Какие идеи предлагали славянофилы, почему у них такое название, куда они подевались и на сколько они актуальны сегодня?
Итак, славянофилы это целая широкая группа философов-мыслителей разной сферы, которые объединены общим утверждением что российское развитие имеет отличный от других особый путь. Чтобы понять что это за путь, откуда и куда он идет нужно расставить акценты той эпохи и понять какие социально-политические веяния были. Добавлю, славянофильство - можно понять как любовь к славянам, но на самом деле это течение никак не связано со славянскими этносами и панславизмом
Итак, первое: эпоха и атмосфера.
Славянофилы явление середины 19 века, момента когда Россия стояла на пути выбора пакета тотальных реформ и трансформации в нечто новое примерно как перестройка 80-х., стоял вопрос какой пакет реформ подключить. Так в это время и сформировалось разношерстное направление славянофилов.
Их взгляд на историю.
Последняя модернизация России (Петровская перестройка) и последующее развитие всего 18 века, рассматривается ими как огромная ошибка принесшая вред подлинной русской культуре, русскому обществу, привело его в скудность практически уничтожило. Речь идет о тотальном крепостном праве, которое превратило крестьян ( а это 90% населения из которых 99% русских) в рабов которых можно было проиграть, выиграть, подарить, а так же часть из них к пожизненно прикреплялось к мануфактуре и становилось его частью.
О какой культуре или каком народном культурном развитии может идти речь при таком положении дел ? А Где же в России красивые уездные городки с людьми в шляпах, ухоженные деревушки с кирпичными домиками и незамысловатыми черепичными крышами, где региональная откормленная интеллигенция воспевающая красоту своего родного края?
Зато есть флоты, новая столица! Новые территории которые в конце концов никак не интегрировалась в российское политическое и культурное пространство и в дальнейшем отпали при малейшей турбулентности. Говорящая на французском элита и прочие представители эстеблишмента в составе 2% всего населения. Которые и являлись культурным слоем России.
Вот об этом всем и горюют славянофилы.
В 19-й веке Наполеоновское вторжение 1812 года резко изменило ситуацию: взбудораженные элиты очнулись, теперь все зарубежное и хорошее и не хорошее стало яростно беспорядочно отрицаться, в этот момент произошел бум национального культурного подъема русской культуры. На гребне этой волны и возникли славянофилы со своими идеями.
Говоря об идеях славянофилы отрицали копирование западных институтов власти и общества, партии, систему права, итд. Они выработали свои подходы.
Итак, первое, система власти.
Здесь самым важным для них было возвращение к истинным инструментам политического управления России, отказавшись от пресловутого западного абсолютизма 16 века, который в России засел аж до 19 го. Речь идет о вечевом и соборном принципе управления страной. То есть вернуть людям возможность представлять свои интересы перед верховной властью, то есть введение «парламента». Но важное отличие от европы, в том что «вече» не может принимать окончательное решение, оно выполняет функцию «общественного запроса» и не ограничивает верховную власть, но при этом и не уступит и своего, (четкая субординация между ними и верховной властью) защита и автономность своих прав. Такая система позволяет народу (разным сословиям от крестьян до купцов) защищать себя от поборов и изъятия прав которое было при Петре 1-Екатерине 2.
Чья земля?
На этот вопрос славянофилы четко отвечают: крестьян! А именно общины. Земля должна принадлежать крестьянкой общине. Вот тут то и основная заморочка!
Получается основная производственная ячейка община. Что такое община? Это значит: 1)Коллективная собственность
2)Что сеять, как сеять и кому сбывать решают старейшины
3)Распределение прибыли и капитала тоже на всех поровну.
4.) как выйти из общины или продать свой кусок земли непонятно.
5.) куски земли между участниками общины постоянно меняются от года к году.
6.) отсутствие какой либо мотивации работать и отсутствие накопления капитала.
