С тех пор, как подводная лодка была найдена у острова Федже в Вестланде в 2003 году, ведётся дискуссия о том, что дальше делать с ней.
На борту судна должно было находиться более 60 тонн ртути.
Население небольшого островного муниципалитета опасается последствий после того, как в результате испытаний вокруг места крушения отбор проб показал огромные концентрации ртути в окружающих водах. Как живёт там дикий лосось, интересно.
в 2005 году Норвежское управление по безопасности пищевых продуктов уже рекомендовало беременным женщинам, кормящим матерям и маленьким детям не есть морепродукты из района вокруг крушения.
С тех пор о крушении было опубликовано бесчисленное количество статей и репортажей. А воз и ныне там.
В феврале 1945 года U-864 был торпедирован британской подводной лодкой, и все 73 человека на борту погибли. Обломок разломился на две части и лежит на глубине 150 метров. На борту субмарины находились 1875 стальных контейнеров с 67 тоннами особо опасного для окружающей среды вещества ртути. Лодка направлялась в Японию.
После открытия были обнаружены контейнеры, эквивалентные примерно 65 тоннам ртути, и измерения указывают на утечку около 4 килограммов ртути в год из места крушения или окружающей территории.
Прочитав заголовок недавней статьи, появилась мысль "ну, наконец-то" эпопея "да-нет" закончится. Но нет. Окончание статьи звучало так: Мы надеемся, что в 2024 году примут решение поднять из фьорда ртуть в 2026 году... Точно так же надеялись и в 2010, когда премьером был Стултенберг, в 2014 надеялась премьер Эрна Сульберг, сегодня, в 2024, надеется Стёре. А свинец потихоньку отравляет всё живое во фьорде.
Есть ли в Норвегии совершенно чистый фьорд, если помнить о выращиваемом лососе и сбросе отходов в него металлургическими предприятиями? Риторический вопрос.
***********