Администрация Владивостока вернулась к решению проблемы вокруг неудобного светофора на улице Калинина. Мэрия и жители сходятся во мнении, что на участке необходимо построить переход, чтобы увеличить пропускную способность трассы и не заставлять пешеходов ждать у обочины. Решение нашли неожиданное и даже с историческими корнями.
На Калинина всё как обычно — хорошо известный автомобилистам и пешеходам светофор поочерёдно задерживает то одних, то других, пока администрация города думает, как бы решить эту проблему. Сначала хотели построить виадук, но не смогли найти подрядчика. А потом вспомнили, что смотреть надо было не вверх, а вниз. Ведь именно здесь расположился исторический тоннель, соединяющий старые цеха завода "Радиоприбор". Но а мы находимся на самом его пороге.
Сейчас двери закрыты, но не так давно их открывали. Переход осматривал глава Владивостока Константин Шестаков. Как результат — поручение профильным структурам: проработать все детали обустройства комфортного и безопасного маршрута для пешеходов. Надо сказать, что жители города инициативу поддерживают:
- Ну правильно: и людям пройти можно, и всё остальное. Но затор он делает хороший.
- Было бы лучше, если бы здесь виадук был или подземный переход?
- Конечно. Я бы даже ещё один поставил дополнительный, потому что очень нужен.
- Ну, конечно, подземный было бы удобнее.
- И людям удобнее, и автомобилистам.
- А знаете, что рядом совсем есть подземный переход?
- Знаем. "Зелёный остров" — "Радиоприбор".
- Подземный переход здесь вот буквально есть. Вот если бы его восстановили — было б замечательно. Или хотя бы, ну я не знаю, кнопки сделали.
Идею восстановить переход поддерживают и пешеходы. Многие, кстати, как оказалось, знают про подземку. А некоторые называют тоннель лучшей альтернативой надземному переходу:
- Единственное, знаю, что здесь ранее был подземный переход. Но его закрыли, там сделали под склад что-то.
- Я слышала, вообще отличная идея. Это будет, мне кажется, намного лучше, чем стоять и пешеходам, и водителям.
- Если подземный, и если немного лестниц — я буду за. Потому что вот надземный — мне будет не комфортно абсолютно. У меня больная нога, я категорически против надземных. А подземный — ну возможно.
Помимо очевидной функциональности, подземный переход таит в себе ценность историческую. Ведь это буквально часть старого Владивостока. И пусть он — отражение советской, а не царской эпохи — всё равно разнообразит список сокрытых от глаз и не очень подземных сооружений. Например, исторические тоннели есть между почтой и железнодорожным вокзалом на Верхнепортовой, корпусами тысячекоечной больницы. Есть упоминания о переходе между ГУМом и диагностическим центром на Светланской. Но тоннель Кунста и Альберса пока остаётся под знаком вопроса. А нам пора возвращаться к "Радиоприбору".
Артур Романенко, председатель Владивостокского диггер-клуба, представитель краевого отделения РГО:
"Знаете, о чём говорит наличие этого туннеля? О том, что предки наши заглядывали далеко вперёд. То есть они имели горизонт планирования очень дальний и заботились о том, что когда-то ведь улица сверху в районе Окатовой — будет очень активное автомобильное движение по ней. Задумывались тогда ещё, в 50-60-е годы. Ну и, собственно, вот. Внезапно в 21 веке он пригодился".
И ведь действительно сейчас этот переход может очень хорошо послужить. Если инициативу администрации удастся реализовать, то жители города получат не только удобный и быстрый путь на другую сторону улицы, но и возможность буквально прикоснуться к стенам и даже потолку истории.
Сергей Комаров, Николай Фарафонов, "Вести: Приморье".