Посреди майских праздников московское правительство порадовало судостроительную отрасль интересным обещанием. Завод по выпуску электросудов, который строится с октября прошлого года в районе Нагатинского затона, скоро заработает. Закладку первых судов планируют произвести уже в 2024-м. То есть ждать этого события можно в течение полугода.
И это, кстати, не единственный в России судостроительный завод, который будет достроен в 2024 году. Мы собрали здесь информацию о четырех таких предприятиях. Стопроцентной гарантии, что все сбудется и обойдется без сдвигов «вправо», никто вам, конечно, не даст, но по крайней мере заявления о запуске в 2024 году по каждому из этих заводов активно звучат.
Жатайская судоверфь
Начнем с известного долгостроя – Жатайской судоверфи, которая должна стать опорой для Ленского объединенного речного пароходства и в целом для речного флота Сибири. Места там сложные, условия суровые, расстояния огромные, поэтому без «рабочих лошадок», тянущих лямку на великих сибирских реках, обойтись нельзя. А их средний возраст неуклонно растет. В текущем году в Якутии износ речных судов достиг 70%.
Судостроительный завод в Якутии должен внести важный вклад в решение этой проблемы. Он возводится на базе Жатайского судоремонтного предприятия, которое планируется расширить и модернизировать до полноценной верфи, способной выпускать по 10 судов в год.
В 2017 году руководитель Жатайского ССЗ Александр Азаров заявил, что через три года будет заложен первый киль:
— На данный момент ведется разработка проектно-сметной документации, которая будет завершена в июле текущего года, в августе будет проведен конкурс на подрядную организацию, которая с 2018 года приступит к строительству новой судоверфи. Строительство новых судов начнется уже в 2020 году.
Планировалось, что к 2036 году новая верфь сумеет построить не менее 160 единиц речных судов. Однако это количество под большим вопросом, учитывая что сроки сдачи завода постоянно сдвигаются. Его строительство стартовало лишь в апреле 2019 года. В феврале 2020-го озвучивались планы по закладке первого судна в 2021 году. Но заветная дата ползла все дальше и дальше. В начале 2023 года уверенно говорилось, что закладка пройдет в августе. Однако этот срок тоже был сорван.
В сентябре 2023 года на совещании с президентом России Владимиром Путиным глава Якутии Айсен Николаев отчитался следующим образом:
«По Жатайской судоверфи стройка шла, но у нас были определенные проблемы, связанные с тем, что, на наш взгляд, его [объект] неправильно включили в план приватизации еще в ходе строительства, потом после моего обращения в адрес правительства Российской Федерации это решение было отменено. Но время мы потеряли. Сейчас у нас не хватает миллиарда рублей на завершение строительства».
Он попросил передать республике федеральный пакет акций завода и гарантировал в этом случае ввести объект в строй до конца 2024 года. В январе 2024 года президент подписал указ о передаче 100 процентов акций, так что теперь посмотрим, как Айсен Николаев держит свое слово.
Онежская цифровая верфь
В январе 2022 года на территории Онежского судоремонтно-судостроительного завода в Петрозаводске стартовало строительство первой в России цифровой верфи. Слово «цифровая» в ее названии означает акцент на максимальной цифровизации и автоматизации всех операций. Завод оснастят высокотехнологичным оборудованием с цифровым управлением для изготовления деталей и узлов по 3D-моделям, роботизированной сварки и автоматизации логистических операций.
«Это включает в себя использование сенсоров и IoT-устройств для мониторинга состояния оборудования и судостроительных процессов в реальном времени, анализ данных с помощью искусственного интеллекта для прогнозирования и предотвращения потенциальных проблем, а также автоматизацию и оптимизацию производственных операций», – поясняла общую концепцию в свое время пресс-служба Онежского ССЗ.
Проект этой верфи был разработан Санкт-Петербургским государственный морским техническим университетом совместно с «Центром технологии судостроения и судоремонта» и проектной фирмой «Союзпроектверфь». На его реализацию госбюджет выделил свыше 5 млрд рублей. Генподрядчиком по строительно-монтажным работам и модернизации завода стала «Военно-строительная компания».
Выпускать цифровая верфь планирует суда типа «река-море», рыбопромысловые, технические и вспомогательные суда и СПГ-бункеровщики. Предусмотрена возможность вести строительство судов длиной до 80 метров, в том числе мелкосидящие ледоколы проекта 22740М, а также насыщенные секции для строительства на старой площадке судов длиной до 140 м. Площадь, которую отвели под новую верфь, составляет порядка 26 тысяч кв. м.
Спустя полгода после начала строительства глава Онежского CCP Владимир Майзус был настроен весьма оптимистично:
«Я не ожидал, что проект получит настолько масштабное развитие. В нем задействовано очень много людей. Скоро в карельской столице появится совершенно новое предприятие, на котором будут использоваться самые современные технологии. Две недели назад мы получили первое оборудование, которое позволит работать на новых мощностях. К концу 2024 года будем работать на полную мощность».
