Найти тему
PrimaMedia.ru

Потенциал Приморья раскроют креативная индустрия, инновации и экспорт - Андрей Шевченко

Оглавление

Новый имидж Приморскому краю создают перспективные направления предпринимательства: креативная индустрия, экспорт отечественных брендов, инновационный бизнес и инжиниринг. В каждой из этих отраслей есть компании, ставшие примером развития. В преддверии "Дня российского предпринимательства" корреспондент ИА PrimaMedia встретился с генеральным директором центра "Мой бизнес" Приморского края Андреем Шевченко, чтобы узнать о новом подходе к развитию и фокусной поддержке приоритетных направлений бизнеса Приморья.

Первый после "вируса"

— Андрей Станиславович, в преддверии "Дня российского предпринимательства" очень хочется спросить, сколько нужно предпринимателей, чтобы "вкрутить лампочку"? Центр "Мой бизнес" знает ответ?

— В развитых экономиках мира вклад малого и среднего бизнеса достигает 60 % и стремится выше. Такие предприниматели, например в Китае и других азиатских странах, имеют важное значение, потому что обеспечивают более 60% ВВП, почти 80% рабочих мест, около 70% экспорта и 50% налоговых поступлений в бюджет. Вклад малого бизнеса в экономику России, в тот же ВВП, остается низким — порядка 20%.

Этому есть историческое объяснение — у нас долгое время предпринимательства вообще не существовало, все было государственное (если вспомнить советский период).

А ведь от малого и среднего бизнеса зависит устойчивость экономики.

Почитайте автора "Антихрупкости" (16+) Нассима Талеба, того самого, кто ввел понятие "черных лебедей". Он обращает внимание на то, что ресторанный бизнес является одним из самых устойчивых секторов экономики. Отдельный ресторан может разориться, но из-за того, что там работает много действующих лиц, обеспечивается устойчивость всего сектора. Так же для любой экономики, если малый и средний бизнес развиты и составляют достаточно большую долю — это стимулирует гибкость всей экономики. Потому что малый бизнес быстрее адаптируется к меняющимся условиям, перестраивает свои подходы к работе, финансовые потоки и быстрее решает прочие вопросы. Это проще сделать на меньшем масштабе, что в целом для системы создает большую устойчивость.

С этой точки зрения, государство ставит задачу роста доли малого и среднего бизнеса, увеличения количества его работников. В 2019 году начал работать Центр "Мой бизнес" в Приморском крае. Уже 5 лет мы работаем над решением этой задачи.

— Но ведь наше Приморье — это особый регион, непохожий на другие российские территории. Сколько здесь нужно предприимчивых людей и ресурсов, чтобы экономика "засияла"?

— Да, конечно, наш край является лидером в Дальневосточном федеральном округе по развитию малого и среднего бизнеса. Мы стоим на первом месте по количеству предпринимателей — у нас на сегодняшний момент почти 88 тысяч человек зарегистрировано в реестре малого и среднего бизнеса и почти 87 тысяч самозанятых. В среднем по стране этот показатель ниже. При этом, есть регионы более развитые, чем мы. Нам есть куда стремиться. Наверное, это связано с нашими особенностями. Все-таки удаленность предполагает большую самостоятельность.

— Когда вы говорили про "черных лебедей" и ресторанный бизнес, у меня возник вопрос: к сегодняшнему дню русский бизнес земли приморской восстановился от пандемии? Можно сказать, что наш предприниматель выработал иммунитет к любому "вирусу". И у центра "Мой бизнес" есть "рецепт бессмертия"?

— На мой взгляд, для Приморского края период пандемии прошел легче, чем для некоторых гораздо более развитых регионов. Все же пандемия не так сильно затронула те отрасли, которые традиционно развиты в Приморском крае. Я имею в виду сельское хозяйство, рыбу, строительные проекты. Конечно, были определенные ограничения, но их работа не прекращалась.

Сильнее пострадал малый бизнес, который относился к сфере услуг, например, рестораны или туризм. Но правительство края и наш Центр "Мой бизнес" старались им помочь: организовывали "гастро-улицу" для того, чтобы сохранить лояльность посетителей ресторанов за счет предложения еды в новом формате. То, что нельзя было делать в помещении, можно было сделать на открытом воздухе.

Мы преодолели период пандемии, но потом был другой шок. У Приморья экономика завязана во многом на внешнеторговые связи. Ведь у нас здесь очень развита портовая инфраструктура. Поэтому 2022 год был для нас тяжелым, тогда начались проблемы с логистикой, с платежами, и другие моменты, вызванные санкционным давлением со стороны недружественных стран.

