Нет в России человека, который не помнит эти бессмертные строки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
А вы когда-нибудь задумывались – почему гений? гений красоты?
Сейчас мы понимаем под словом гений человека, наделенного талантом самой высокой степени. Может, Пушкин имел в виду в виду, что женщина, которой адресовано его послание, наделена красотой самой высшей степени? В таком смысле слово гений обычно не употребляют.
Что пишет про слово гений Владимир Даль?
Он выделяет такие значения:
- Незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой.
- Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума.
- Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный.
Видите, на первое место Даль ставит значение «незримый, бесплотный дух» – это почти то же самое, что демон. Такое значение, наверное, и было первым.
Бесплотный дух вселяется в человека и наделяет его необыкновенным даром – этот дар тоже стали называть гением. Через некоторое время это название переносят и на самого человека, наделенного таким даром.
Пушкин скорее всего использовал слово гений в значении «демон, дух, живое воплощение красоты».
Давайте все-таки рассмотрим «бесплотных духов», которых называли гениями, подробнее. Корень -ген- (латинское -gen-) переводится -род- (рожать, рождать). Что это за духи, которые как-то связаны с рождением?
В римской мифологии считалось, что genius (некий дух) есть у каждого человека, предмета, местности: у Рима был свой гений, у войскового подразделения – свой, у императора – свой, вообще у каждого мужчины – свой гений.
А причем же здесь «род»?
Самым первым латинским значением слова genius было наименование божества — прародителя рода. Потом это слово плавно перетекло на другой объект – так стали называть бога мужской силы (во всех смыслах мужской силы, в том числе той, что нужна для продолжения рода).
Этому богу поклонялись. Дары «гению нашего Гая», «гению нашего Марка» и т.п. воздавали все домочадцы этого Гая, Марка или другого человека, а также отпущенные рабы и свободные, но подчиненные ему люди.
Раб мог поклясться гением своего господина, и эта клятва считалась священной. Самой священной была клятва гением императора: нарушить ее означало оскорбить императора.
На территории бывшей Римской империи сохранилось много надписей, посвященных гению того или иного человека или места.
Внешность таких гениев описывают по-разному: то они предстают в виде змеи, то в виде юноши, то в виде старика.
Об устаревших ударениях в стихах Пушкина
Что непонятного в стихах Пушкина?
Что я думаю о Пушкине