Однако уже в 2023 году стало ясно, что есть определенные проблемы, связанные с удорожанием материалов и комплектующих, отменой некоторых аукционов и переориентаций по ряду параметров с импортных поставщиков на отечественных. Завод запросил дополнительное финансирование. Осенью прошлого года уровень завершения строительно-монтажных работ был в районе 40%.
Тем не менее никакой информации о сдвиге срока запуска завода пока нет, его старт все так же планируется на 2024 год.
Верфь в Нагатинском Затоне
Продолжим тему уже упомянутой в преамбуле московской верфью, которая будет специализироваться на электросудах. За минувший год электрические аквабусы стали важной частью городского транспорта, показав, что расчеты экономистов мэрии были верны. В первые же полгода на новых речных трамвайчиках было совершено около 400 тысяч поездок. При этом их число регулярно растет, линии укрупняются и развиваются. В ближайших планах продление первой линии до причала Парк Фили плюс появление еще целого ряда дополнительных остановках на обоих действующих маршрутах.
В апреле стало известно о пополнении флота еще четырьмя судами. Два из них, «Кузнецовка» и «Люблинка», уже в столице, они сейчас проходят пусконаладочные работы. Еще два, «Каменка» и «Пахра», прибудут в Москву в конце весны. Сейчас идет их достройка на верфи «Эмпериум», производственные мощности которой находятся в поселке Отрадное Ленинградской области.
У столичных властей планы на развитие речного электротранспорта амбициозные, поэтому возникла идея обзавестись собственной верфью.
«Электрические речные суда в Москве стали пользоваться ажиотажным спросом со стороны москвичей и туристов. Это говорит о том, что программа развития регулярного речного судоходства востребована. В связи с этим мы приняли решение о строительстве в Москве специального завода по производству экологически чистых электрических судов разных размеров. В год будет производиться около 20 судов. Завод должен заработать до конца этого года, таким образом обеспечив потребность в регулярных судах на Москве-реке, а в дальнейшем постепенно заместить вообще все суда на Москве-реке», — пояснил мэр столицы Сергей Собянин в мае 2024 года, осматривая строящуюся верфь.
Завод возводится на Меловом мысе с октября 2023 года, общая его территория займет порядка 23 тысяч кв. м. Подход к строительству выбран основательный, сразу предусмотрены цеха для раскроя металла и сварки секций, для покраски, для монтажа оборудования и достройки, плюс планируется открыть здесь свое КБ. Там же организуют площадку для обслуживания и отстоя флота, включая зарядную станцию, с таким расчетом, чтобы хватало не менее, чем на сотню судов в год.
Строительство электротрамвайчиков сразу будет вестись партиями, цикл постройки одного судна будет занимать 270 дней. Впрочем, помимо аквабусов для регулярных линий, там планируется строить еще прогулочные и круизные суда. Мэрия обещает, что завод оснастят всеми необходимыми передовыми технологиями – автоматизированные обрабатывающие комплексы, 3D-печать, цифровые двойники, сквозной контроль качества и т.д. То есть это будет по факту еще одна цифровая верфь. Интересно, не опередят ли москвичи с ее запуском карельских коллег?
Производство первых судов, как мы уже сказали, стартует в конце 2024 года.
Судостроительный комплекс «Звезда»
А закончим мы эту статью заводом, который несколько выбивается из представленного ряда. Он тоже был долгостроем, но его первая очередь была запущена еще в 2016 году, когда состоялась закладка докового комплекса проекта 23380 «Звезда» по заказу Минобороны.
Более того, на сегодняшний день предприятие уже имеет в активе ряд сданных судов. В первую очередь это танкер проекта 114K «Aframax» «Владимир Мономах», который был передан «Роснефтефлоту» в декабре 2020 года. А в прошлом году тот же «Роснефтефлот» получил от ССК «Звезда» еще один танкер – «Академик Губкин».
Тем не менее завод пока не вышел на полную мощность. С 2018 года на предприятии идут работы по завершению второй очереди. Окончание работ намечено как раз на 2024 год.
– Проект строительства ССК «Звезда» предполагает завершение в 2024 году. Но уже сейчас функционируют объекты первой очереди: в блоке корпусных производств и окрасочных камерах изготавливаются судовые конструкции для многофункциональных судов снабжения ледового класса, танкеров типа «Афрамакс». На тяжелом открытом достроечном стапеле, укомплектованном уникальным грузоподъемным оборудованием во главе с краном-гигантом «Голиаф», ведется формирование корпусов судов, – такое заявление генерального директора Сергей Целуйко висит сейчас на главной странице официального сайта ССК «Звезда».
Предприятие критически важно для российской экономики, поскольку реализация масштабных углеводородных проектов невозможна без пополнения крупнотоннажного флота. Стране нужны гигантские газовозы и танкеры, которые уже не закажешь в той же Южной Корее, как это было раньше. Так что на мощности «Звезды» у российских добывающих компаний возложены большие надежды. И это дополнительная гарантия, что предприятие не выйдет из графика, а действительно запустит к концу года вторую очередь.