Тем не менее произошла перестройка экономики, и в 2023 году мы уже видим серьезное восстановление. Так, количество вновь созданных предприятий в 23-м году было больше, чем в 22-м году. Это свидетельствует о том, что люди верят в предпринимательство.

— Можно сказать, что ко "Дню российского предпринимательства" 2024 года наш приморский бизнес вышел на новый уровень? И многие проблемы и сложности остались в прошлом.

— Безусловно, постоянно возникают те или иные изменения, и бизнес вынужден к ним адаптироваться. Поэтому бизнес всегда должен видеть возможности и перспективы для роста.

С одной стороны, сейчас есть определенные проблемы. Например, это стоимость кредитных средств. в силу высокой ключевой ставки Центрального банка, или взаиморасчеты наших компаний, занимающихся внешней торговлей.

С другой стороны, есть инструменты решения. В структуре Центра "Мой бизнес" есть микрокредитная компания, которая может предоставить заемные финансы на льготных условиях. У нас есть Гарантийный фонд, который дает поручительство и тем самым помогает компаниям получить кредиты в коммерческих банках с минимальным залогом, а то и без него.

Что касается внешнеторговых расчетов, то наш Центр поддержки экспорта постоянно проводит встречи Клуба экспортеров, приглашает финансовые организации, взаимодействует с Российским экспортным центром для того, чтобы помочь нашим приморских предпринимателям, занимающимся экспортом, найти решение подобных проблем.

Бизнес как призвание и ответственность

— Как будете отмечать "День российского предпринимательства"? Что Центр "Мой бизнес" подготовил для партнеров и коллег?

— На "День предпринимательства" мы готовим целую серию мероприятий, прежде всего это форум "Бизнес у моря" (12+). У нас 5 лет не было такого масштабного мероприятия, которое объединяло бы весь бизнес.

Конечно же, основной темой форума будет

"Как бизнесу расти и как его масштабировать". По статистике виден рост экономики. Бизнес, несмотря ни на что, развивается. Но, опять же, развиваться нужно правильно, чтобы усилия не были потрачены даром.

Поэтому, в первый день мы начнем с самозанятых и молодежного предпринимательства. Будем говорить, как начинающим предпринимателям и тем, кто работает на себя, строить свой бизнес и продвигать его. Можно будет свободно пообщаться с экспертами и проанализировать, насколько та или иная бизнес-идея состоятельна, насколько человек понимает, как будет развиваться его бизнес, и получить советы от более опытных коллег.

С представителями власти и бизнеса будем обсуждать, особенно во второй день, какие условия уже созданы и как они работают. Приедут интересные эксперты федерального уровня, например, специалист по тайм-менеджменту Глеб Архангельский, специалист по финансовому планированию Максим Темченко. Эти и многие другие эксперты соберутся обсудить лайфхаки по масштабированию бизнеса, у некоторых интересный опыт и истории успеха, в том числе резкого роста с низкой базы.

Такие встречи нужны как с практической точки зрения, так и для мотивации. Ведь предпринимательство — это особый образ жизни, способ самореализации, умение в самой отчаянной ситуации найти решение.

— А для экономики что важнее: самозанятые или "якорные" предприятия края? И может ли самозанятый дорасти до резидента ТОР? Есть ли такие истории успеха?

— Самозанятые не нанимают других людей, они оказывают услуги лично, либо лично производят какие-то товары. Это всегда может быть первым шагом для создания большого проекта. Поэтому мы и говорим о масштабировании бизнеса.

Другой немаловажный аспект бизнеса — это его роль в обществе. И это тоже будет звучать на форуме. Когда бизнес становится крупным, он зачастую начинает решать не только задачи своего дела, но и начинает влиять на жизнь вокруг.

Яркий пример — это компания ДНС. Будучи крупным бизнесом, эта компания очень много вкладывает в то, чтобы делать среду нашего обитания лучше, например, обустраивает Нагорный парк.

Поэтому для нас развитие крупных проектов ТОР и СПВ очень важно. Это инструменты, которые позволяют привлекать в край инвесторов и предпринимателей, выращивать более крупный бизнес. Если у нас здесь появляется производство, значит, появляются рабочие места и расширяется налоговая база. В целом, когда повышаются доходы региона, то регион может инвестировать в улучшение качества жизни жителей края.

— Есть ли универсальные алгоритмы успеха, одинаково применимые для малого и крупного бизнеса?

