Найти тему
Заметки наблюдателя

Славянофилы, кто они такие?

Какие идеи предлагали славянофилы,   почему у них такое название, куда они подевались  и на сколько они актуальны сегодня?

Итак, славянофилы это целая широкая группа  философов-мыслителей разной сферы, которые объединены общим утверждением что российское развитие имеет отличный от других особый путь. Чтобы понять что это за путь, откуда и куда он идет  нужно расставить акценты той эпохи и понять какие социально-политические веяния были.  Добавлю,  славянофильство - можно понять как любовь к славянам, но на самом деле это течение никак не связано со славянскими этносами и панславизмом 

Итак, первое: эпоха и атмосфера. 

Славянофилы явление середины 19 века, момента когда Россия стояла на пути выбора пакета тотальных реформ  и трансформации в нечто новое примерно как перестройка 80-х., стоял вопрос какой пакет реформ подключить. Так в это время и сформировалось разношерстное направление  славянофилов.

Основные деятели славянофилы.
Основные деятели славянофилы.

Их взгляд на историю. 

Последняя модернизация России (Петровская перестройка) и последующее развитие всего  18 века, рассматривается ими как огромная ошибка принесшая  вред подлинной русской  культуре, русскому обществу, привело его в скудность практически уничтожило. Речь идет о тотальном крепостном праве, которое превратило крестьян ( а это 90% населения  из которых  99% русских) в рабов которых можно было проиграть, выиграть, подарить, а так же часть из них к пожизненно  прикреплялось  к мануфактуре и становилось его частью. 

О какой культуре или каком народном культурном развитии может идти речь при таком положении дел ? А Где же в России красивые уездные городки с людьми в шляпах, ухоженные деревушки с кирпичными домиками и незамысловатыми черепичными  крышами, где региональная откормленная интеллигенция воспевающая красоту своего родного края? 

Голландский городок 18 века.
Голландский городок 18 века.

Зато есть флоты, новая столица! Новые территории  которые в конце концов  никак не интегрировалась в российское политическое и культурное пространство  и в дальнейшем отпали при малейшей турбулентности. Говорящая на французском элита и прочие представители эстеблишмента в составе 2% всего населения. Которые и являлись культурным слоем России.

Вот об этом всем и горюют  славянофилы.

Строительство Петербурга в рабских условиях крестьянами. Несчетное количество людей погибли в болотах тех топких мест.
Строительство Петербурга в рабских условиях крестьянами. Несчетное количество людей погибли в болотах тех топких мест.

В 19-й веке Наполеоновское вторжение 1812 года резко изменило ситуацию: взбудораженные элиты  очнулись, теперь все зарубежное и хорошее и не хорошее стало яростно беспорядочно отрицаться, в этот момент произошел бум национального культурного подъема русской культуры. На гребне этой волны и возникли славянофилы со своими идеями. 

 Говоря об идеях славянофилы отрицали копирование западных институтов власти и общества, партии, систему права, итд. Они выработали свои подходы.

Итак, первое, система  власти.

Здесь самым важным для них было возвращение к истинным инструментам политического управления России, отказавшись от пресловутого западного абсолютизма 16 века, который в России засел аж до 19 го.  Речь идет о вечевом и соборном принципе управления страной. То есть вернуть людям возможность представлять свои интересы перед верховной властью, то есть введение «парламента». Но важное отличие от европы, в том что «вече» не может принимать окончательное  решение, оно выполняет функцию «общественного запроса» и не ограничивает верховную власть, но при этом и не уступит и своего, (четкая субординация между ними и верховной властью) защита и  автономность своих прав. Такая система позволяет  народу (разным сословиям от крестьян до купцов) защищать себя от поборов и изъятия прав которое было при Петре 1-Екатерине 2.

Чья земля? 

На этот  вопрос славянофилы четко отвечают: крестьян! А именно общины. Земля должна принадлежать крестьянкой общине. Вот тут то и основная заморочка! 

Получается основная производственная ячейка община. Что такое община? Это значит: 1)Коллективная собственность

2)Что сеять, как сеять и кому сбывать  решают старейшины  

3)Распределение прибыли и капитала тоже на всех поровну.

4.) как выйти из общины или продать свой кусок земли непонятно. 

5.) куски земли между участниками общины постоянно меняются от года к году. 

