Найти тему
37,5K подписчиков

«Годзилла: Минус один»: Мрачнее, чем когда-либо

Кадр из фильма «Годзилла: Минус один», реж. Такаси Ямадзаки, 2023
Кадр из фильма «Годзилла: Минус один», реж. Такаси Ямадзаки, 2023

На Amazon Prime Video состоялась цифровая премьера японского фильма «Годзилла: Минус один», крайне тепло встреченного прессой и удостоенного «Оскара» за лучшие спецэффекты. Рассказываем, почему 37-я по счету картина о гигантском ящере — одна из лучших в серии.

В 2024 году Годзилла отмечает очередной юбилей: легендарный монстр явил себя миру ровно 70 лет назад, став первым мировым явлением японской поп-культуры. Недорогой сай-фай-хоррор студии Toho, вышедший в 1954 году, положил начало целому жанру и разросся до чуть ли не самой долгоиграющей кинофраншизы в истории. Но если поначалу ленты о Годзилле были вопиюще серьезными, то сиквелы от фильма к фильму становились всё более легковесными. Чего с гигантом только ни происходило: он бился с Кинг-Конгом, объединялся с людьми для схватки с пришельцами, а в одной из частей даже побыл отцом. Когда голливудская киновселенная MonsterVerse окончательно превратила кайдзю-муви в детский утренник, казалось, воспринимать всерьез кино об огромных монстрах отныне невозможно. Однако японский ребут «Минус один», к удивлению многих, убедительно доказал обратное.

Созданием нового «Годзиллы» занимался
Такаси Ямадзаки — признанный на родине режиссер, сценарист и мастер по спецэффектам, который наконец-то вернул культовую сагу к истокам. Оригинал, как известно, напрямую отсылал к бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, разговор о которых был табуирован в Японии до 1952 года. Ситуация изменилась сразу же после окончания американской оккупации: на местные киноэкраны одна за другой стали выходить драмы, посвященные тем роковым событиям. Обычно акцент в такого рода картинах делался на реализме, однако фантастическая «Годзилла» произвела на зрителей куда больший эффект. Фильм, помимо прочего, содержал политический комментарий, связанный с возникшей на фоне холодной войны угрозой ядерного апокалипсиса. Покрытый келоидными шрамами монстр за считанные минуты сравнивал Токио с землей и представлял опасность уже для всего мира. Так что кайдзю отнюдь не всегда олицетворяли собой незамысловатое развлечение с мультяшными драками, о чём многие успели позабыть.

В «Минус один» действие впервые в истории франшизы переносится в годы Второй мировой, а Годзилла, как и много лет назад, выступает порождением войны и ее апогея — ядерной бомбы. В центре сюжета — молодой пилот-камикадзе Коити Сикисима, всячески избегающий самоубийственной миссии. Однажды на военную базу, расположенную посреди острова Одо, нападает динозавроподобное существо и убивает всех солдат, кроме, собственно, Коити. Терзаемый виной уцелевшего, он возвращается в послевоенный Токио, превратившийся в руины. Вскоре после капитуляции Японии судьба сталкивает его с такой же глубоко травмированной девушкой Норико, вместе с которой он берется воспитывать найденного на улице младенца. Спустя еще несколько лет им сообща удается восстановить дом и встать на ноги. Коити работает на опасной работе — обезвреживает мины, которыми усеяно всё побережье. Во время одной из таких вылазок он опять встречает Годзиллу, пробудившегося вследствие испытаний на атолле Бикини.

На Amazon Prime Video состоялась цифровая премьера японского фильма «Годзилла: Минус один», крайне тепло встреченного прессой и удостоенного «Оскара» за лучшие спецэффекты.-2

Главное, что отличает японского «Годзиллу» от любых американских, — ярко выраженный пацифистский месседж. Сегодня, когда перспектива применения ядерного оружия вновь достигла критической отметки, фильм Ямадзаки обретает пугающую актуальность. Ключевая тема в «Минус один» — вовсе не битва с чудовищем, а преодоление национальной травмы, спровоцированной хаосом войны. В MonsterVerse люди — лишь фон, тогда как здесь, напротив, главенствует камерная человеческая драма. Через страдающего от ПТСР пилота, чья жизнь полностью разрушена, авторы выносят приговор героизации войны, а один из ветеранов констатирует: «Неучастием в сражениях можно гордиться». Недаром уничтожить Годзиллу оружием, как станет ясно, невозможно, а человеческая жизнь в стране, где камикадзе некогда пускались в расход пачками, в итоге оказывается ценнее победы.

Несмотря на лежащую в основе драму, Годзилла не превращается в статиста, как в сериале Apple TV+
«Монарх: Наследие монстров». Радиоактивный ящер грозен, как никогда прежде. У него нет конкретной цели, а его поступки абсолютно иррациональны — это символ нечеловеческой силы, которая сметает всё без разбора. Центральная сцена вторжения Годзиллы в Токио — самая страшная из всех, пуще прежнего напоминающая сброс атомной бомбы. Не менее эмоциональным получилось и решающее противостояние посреди океана, сопровождаемое знаменитой музыкальной композицией Акиры Ификубэ. Масштаб постановки поистине впечатляет: вопреки крохотному по меркам жанра бюджету в 15 млн долларов, японская версия выглядит не хуже среднестатистического голливудского блокбастера. Годзилла переламывает пополам военные суда, кидается вагонами поезда, а начиненные взрывчаткой истребители летят прямо ему в пасть. Поэтому «Оскар» за спецэффекты команда во главе с Ямадзаки завоевала более чем заслуженно.

На Amazon Prime Video состоялась цифровая премьера японского фильма «Годзилла: Минус один», крайне тепло встреченного прессой и удостоенного «Оскара» за лучшие спецэффекты.-3

«Годзилла: Минус один» представляет тот редкий случай, когда фильм о кайдзю будет интересен даже не фанатам жанра. Японцам удалось выдержать хрупкий баланс между размашистым киноаттракционом и антивоенной драмой, через события далекого прошлого говорящей о дне сегодняшнем (в этом фильм схож с «Мальчиком и птицей» Миядзаки — еще одним японским хитом 2023 года). Из очевидных минусов можно выделить разве что излишне сентиментальный финал, однако общее впечатление он, конечно, не портит. Возможно, 37-я картина о Годзилле не лучше первой, но она как минимум встала с ней в один ряд.

Текст: Максим Федоров

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.