#читатель_пишет
На этот раз вспомнили книги о войне.
Владислав Толстов и Сергей Алексеев взяли свои любимые – Казакевича и Симонова.
А какая для вас явилась откровением, проводником в то время? Пишите в комментариях.
Война и четыре сюжета
Журналист Сергей Алексеев
Трудно, больно, горько писать о военной прозе и поэзии. Все и так понятно.
Моя любимая вещь о Великой Отечественной – подзабытая ныне повесть Эммануила Казакевича «Звезда», удостоенная в 1948 году Сталинской премии. Недавно поймал себя на мысли, что эта простая история вмещает в себя все сюжеты мировой литературы, коих по Борхесу насчитывается четыре.
Парадоксально, но все они есть в любой настоящей военной прозе. Причем у Казакевича первый, третий и четвертый сюжеты прописаны так ярко, что даже слепой их разглядит. Второй подразумевается, но не реализован по вполне понятным причинам - побежден четвертым.
Хотелось бы почитать в соответствующей литературе третий, но четвертый господствует до такой степени, что вот – вот станет первым и тогда придется читать уже не фронтовика Казакевича. А, пожалуй, Виктора Астафьева или Василя Быкова, воевавших не менее доблестно.
Или искать истину в третьем сюжете.
И надеяться, что разведгруппу с позывным «Звезда» услышит «Земля».
***
Да простит меня Сергей Алексеев, позволю дополнить его лаконичный отзыв постскриптумом – каковы 4 сюжета Борхеса.
В 1972 году Хорхе Борхес опубликовал сборник «Золото тигров», в который вошло короткое эссе под названием «Четыре цикла». Идея писателя – на протяжении всей истории мировая литература строилась только на четырех базовых сюжетах:
- Осада города – древнейшая разновидность историй. Город атакуют враги, а бесстрашные горожане защищают его, осознавая, что в битве им не выжить. Главный герой знает, что умрет, так и не увидев победы.
- Возвращение домой или путешествие заблудшей души. Главный герой такого произведения преодолевает множество препятствий, чтобы вернуться к истокам.
- Поиск. В литературе поиск принимает разные формы: одни герои ищут себя, другие – пленительные сокровища.
- Жертвоприношение богоподобного существа. Здесь главный персонаж стремится стать чем-то большим, чем он есть, познать смысл жизни, спасти мир, и готов пожертвовать собой ради всеобщего блага.
Константин Симонов «Разные дни войны»
Журналист и блогер Владислав Толстов, «Читатель Толстов»:
Константин Симонов с первых дней войны (если точнее, с 24 июня 1941 года) по заданию редакции выезжал на фронт как военный корреспондент «Красной звезды». Потом на основе своих фронтовых впечатлений написал роман «Живые и мертвые», но не только его. Именно путевые заметки военкора Симонова, записи из блокнота, которые он набрасывал во время своих поездок, впоследствии стали основой, сырьем и для литературных произведений, и для сценариев фильмов, которые ставились по его книгам.
Самое поразительное в книге, что уже сильно после войны, лет 30 спустя, Симонов взялся разбирать свои военные дневники, журналистские записи, и попутно проводил своеобразный фактчекинг. Он восстанавливал имена – а потом пытался выяснить судьбы людей, которых встречал во время поездок на фронт (а он первые два года практически безвылазно провел на фронте). Вот какой-то батальон занимает оборону, роет окопы, Симонов пять минут говорит с вымотанным командиром, записывает его фамилию – и после сообщает, что спустя 20 лет после войны узнал, что тот командир закончил войну командиром дивизии. А вот потрясающий эпизод: Симонов оказывается где-то под Могилевым в штабе батальона, командир батальона Кипиани угощает его чаем и достает коробку конфет – невероятно, как эта коробка оказалась на передовой. И спустя 34(!) года, когда Симонов опубликовал этот эпизод, ему пишет жена этого комбата Кипиани, рассказывает, что они отмечали юбилей свадьбы, а на следующий день муж уехал на фронт, и она, собирая его, положила в чемодан коробку конфет со стола – именно этими конфетами перед боем Кипиани (который погиб в том же бою) угостил корреспондента. И там таких эпизодов множество – собственно, все «Разные дни войны» состоят из них.
Книга Симонова позволяет не просто представить, что творилось в первые недели войны на фронте, но и увидеть галерею советских красноармейцев и командиров – отважных, смешливых, растерянных, измотанных, мрачных, спокойных, воодушевленных, разных, буквально на минуту повстречавшихся автору, и оставшихся в истории.
Для меня военные дневники военного корреспондента Симонова – пожалуй, главный документальный роман о Великой Отечественной. И хорошо, что эта книга постоянно переиздается (правда, в некоторых изданиях под названием "Разные лица войны"). Значит, ее читают по-прежнему, чего, как мне кажется, не произошло с теми же «Живыми и мертвыми». Симонов, на мой взгляд, был довольно средним прозаиком, но как журналист, репортер, военный корреспондент во время войны не имел себе равных.