Найти тему

Выпуск №6.1804 год (ч1)

Продолжение реформ

Это был последний относительно спокойный год, после которого началась череда так называемых наполеоновских войн, продолжавшихся целое десятилетие. В этих войнах донские казаки еще раз показали уникальность военно-административного устройства Войска и подняли планку общественного мнения в Европе о военной подготовке и тактике действий на очень высокий уровень.

Главные европейские провокаторы – англичане, не дремали и в этот год и спровоцировали войну с Персией, которая в вялотекущем режиме длилась более 10 лет. Российская империя «приросла» новыми землями: в этом году в её подданство вошли Мингрелия, Имеретия, Гурия и Гянджийское ханство.

Внутри империи продолжились либеральные реформы, начатые с воцарением Александра I. В продолжение указа о вольных хлебопашцах, были приняты важные указы: о крестьянах в отдельных губерниях и именные указы о вольных хлебопашцах отдельных дворян.

Продолжились реформы в области просвещения и образования. Приняты уставы и вскоре открыты университеты в Харькове и Казани, педагогический институт в Петербурге. Приняты уставы подведомственных университетам средних и низших учебных заведений, которые вместе с университетами составили единый комплекс образовательных учреждений в Российской империи.

Франц Герхард фон Кюгельген. Портрет Александра I, 1800-е, Государственный Русский Музей
Франц Герхард фон Кюгельген. Портрет Александра I, 1800-е, Государственный Русский Музей

9 июля императором Александром I утвержден первый в России и самый либеральный в истории XIX века цензурный устав. Согласно его положениям, надзор за печатными изданиями возлагался на цензурные комитеты, находящиеся в ведении Главного управления училищ Министерства народного просвещения. Уставом декларировалась «презумпция благочиния» сочинителя: в случае, если сочинение могло быть сочтено «двойным по смыслу», цензорам вменялось в обязанность трактовать разночтение в пользу автора. Запрещалось писать лишь против Бога, власти и личной чести граждан:

Важнейшим событием года на земле войска Донского, стало принятие решения об основании Нового Черкасска, главного войскового города. И имя войскового атамана Платова стало неотделимо от этого события. Но об этом в следующих выпусках.

В этом году продолжились преобразования в управлении войском. Атамана Платова не устраивала существующая система, он представил свои соображения в Правительствующий Сенат, который перепоручил Министрам Военных сухопутных сил и Внутренних дел составить новое положение и штаты Войсковой Канцелярии. Что и было сделано.

6 февраля последовал высочайший указ «О разделении Канцелярии войска Донского на воинскую, гражданскую и экономическую Экспедиции и о правилах для управления ея». Он являлся логическим развитием предыдущего указа о Канцелярии от 1802 года (см.выпуск №3). Приведем основные положения этого указа, не дословно, но близко по смыслу, выделяя их курсивом.

Основной численный состав Членов Войсковой Канцелярии и сроки их полномочий не менялся, уточнялись процедуры их выборов: кандидатуры непременных (постоянных, ред) Членов Канцелярии избирались Войсковым обществом и представлялись на утверждение императору, Асессоры (судьи) избирались «по большинству балов» и доносились в Сенат. Классы всем членам и чинам канцелярским не присваивались. Члены Канцелярии были избраны еще в 1802 году собранием из генералов и штаб-офицеров, напомним их имена: непременные Члены – генерал-майоры Евтей Иванович Черевков и Семён Иванович Курнаков, Асессоры – отставные полковники Андрей Филиппович Слюсарев и Дмитрий Козьмич Бобриков, служилые войсковые старшины Алексей Егорович Мержанов и Иван Гаврилович Турчанинов.

Неизвестный художник. Портрет С.И. Курнакова, ????, Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, СПб.
Неизвестный художник. Портрет С.И. Курнакова, ????, Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, СПб.

В указе отмечалось, что хотя Войсковая Канцелярия и составляет одно нераздельное присутствие (учреждение, ред.), но по делопроизводству разделяется на три Экспедиции: воинскую, гражданскую и экономическую.

Воинская Экспедиция занималась всеми делами касающихся воинской части: составлением списков служилых и отставных казаков, откомандированием на службу, построением мундиров и всеми вопросами, которые раньше находились в ведении походной Атаманской Канцелярии. Так же ей поручалось рассмотрение уголовных и политических дел донских чиновников. Дела в ней находились в непосредственном управлении Войскового Атамана, в случае его отсутствия - Наказного Атамана. Для помощи по делам, требующим длительного времени (увольнение от службы и т.д.), назначалось особенное присутствие из непременного Члена и Асессора из разных экспедиций, но несменяемых до переизбрания. По части военной Канцелярия подчинялась Военной Коллегии.

Все дела двух других Экспедиций решались в Канцелярии и не составляли отдельного присутствия. Над каждой Экспедицией надзирал и отвечал за её работу один из непременных Членов и один Асессор, назначаемые Атаманом.

Гражданская экспедиция вела дела уголовные, тяжебные, следственные, межевые, крепостные и земской полиции.

