«Орем землю да глину, а едим мякину».
«Ори да Бога моли, паши, не о чем не тужи».
«Дураков не орут, не сеют, а сами родятся».
«Кто служит, тот тужит, а кто орет, тот песни поет».
Пахарь, не разгибая спины, землю орёт. Орать – под пашню пахать. Плуг в старые времена называли наши предки «оралом». Пахотной земли было немного. «Мал-маленечко» - сказывали крестьян. Но ведь, и то, правда: «Хоть мало, да честно, а и немного, да сытно» Кто-кто, а крестьянин знал: «Где оратай плачет, там жизнь скачет».
Но чтобы трудится на поле, надо и есть сытно.
Так что к полуденному часу несла в поле хозяйка обед.
«Жгучей крапива родится, да в щах уварится». В весеннее-то время, что может вкуснее и сытнее щей крапивных! И кваском они сдобрены, и сметаной заправлены, зеленым лучком поддержаны. Да с картошечкой – на славу! Без доброго ломтя хлеба – не обойтись пахарю! Отломив от ржаного каравая добрый кусок, принимался крестьянин за еду.
Крапива - она в эту пору силы крестьянские и здоровье поддерживает! Да к тому же взбуживает мужицкую стать!
Знали в старину ее целительный характер. Бабоньки с ребятишками босыми по зарослям крапивы ходили да голыми-то руками (иначе нельзя), а не то трава жгучая целительные силы потеряет - веники ладили! Поест пахарь, а бабонька уже готова, она от души ему спину крапивным веником похлещет, и, глядишь, разогнулась спина, усталость отошла.
На все крапива годилась: и на щи, и от недугов, и домашней скотине на пользу.
А вот как рассказывала одна бабушка молодушкам-товаркам, хитро на них поглядывая, такую историю:
«Когда женушка, что муженек ее закрутился, недосуг ему стало по весне о доме думать, все на сторону поглядывает, так она не плошала, ссор не заводила, а в обутку ему подпихивала крапивного листа. И он как миленький на пахоте стоял и вовремя домой возвращался. Крапива - она всему голова. Она всякое забытье да злое очарование с мужичьего некрепкого сердца сымет. Как если муженек на чужой порог вступит - крапива ум его прояснит, всю правду, как она есть, кажет. Совестливит крапива.
Ежели муженек обнаруживал в обувке крапиву, то женушка ему с умилением да покраснев, как красна девица, выкладывала: «Думала, мол милый, о тебе. Чтобы ноженьки твои не уставали, да не натирались - крапивы нарвала. От крапивушки-то добра много роду нашему исстари дадено!» - И не лгала ведь!
Наши предки знали, какой оздоровительной силой обладает рубашка, сотканная из крапивы. А вот рецепт и старинного травника, говорящий каким способом готовили крапиву для врачевания русские врачи ХП века: «…емлем сырую крапиву, толчем и приложам к свежим ранам, так раны она вычистит и заживит». «Прикладываем «листвие крапивное и семя сырое толчено с солью к старым гнилым язвам, тако из них дикое мясо истрибит и заживит».
В употребление шли корни и корневище крапивы жгучей. Самое главное их свойство – кровь останавливать, очищать, раны заживлять. Корневища крапивы засахаривали. Вкусно, да и от кашля избавление! А что для матери, кормящей грудью младенца, то ей пособница! Настой из листьев крапивы молоко материнское великой пользой наполняет!