6.) отсутствие какой либо мотивации работать и отсутствие накопления капитала. 

Отличие от Европы:  Вместо фермерской модели с частной собственностью  и единоличным фермером  мы видим у славянофилов традиционную форму труда: общину.

Что касается помещиков то им в  пределах разумного отводилось пару полей  чего и хватит с них.

Смотря наперед нам становится понятно что конечно такая форма сельского хозяйства повысила бы уровень жизни крестьян, но никакого экономического прорыва не случилось бы. Для 18 го века такая система роскошь, а для конца  19 го архаика. В целом, я думаю община могла бы оставаться до 30-х годов 20 века точно.

Колхоз 60-е гг. XX века. Картина маслом.
Колхоз 60-е гг. XX века. Картина маслом.

Если пофантазировать и представить что особых потрясений в России не случилось бы и община была достаточно живучей чтобы оставаться наравне с другими формами производства то сегодня бы в русском  обществе встречались бы адепты  напоминающие образ и стиль жизни граждан Кавказа. Муж жена брат сват все в одном большом доме который на всех сразу, коллективная ответственность и  многодетность. 

Русские старообрядцы 21 век.
Русские старообрядцы 21 век.

Ну а что же сегодня? 

Можно ли назвать кого либо славянофилом в современном обществе и насколько это актуально? 

«Загниваюшая Европа и святая Русь!»-  цитата  Погодина М. П. русского славянофила 150-ти летней  давности, чувствуйте, да?  Без комментариев, актуальность бешеная! 

А еще  десять лет назад эта уникальность о русском пути генерировалась  только в «особых» кругах русского андерграунда. 60% из которых различные социалисты от НБП (запрещенная организация на территории РФ)  до КПРФ, и остальные, различные монархисты от классики до околомонархистов, националисты от радикалов до умеренных традиционалистов). 

Но вот философов как таковых, глубоко рассматриваемых общественное устройство, организации кружков, а в условиях современности можно было бы и  аналитические школы организовать- всего этого нет. Но есть Дугин. Пожалуй единственный кто что то придумал  за эти годы в формате данного подхода,  думаю в качестве развлечения и  хобби выморочил «третий путь» полный суррогат, так что я бы отнес это к неославянофильству. Если кто то что то знает еще подобное напиши в коментах . 

На интервью у Такера. ( Дугин)
На интервью у Такера. ( Дугин)

А что реально? 

Реально появился спрос в обществе на традиционализм, тут 3 причины реальное изменение социальных ценностей людей и не в лучшую сторону, от которых они сами не в восторге. В частности тут про проблему выстраивания отношений в формате мужчины/женщины.

2.Региональные глобализационные проблемы- миграция и исчезновение национальной самоиндетификации как таковой.

3.А так главная проблема это конфликт с западом, начинаешь задаваться вопросом кто мы такие раз отличаемся  от них и чем?   Люди начинают цепляться сами не зная за что, советское прошлое, самодержавное прошлое, а что именно? А именно ничего такого и нет. Потому что всю «русскость» как таковую истребили и искоренили как в советский период, так и постсоветский гипервзаимствованием с запада не говоря уж о ключевых культурно ценностных ориентаций человека и жизненных принципах, заканчивая дурацкими импортными названиями  на вывесках. Живи большими глотками помнится реклама пепси, в итоге поперхнулись и облились. А между тем украинство прибалтийство очень не плохо сформировалось как раз таки в рамках 20 века у них там проблем с национальной индетификацией нет, хватает и литературной  элиты и политической и философской и художественной национальноориентированной элиты. В целом это и есть славянофильство только местного розлива. 

Зачем нам сегодня славянофилы. 

Действительно адекватная социальная  национально-традиционалистическая концепция и некое количество ее адептов, во-первых,  выбила бы из под ног приезжих околоаль-каидных мигрантов  идею традиционализма которой они умело противопоставляются нашей светской разгельдяйности, тем самым зарабатывают у части нашего общества определенные очки лояльности, мол ну не так уж они и плохи хоть не гомосексуалисты, да и мужики как мужики выглядят. А лояльность знак согласия.  В противном бы случае ячейка была бы занята, свои традиционалисты есть.

Во- вторых концепция наладила бы взаимосвязь с коренными народами России с других регионов,  которым ближе традиционные подходы организации жизни. 

На этом пожалуй все.

Напишите в комментариях что об этом думаете