Первой инстанцией, где решались гражданские дела, были Сыскные Начальства. Они были подчинены непосредственно Канцелярии и члены их (Начальник, один старший и три младших Асессора) выбирались каждые 3 года и утверждались Канцелярией. До разбирательств дел в Сыскных Начальствах существовал институт Словесного Суда, который позволял упростить процедуру решения споров и тяжб. Также Сыскные Начальства ведали и Земской Полицией.

В Черкаске учреждалась особая Полиция, которую возглавлял Полицеймейстер. Он подчинялся непосредственно Атаману. Назначался по его представлению через Министра Внутренних дел Правительствующим Сенатом. В его подчинении были Приставы и Надзиратели, которые утверждались Атаманом. Под руководством Полицмейстера были госпитальные заведения, тюрьма, ночная и пожарная команды.

По всем вопросам, которые касались Полиции и общего гражданского благоустройства Атаман подчинялся Министру Внутренних дел.

За соблюдением законов и порядка надзирал Войсковой Прокурор.

Мундирное офицерское шитье войска Донского, установленное в 1804 году. Рисунок из издания А.В. Висковатого.
Мундирное офицерское шитье войска Донского, установленное в 1804 году. Рисунок из издания А.В. Висковатого.

В подчинение экономической Экспедиции находились все денежные дела по войску, различные сборы, приходы и расходы, подряды, откупные платежи, оброчные статьи и денежные отчеты. Для ведения счетов в Канцелярии избирался на три года Казначей. Он по истечению каждого года представлял в Канцелярию отчет о всех поступивших суммах, который за подписью всех членов Канцелярии поступал в Военную Коллегию.

В Канцелярии вводились должности Землемера, Архитектора, Комиссаров для смотрения за войсковыми магазинами и наблюдения за нарядом и внутренним распорядком почтовых лошадей.

О конкретных личностях, назначенных в Войсковую Канцелярию на старые и вновь введенные должности известно следующее.

Войсковым прокурором оставался надворный советник Антон Осипович Миклашевич. Полицеймейстером в Черкаске - полковник Фёдор Иванович Миллер, и три его подчиненных пристава: войсковой старшина Андрей Семёнович Протопопов, есаул Николай Леонтьевич Денисов и хорунжий Василий Фёдорович Тацын.

Первым войсковым архитектором – Иван Андреевич Бельтрами, иностранец, судя по фамилии, итальянского происхождения. Смотритель почты – подполковник Петр Пантелеевич Апостолов, казначей – майор Григорий Егорович Ханжёнков, комиссар – войсковой старшина Фёдор Афанасьевич Кутейников, землемер – капитан Матвей Семенович Белогорцев.

Всего по штату в Канцелярии числилось, не считая канцелярских служителей – 18 человек. Бюджет составлял около 40 000 рублей.

В каждом Сыскном Начальстве без канцелярских служителей числилось 6 человек, возглавляли Начальства полковники или подполковники. Всего на 7 Начальств по штату было 42 человека и бюджет в 23000 рублей. Для сравнения, от продажи вина и питей по данным де Романо, войско получало доход -145000 рублей, а откуп торговых казаков составлял 30000 рублей.

Другим важным решением, принятым в этом году Атаманом было определение и легализация торгового казачества. Как человек военный Платов с презрением относился к «торгашам». Поскольку казаки имеющие торговлю, как и все остальные должны были нести службу, то они старались разными способами избежать очередного наряда (снаряжали вместо себя других казаков). Что вызывало недовольство других и нарушало общепринятый порядок. Еще в 1802 году Платов представил рапорт императору с предложением разрешить этот вопрос, легализовав торговых казаков. Т.е. предлагал откупаться очередникам казакам, имеющих знатную торговлю, пока их товарищи несут службу. А полученные средства направлять на помощь в снаряжении на службу нуждающихся в том казаков.

12 сентября последовал указ (или приказ?) разрешающий Войску освобождать от службы казаков города Черкасска и 4 низовых станиц занимающихся торговлей, судоходством и рыбными промыслами « на знатную сумму» с внесением в Войсковую канцелярию по 100 рублей ежегодно. Сам указ в полном собрании законов Российской империи мы не нашли, возможно это был приказ по линии министерства. Тем не менее, эта дата и указ стали точкой отсчета начала создания общества торговых казаков, которое было оформлено значительно позже.

Офицеры войска Донского с шитьем, установленным в 1804 году. Рисунок из издания А.В. Висковатого.
Офицеры войска Донского с шитьем, установленным в 1804 году. Рисунок из издания А.В. Висковатого.

В описании де-Романо приводятся фамилии торговых казаков Черкаска. Самыми богатыми, с капиталом 100000 рублей, по его версии были казаки Шапошников и Карнеев. А также он перечисляет другие фамилии: Епифанов. Попов, Меркулов, Маноцкий, Посиделов, Гусельщиков, Николащенко, Содомцев, Муратов, Тарасов.

В этом году вышли еще два указа, касающегося военной службы донских казаков. Во-первых, по рапорту Платова вышел высочайший указ об увеличении численности эскадронов в Лейб-Гвардейском полку на 28 казаков, что облегчало несение службы. И во-вторых, на воротниках и обшлагах чекменей и кафтанов генералов, штаб и обер-офицеров полагалось серебряное шитьё.

А далее, о самом важном указе этого года, для земли войска Донского.