Найти тему

День памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба

15 мая (2 мая по старому стилю) Православная Церковь отмечает память перенесения в 1115 году мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба в новую церковь-усыпальницу. Это первый православный праздник, учрежденный на Руси.

Икона. Святые князья Борис и Глеб. Конец XIX – начало XX в. Из собрания ГВСМЗ
Икона. Святые князья Борис и Глеб. Конец XIX – начало XX в. Из собрания ГВСМЗ

Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) были первыми русскими святыми, канонизованными как Русской, так и Константинопольской Церковью в лике мучеников страстотерпцев. Их называют князьями-страстотерпцами, потому что они погибли не за веру, а за исполнение заповедей Божьих – проявили беззлобие. При этом чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов.

Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира – великого киевского князя.

Икона. Святые князья Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба. Последняя четверть XVII – начало XVIII в. Из собрания ГВСМЗ
Икона. Святые князья Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба. Последняя четверть XVII – начало XVIII в. Из собрания ГВСМЗ

Их матерью историки называют царевну Анну Византийскую из Македонской династии. По другим источникам братья родились от неизвестной «болгарыни», возможно, из волжских болгар. Борис родился в 986 году, а Глеб – примерно в 990 году. Молодые люди прожили короткую жизнь. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти князя Владимира, они были убиты старшим братом Святополком Окаянным. На момент убийства старшему было приблизительно 29, а младшему – 25 лет.

Из сказаний о Борисе и Глебе известно, что они были воспитаны в христианском благочестии. Борис получил хорошее образование, любил читать Священное Писание и особенно жития святых. Глеб разделял стремление брата посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца.

Еще при жизни отца Борис получил в удел Ростов, а Глеб – город Муром. В одной из летописей упоминается, что Борис был женат.

Вскоре после смерти князя Владимира старший его сын Святополк объявил себя великим князем Киевским и, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата Бориса, на стороне которого были симпатии народа и войска, подослал к нему убийц. 24 июля 1015 года князь Борис был убит на реке Альте. Его тело тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк так же вероломно убил и второго брата – Глеба, вызвав его из его удела Мурома. Глеб был убит 5 сентября 1015 года в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами его брата князя Бориса.

Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

Останки князей оказались нетленны и мироточили, а на их могиле страждущие получали исцеление, поэтому братья первоначально почитались как чудотворцы-целители, а впоследствии стали считаться и особыми заступниками, покровителями земли русской. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380).

Чудеса и исцеления

В летописях засвидетельствовано несколько чудесных исцелений. Так от мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

А первое чудо возле мощей святых произошло уже через несколько лет после погребения. Могила, видимо, находилась в неухоженном состоянии, поэтому какой-то «варяг» случайно наступил ногой на плиту. Ему тут же опалило ноги вышедшим из-под земли пламенем.

Второе чудо не заставило себя долго ждать: когда деревянная церковь святого Василия сгорела дотла, мощи братьев, как и иконы и церковная утварь не пострадали в огне. О случившемся доложили в Киев, откуда приехал митрополит Иоанн I и совершил всенощное бдение над могилой. Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне.

24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь страстотерпцев в Вышгороде.

2 мая 1069 года в Киев вошел великий князь Изяслав, изгнанный в сентябре 1068 года с княжения в результате восстания киевлян. В благодарность за содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый. 2 мая 1072 года мощи святых были перенесены во вновь сооруженную князем Изяславом церковь.

2 мая (15 по новому стилю) 1115 года произошло перенесение мощей в новую церковь, выстроенную во имя Бориса и Глеба в Вышгороде. В этом мероприятии участвовали уже все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод). В новой церкви кроме святых мощей хранились и другие реликвии, связанные с братьями, среди которых был меч Бориса (вывезен в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским). Этот храм стал семейным храмом Ярославичей, а празднование перенесения мощей Бориса и Глеба в новый храм стало символом их единения. Это первая церковная дата, учрежденная на Руси. И с тех пор день памяти перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси.

Икона. Святые князья Борис и Глеб. Вторая половина XIX в. Из собрания ГВСМЗ
Икона. Святые князья Борис и Глеб. Вторая половина XIX в. Из собрания ГВСМЗ

Церковь в Вышгороде была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в 1743, 1814 и 1816 годах, не дали результата.

Дни памяти святых Бориса и Глеба в Русской Православной Церкви:

· 15 мая – перенесение мощей в новый храм в 1115 году;

· 6 августа – совместный день памяти Бориса и Глеба;

· 18 сентября – память князя Глеба;

· 5 октября – память в Соборах Владимирских, Ростово-Ярославских, Рязанских, Тульских святых.

Борис и Глеб – одни из самых любимых и почитаемых святых на Руси. В их честь возведено великое множество храмов и монастырей, их изображения можно встретить на многих фресках и иконах в храмах Русской Православной церкви.

Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша Суздальского района

Во Владимирской области в Суздальском районе в с. Кидекша в 1152 г. князем Юрием Долгоруким построен один из самых первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси в честь святых Бориса и Глеба. В борьбе за киевский престол Юрий Долгорукий всячески подчеркивал свою родовитость – как потомок Владимира Святого, Ярослава Мудрого и византийского императора Константина IV Мономаха. В честь своих знаменитых родичей Бориса Ростовского и Глеба Муромского – первых русских святых – он и возвел в Кидекше белокаменный храм. По преданию, именно здесь, на берегу Нерли, встретились Борис и Глеб, вызванные в Киев в 1015 году Святополком Окаянным. В 1992 году церковь Бориса и Глеба была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На северном фасаде Дмитриевского собора во Владимире – княжеского собора Всеволода III Большое Гнездо – в аркатурно-колончатом поясе в ряду прославленных святых можно найти скульптурные изображения святых Бориса и Глеба – покровителей княжеского рода и княжеской власти.

4-я и 5-я скульптурные изображения - святые Борис и Глеб
4-я и 5-я скульптурные изображения - святые Борис и Глеб

Издревле Бориса и Глеба прозвали Сеятелями, так как наши предки считали их покровителями посевов. На Руси начинали сеять тыкву, кабачки и огурцы. 15 мая продолжали засеивать поля и приговаривали: «Борис и Глеб сеют хлеб».

Иногда 15 мая называли также «барыш-день», а святого Бориса – барышником. Купцы устраивали ярмарки его память в надежде получить за это барыши в течение всего года. Успешность дела также сулила и удачная продажа чего-либо в этот день. Утром считалось хорошей приметой пересчитать деньги, а вечером по итогам торговли обязательно устраивалось застолье для угощения бедняков.

Второе название народного праздника – Соловьиный день или Свистуньи. Именно в это время в лесу начинали звучать трели маленьких певцов. Если соловьи пели громко, считалось, что лето уже не за горами. А если услышать соловья раньше, чем кукушку, то все лето проживешь счастливо.

Народные приметы 15 мая:

Жарко палящее солнце предвещает хорошую погоду.

На улице воют собаки – подуют холодные ветра.

Разрастание грозовых туч – к непогоде на несколько дней.

Поющий соловей указывает на приближение лета.

На Бориса и Глеба ветрено и холодно – с июня по август будет прохладно.

На закате солнце хорошо видно – летом выпадет мало осадков.

На черемухе 15 мая распустился цвет и слышно соловья – придет похолодание на 14 дней.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

https://foma.ru/perenesenie-moshhej-svyatyix-blagovernyix-knyazej-borisa-i-gleba.html

https://msdm.ru/news/16840989842818

https://dzen.ru/a/ZGGG3ck6vUrSb4n3

Татьяна Шефова