помогаем осознавать себя и показываем: «Смотри — ты упорный, ты целую неделю готовился к выступлению, не побоялся выйти на сцену, и у тебя получилось». Проговорить это и помочь ребенку сделать связку (атрибуция между тем, что получилось, и тем, что ребенок делал для этого) — это помогает укреплять самооценку, в дальнейшем — мотивацию, ориентацию на достижения. <…>
Уважительное отношение ребенка к себе, осознание своих сильных сторон и так называемая высокая самоэффективность — это залог того, что человек в дальнейшем будет ставить перед собой адекватные цели, идти к ним и не разочаровываться, если даже встретит на пути ограничения, которые придется преодолевать.
Положительные эмоции
Радостный ребенок, как правило, много чего хочет. У него много желаний и идей. У него хорошо развито воображение.