Отличие от Европы: Вместо фермерской модели с частной собственностью и единоличным фермером мы видим у славянофилов традиционную форму труда: общину.
Что касается помещиков то им в пределах разумного отводилось пару полей чего и хватит с них.
Смотря наперед нам становится понятно что конечно такая форма сельского хозяйства повысила бы уровень жизни крестьян, но никакого экономического прорыва не случилось бы. Для 18 го века такая система роскошь, а для конца 19 го архаика. В целом, я думаю община могла бы оставаться до 30-х годов 20 века точно.
Если пофантазировать и представить что особых потрясений в России не случилось бы и община была достаточно живучей чтобы оставаться наравне с другими формами производства то сегодня бы в русском обществе встречались бы адепты напоминающие образ и стиль жизни граждан Кавказа. Муж жена брат сват все в одном большом доме который на всех сразу, коллективная ответственность и многодетность.
Ну а что же сегодня?
Можно ли назвать кого либо славянофилом в современном обществе и насколько это актуально?
«Загниваюшая Европа и святая Русь!»- цитата Погодина М. П. русского славянофила 150-ти летней давности, чувствуйте, да? Без комментариев, актуальность бешеная!
А еще десять лет назад эта уникальность о русском пути генерировалась только в «особых» кругах русского андерграунда. 60% из которых различные социалисты от НБП (запрещенная организация на территории РФ) до КПРФ, и остальные, различные монархисты от классики до околомонархистов, националисты от радикалов до умеренных традиционалистов).
Но вот философов как таковых, глубоко рассматриваемых общественное устройство, организации кружков, а в условиях современности можно было бы и аналитические школы организовать- всего этого нет. Но есть Дугин. Пожалуй единственный кто что то придумал за эти годы в формате данного подхода, думаю в качестве развлечения и хобби выморочил «третий путь» полный суррогат, так что я бы отнес это к неославянофильству. Если кто то что то знает еще подобное напиши в коментах .
А что реально?
Реально появился спрос в обществе на традиционализм, тут 3 причины реальное изменение социальных ценностей людей и не в лучшую сторону, от которых они сами не в восторге. В частности тут про проблему выстраивания отношений в формате мужчины/женщины.
2.Региональные глобализационные проблемы- миграция и исчезновение национальной самоиндетификации как таковой.
3.А так главная проблема это конфликт с западом, начинаешь задаваться вопросом кто мы такие раз отличаемся от них и чем? Люди начинают цепляться сами не зная за что, советское прошлое, самодержавное прошлое, а что именно? А именно ничего такого и нет. Потому что всю «русскость» как таковую истребили и искоренили как в советский период, так и постсоветский гипервзаимствованием с запада не говоря уж о ключевых культурно ценностных ориентаций человека и жизненных принципах, заканчивая дурацкими импортными названиями на вывесках. Живи большими глотками помнится реклама пепси, в итоге поперхнулись и облились. А между тем украинство прибалтийство очень не плохо сформировалось как раз таки в рамках 20 века у них там проблем с национальной индетификацией нет, хватает и литературной элиты и политической и философской и художественной национальноориентированной элиты. В целом это и есть славянофильство только местного розлива.
Зачем нам сегодня славянофилы.
Действительно адекватная социальная национально-традиционалистическая концепция и некое количество ее адептов, во-первых, выбила бы из под ног приезжих околоаль-каидных мигрантов идею традиционализма которой они умело противопоставляются нашей светской разгельдяйности, тем самым зарабатывают у части нашего общества определенные очки лояльности, мол ну не так уж они и плохи хоть не гомосексуалисты, да и мужики как мужики выглядят. А лояльность знак согласия. В противном бы случае ячейка была бы занята, свои традиционалисты есть.
Во- вторых концепция наладила бы взаимосвязь с коренными народами России с других регионов, которым ближе традиционные подходы организации жизни.
На этом пожалуй все.
Напишите в комментариях что об этом думаете