— Безусловно, есть очень хорошие примеры того, как бизнес развивается. У нас в целом есть несколько направлений, где можно выделить компании, которые являются таким примером развития.

У нас есть Региональный центр инжиниринга, его задача — поддержка производственных предприятий и развитие инновационного предпринимательства. Он проводит конкурс "Приморский старт" (18+ ), по результатам которого Министерство экономического развития Приморского края выделяет гранты для инновационных предпринимателей. Одним из таких предприятий стал проект Tomoru.ru — платформа по созданию разговорных роботов для бизнеса без кода и программирования. Их команда за последние несколько лет демонстрирует высокие темпы роста своего проекта.

Еще у нас есть проект М.А.К.И. (Модный Альянс Креативных Индустрий Приморья) (18+), ранее он назывался Киберателье. Благодаря этому проекту мы поддерживаем наших дизайнеров и легкую промышленность. В прошлом году состоялись акселератор, форум, модные показы и конкурс продвижения дизайнеров и производителей. В рамках этого проекта у нас уже есть компании-участники, которые имеют выручку свыше 100 миллионов. Для нашего региона это достаточно хорошее достижение в развитии легкой промышленности.

В этом году стартовал проект поддержки брендов Приморского края. Мы начинаем с поиска местных товаропроизводителей, помогаем с бизнес-планом, маркетинговым планом, регистрацией торговой марки и с продвижением. У каждого предпринимателя есть свой особый путь. Мы не можем за предпринимателя придумать его бизнес-идею, но мы можем помочь ему с инструментами, доказавшими свою эффективность. У нас есть эксперты, которые знают, как правильно выстроить работу, и мы вместе с ними на акселераторах помогаем таким компаниям развиваться.

— Еще свежо преданье о "челноках" и перегонщиках "японок": "Там, в отблесках залива, строкой бегут слова: "Руль — справа, сердце — слева, где паспорт и права!". В свое время "правый руль" стал символом эпохи. А кого сегодня можно назвать героем нашего времени? Каким бизнесом рулит и в какой индустрии? Что и куда возят? Какие перспективы у внешнеэкономической деятельности для приморского бизнеса?

— Действительно, с конца 90-х за Приморским краем закрепился имидж региона праворульных машин и китайских барахолок. Было такое время, это часть нашей истории.

Но на сегодняшний день ситуация кардинально поменялась: созданы территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток, то есть имеются условия для того, чтобы здесь возникало производство и стимулировался экспорт.

Приморский край удален от основных рынков сбыта в России на 6 тысяч километров — это и долго, и дорого. При этом рядом с нами в Китае находится провинция Хэйлунцзян, численность населения которой превышает 30 миллионов человек. А если учесть еще и провинции Цзилинь и Ляонин, то рядом с Приморьем живут порядка ста миллионов человек по соседству. В случае, если наши предприниматели начинают развивать свое производство, то имеет смысл посмотреть на эти рынки, потому что они ближе, логистических трат меньше.

-2

Но возникают проблемы с ввозом нашей продукции в КНР, есть требования таможенного управления КНР к сертификации товаров, поэтому возникает определенная потребность в разрешительной документации.

В данном случае есть специалисты Центра поддержки экспорта, которые помогают разобраться в этих вопросах, как получить нужные разрешительные документы, как провести необходимые испытания продукции. У нас работают наши сотрудники-представители в Даляне и в Харбине, которые помогают продвигать нашу продукцию на рынок Китая. В ближайшее время планируется открытие магазина продукции приморских товаропроизводителей в Даляне. Любой производитель из Приморья может направить свою продукцию на эту ярмарку-выставку (18+).

Министерство экономического развития Приморья дает субсидию в размере одного миллиона рублей для производителей по тем затратам, которые связаны с экспортом продукции за рубеж. Поэтому сейчас направление развития экспорта для предпринимателей потенциально очень интересное.

Если учесть поддержку внутреннего производства и импортозамещения на высшем уровне, то все наши проекты, нацеленные на развитие инновационных технологических компаний, модной индустрии, индустрии дизайна, брендов, работают на новый имидж края-производителя.

Фокус на развитие

— А какие направления предпринимательства нужны для развития экономики края? Как это определить?

— Сейчас мы начинаем переходить к точечной поддержке, когда есть важные для региона сферы бизнеса. Может быть, на текущий момент они не очень развиты, но они важны с точки зрения перспектив развития края. Допустим, креативная индустрия, экспорт, инновационное и производственное предпринимательство. И компаниям, которые работают именно в этой сфере, нужна фокусная поддержка.

