Найти тему
1520. Все о путешествиях

Долгожданные 265 км: начата электрификация ж/д участка Ртищево – Кочетовка, поезда Москва – Саратов пойдут быстрее

Началась электрификация ж/д участка Ртищево – Кочетовка. Если она будет выполнена, добраться на поезде от Москвы до Саратова можно будет на два часа быстрее.

Тепловозы уйдут в прошлое?

Для многих событие долгожданное. До сих пор на участке Ртищево – Кочетовка (его длина 261 км) тратится около двух часов на манипуляции с перецепкой тепловоза и электровоза: сначала в Ртищеве электровоз отцепляют и прицепляют тепловоз, затем в Кочетовке тепловоз отцепляют и перецепляют поезд к электровозу, рассказывал в начале 2024 года спикер Госдумы Вячеслав Володин.

На встрече с начальником Приволжской железной дороги Володин анонсировал событие:

«Для того, чтобы на два часа быстрее добираться до Москвы, надо электрифицировать и построить пять тяговых подстанции. И дальше уже можно будет просто в Ртищеве останавливаться на плановую стоянку, порядка 10 минут, и продолжать следовать в сторону Москвы. И наоборот, также на Кочетовке. Средства найдены, они предусмотрены. И в течение 2024, 2025, 2026 года уже план-график сформирован», – сообщил Володин на своей странице ВКонтакте.

Участок Ртищево – Кочетовка включен в Генеральную схему развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2035 года, сообщается на сайте Юго-Восточной железной дороги. Там же указан срок окончания работ по проекту – 2028 год. Если верить спикеру Госдумы, они будут выполнены раньше – примерно к концу 2026 года.

На пути встали курганы

Разговоры о проекте ходят много лет: например, газета «Гудок» еще в 2016 году писала о нем как о «проекте особой важности» и высказывала предположение, что работы по нему могут начаться в 2018 году. Вопрос обсуждался еще во время давнего визита президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова на Юго-Восточную магистраль. Сообщалось, что глава администрации Тамбовской области лично занимался данным вопросом.

Но до сих пор проект откладывали – по нескольким причинам.

Первая – высокая стоимость. По сведениям РБК, стоимость электрификации участка Ртищево – Кочетовка составляет 49,2 млрд руб.

Вторая причина: на пути Ртищево – Кочетовка встали археологи. Выяснилось, что в зоне проведения работ находятся ценные исторические объекты – древняя стоянка «Вертуновская» (обнаружена еще в 1920-х гг.) и поселение «Осиновка» (выявлено в 2019 г.), оба объекта расположены в Ртищевском районе Саратовской области.

В 2019 и 2021 годах были проведены две археологические разведки, которые доказали ценность археологических объектов. В 2021 году они были признаны выявленными объектами культурного наследия. Авторам проекта электрификации участка пришлось корректировать его в соответствии с новыми требованиями.

Южное направление пока в загоне

Проект электрификации участка Ртищево – Кочетовка нужен в первую очередь для грузового движения — освобождения от товарных составов Воронежского направления.

А вот электрификация другого направления – Ожерелье – Узловая – Елец длиной 305 км – планируется для его специализации под пассажирское движение, в том числе на юг России. Она позволит переключить 27 пар пассажирских составов с казанского на павелецкое направление Московской железной дороги (МЖД) и увеличить пропускную способность на участке Узловая – Елец с 17 до 65 пар к 2030 году, сообщает РЖД.

Таким образом, компания планирует создать единую Южную колею, по которой поезда будут прибывать на Южный вокзал, строительство которого также значится в перспективных планах РЖД. Однако, по информации РБК, на электрификацию участка Ожерелье – Узловая – Елец нужны еще 48,2 млрд рублей. Скорее всего, поэтому проект пока завис: заявленные сроки его реализации – 2018-2022 годы – давно прошли.

Меньше романтики, больше экологии

В сети ВКонтакте жители Саратовской области подтверждают: шевеление на участке Ртищево – Кочетовка началось.

«Уже начинают столбы контактной сети ставить», – пишет Виктор.

«Да, я видел на перегоне Тамбов 1 – Цна – подтверждает Даниил. – На них уже крепёж кое-какой даже есть».

Фото: Данил Неизвестный
Фото: Данил Неизвестный

Но не у всех начало работ вызывает приятные эмоции:

«Жаль, конечно. Такую линию испортят», – грустит Петр. На вопрос «А что плохого в электрификации?» он отвечает: «Ничего плохого. Просто мне нравятся тепловозы».

Тех, кто связан с тепловозами на участке Ртищево – Кочетовка, беспокоит, что местные машинисты могут остаться без работы:

«Поговаривают, что в случае электрификации линии Ртищево – Кочетовка до Мичуринска будут возить саратовские электровозники, без смены бригад в Ртищево, – пишет Сергей, – и ртищевские тепловозники, которые таскают поезда до Мичуринска, останутся без работы…».

Романтика романтикой, но тепловозы, использующиеся на неэлектрифицированных участках путей, загрязняют атмосферу и потребляют огромное количество дизельного топлива. Стоит отметить, что в России до сих пор остается неэлектрифицированной почти половина ж/д путей: по данным ИА «РЖД-партнер», на постоянном и переменном токе работает лишь около 51% всей сети железных дорог – 43,4 тыс. км.

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.