Идея заключается сейчас в том, чтобы, сохранив общую поддержку для широкого круга предпринимателей, уделить особое внимание стратегически важным для экономики края направлениям бизнеса

— Какие сюрпризы ждут предпринимателя Приморья в этом году от Центра "Мой бизнес"? Расскажите подробнее о новых проектах и мероприятиях.

— По каждому направлению у нас есть свои мероприятия. Из нового, я уже упомянул, это проект по развитию брендов. Мы сейчас нацелены на поддержку наших товаропроизводителей, на то, чтобы и наши потребители Приморского края, и потребители других регионов как можно больше узнавали наши бренды, чтобы наши бренды становились сильнее, востребованнее и конкурентоспособнее на рынке. В этом году также пройдет конкурс "Продвижение и продажи" (+18) от "Модного альянса креативных индустрий" и по его итогам 12 компаний смогут получить сертификаты на услуги в размере двух млн рублей каждая.

Очень насыщенно событиями экспортное направление. Сейчас готовится к поездке наша делегация на выставку ЭКСПО в Харбин. Там представлена целая команда наших предпринимателей с бизнес-миссией по продвижению своей продукции. Мы будем вывозить за рубеж наших экспортеров, на этот год запланировано большое количество мероприятий в разных странах. Уже участвовали в выставках в Арабских Эмиратах, в Казахстане и Узбекистане. Планируются выставки и бизнес-миссии в Китае, Беларуси, Индии,Таиланде, Вьетнаме и других странах. Всегда можно обратиться к Центру поддержки экспорта, посмотреть какие выставки планируются и подать заявку на участие. Во второй половине года мы проведем очередной экспортный форум (+18).

-3

Реализация проекта по поддержке технологического и инновационного предпринимательства также является нашим приоритетом. Будем сопровождать наших предпринимателей, предоставлять им целый комплекс мер для того, чтобы у компании была своего рода индивидуальная карта развития, чтобы они понимали, куда двигаться, на какую поддержку можно рассчитывать.

На форуме "Бизнес у моря", приуроченному к Дню предпринимателя, мы создадим краевой Клуб молодых предпринимателей (16+). Молодой человек далеко не всегда может рассчитывать на поддержку родителей и друзей, часто не хватает ресурсов или даже просто дельного совета для развития бизнеса. Понятно, что кто ищет, тот всегда найдет, но время и силы, потраченные на пробы и ошибки, можно уделить развитию бизнеса. Задача клуба — помогать молодым предпринимателям преодолевать барьеры, которые возникают у них.

В целом, нужно сохранить тот импульс, который движет предприимчивыми людьми, желающими сделать жизнь лучше. Поэтому государство как институт поддерживает социальное предпринимательство, ведь это направление бизнеса способствует созданию комфортной социальной среды. Чаще всего люди начинают свое дело, когда у них есть какой-то внутренний позыв, стремление сделать что-то полезное, решить какую-то проблему своих друзей или соседей, помочь обществу.

Но иногда им не хватает бизнес-компетенций. В этом году у нас проходит серия мероприятий в рамках очередного акселератора для социальных предпринимателей.

Это наши основные направления, по которым запланированы различные мероприятия. В целом по краю вместе с Владивостоком и в других городах в год мы проводим более 250 различных мероприятий по самой разной тематике.

— Что пожелаете приморскому предпринимателю в профессиональный праздник?

— Согласно данным индекса предпринимательской уверенности, экономика в целом демонстрирует оптимизм, наметился рост рынков.

И это, на мой взгляд, прежде всего, заслуга предпринимательского сообщества. Несмотря на сложные обстоятельства, они смогли эту ситуацию использовать для того, чтобы расти. Нашлись силы и ресурсы, чтобы заместить тех, кто ушел с нашего рынка. Наши предприниматели сохраняют веру в свое дело, веру в то, что они могут преуспеть в Приморье и вкладываться в развитие своего бизнеса.

За это хочется их поблагодарить! И пожелать каждому предпринимателю двух вещей. Во-первых, чтобы каждый предприниматель от своей работы получал чувство удовлетворения, что он занимается своим делом и делает это по своему призванию. И, во-вторых, чтобы это дело всегда было прибыльным. Чтобы предприниматель чувствовал, что занимается любимым делом, обеспечивает себя и всех причастных к его делу. Наверное, для предпринимателя это самое главное — реализация и деловой успех