Найти тему

Сериал «Морозко»: почему лучше посмотреть «Ева, Рожай!», «Ира». Или на море, или на горы

Пост будет злым. Но я не повар из фильма «Меню», и поэтому просто подумаю над этим сериалом как драматург.

Всё это только моё мнение. Моё - обманутой создателями сериала женщины.

Сериал анонсировался как ситком про 33-летнюю девушку, которая неожиданно входит в климакс.

И я сильно ждала этот смелый сериал, ведь такая тема - табу не только в наших фильмах, но и в СМИ. Женщин за 50 нет. Они медленным печальным строем идут на кладбище. А пока идут, нянчат внуков, пекут пирожки. Или что они там, почтиприсмерти, делают?

А тут климакс в 33… Когда ни детей, ни мужчины, ни семьи.

Более того, сделать из этого комедию положений мне казалось задачей со *звёздочкой.

Спойлер: не получилось.

Героиня

Сценарист решила сосредоточиться на такой цели для героини, как успеть родить своего биологического ребёнка до наступления скорого климакса. Хотя можно было бы развить много разных сюжетов, которые за ним следуют.

Климакс - это, конечно, не смерть, но для кого-то маленькая смерть. Это: ухудшение внешности, потенциальное одиночество в старости, отсутствие секса, ухудшение здоровья, а вслед за ним и снижение дохода.

Но тут цель – ребёнок. И точка! Я сказала: ребёнок! А зачем? Почему? Просто потому что принято хотеть детей. Потому что больше не будет. Может, потому что не будет стакана с водой в старости (но все ли дети подают стакан с водой?) Будет одиночество (Будет ли? Знаю некоторых людей, женившихся снова и счастливых без детей или вырастивших их в первом браке).

В любом случае - о мотивировке не говорится нигде. Её нет.

В сериале «Ева, рожай!» есть внутренняя мотивировка, которую я понимаю: бывший любимый не только не женился и не возжелал семьи с героиней Подкаминской, но спустя год женился и «родил» малыша от её психолога. Это удар по самооценке – да ещё какой! Я понимаю её злость, её разочарование. Её предали несколько важных для неё людей. И ребёнка она хочет, потому что хочет доказать в том числе, что может быть не просто стриптизёршей, но и матерью! Более того, это желание подспудно зрело на протяжении нескольких лет до начала событий в сериале. Она взяла квартиру в ипотеку (по сути гнездование), смотрит за детьми подруги и брата, преподаёт танцы для детей. Но прошлое её вечно догоняет, заставляя в конце арки вновь залезть на пилон.

Или вот ещё вспомнилась одна светская львица, которая прямо в предклимактерическом возрасте родила ребёнка (с помощью сурняни или сама) от очень богатого человека. Мотивировка? Я думаю, чтобы обеспечить себе достойную пенсию и пансион. Ну помимо счастья в личной жизни, счастья общения с ребёнком, конечно.

Ребёнок для главной героини в «Морозко» - как новый айфон, которого принято хотеть. К такой мотивировке я подключиться не могу.

В сериале нет ни единого намёка на то, как героиня относится к детям. У неё нет теплоты, нет желания играть в куклы или опыта общения с ребёнком, пусть и как распиздяйка Ира из одноимённого сериала «Ира». Дети подруги вызывают в героине «Морозко» Рите оторопь, а сюжет с ними напоминает триллер.

Но тогда получается, что отсутствие возможности родить – это и не проблема вовсе для неё.

Ну ок, ребёнок так ребёнок. Без внутренней мотивировки.

И тут на пути к цели – ребёнку – встаёт препятствие: отсутствие мужчины. Точнее его спермы.

Героиня ищет его на сайте спермодоноров. Не ищет среди бывших и не пытается познакомиться. Мне, например, очень сильно хочется узнать, как так получилось, что до 33 лет у неё не было любви-на-всю-жизнь. Или хотя бы КАК именно не складывались отношения. Одно дело переспали-и-он-больше-не-звонит, другое дело завышенные стандарты, под которые никто не подходит, или выбор только женатых... А надо бы. Это помогает понять персонажа.

История с Тарасом потенциально могла бы раскрыть всё то, с чем она сталкивается в отношениях с мужчиной. Как я понимаю, он задумывался таким же обаятельным сбегальщиком, как отец героини: фигаро тут – фигаро там. Когда хочет – приходит. Но почему именно он должен быть тем самым? Неужели того, что он её выслушивает и таскается с ней (напомним: у него есть цель – остаться у неё дома и избавиться от тиннитуса рядом с героиней) достаточно, чтобы он был тем самым, кто отогреет её замёрзшее сердце?

Мне кажется, благодаря ему она должна понять что-то важное о себе, своей жизни и своей семье. (Тут дальше мои размышления: лично мне показалось, что семья у неё тёплая, там есть любовь: деда к бабке, деда к дочери и внучке, отца к девочке – ведь он зарабатывает ради неё, проводит с ней время. Да он распиздяй, укравший вещи из дома на д.р. Но я вижу, что дочку-то он любит. Простите, это 90-е – не бухающих отцов я в своём детстве не помню).

Сериал "Морозко"
Сериал "Морозко"

Герой Ефремова должен был «отогреть» героиню. Превратить её из морозко в женщину, способную любить и доверять, открыто выражать свои эмоции, чувства, жить, делать то, что она хочет. А в итоге оба унылые.

Парадокс

Ещё раз убеждаюсь, что парадокс отлично работает на создание характера персонажа. И задаёт направление развития. Ева - почти святая блудница. Стриптизёрша-мать.

Какой парадокс у Риты – главной героини «Морозко»? Не стремящаяся к славе журналистка светской хроники? Или женщина в климаксе в 33? Может, замороженная, но страстно желающая любви девушка, которая запрещает себе любить?

Во втором случае – это только внешнее. Хочется внутреннего противоречия.

В первом же случае могу предположить, что это персонаж Энди из «Дьявол носит Прада»: серьёзная студентка журфака хочет работать в серьёзном издании и писать на серьёзные темы. Она не красится, не следит за модой. Ей надо выдержать несколько месяцев работы ассистентом у главного редактора издания про моду, а к моде и светским тусовкам героиня не относится как к чему-то важному.

Может, потенциальный климакс (=маленькая смерть) может направить героиню жить по-новому? Устремиться к тому, чем она по-настоящему хотела заниматься? Чем-то серьёзным и важным? Тогда я хочу это увидеть. В этом случае надо показать стремление героини к другой деятельности – более важной, серьёзной (спасение морских котиков, Грета-Турнберг-итп), а вынуждена она переносить вот это вот всё…

Задел там был. Героиня говорит, что несколько лет потратила на такую херню (то есть хотела чего-то большего? чего?). Один из способов охарактеризовать героя – это то, что про героиню говорят другие. Так, например, её начальник (кстати, наверное, единственный интересный персонаж с парадоксом) называет её самым серьёзным и умным сотрудником, на которого можно положиться.

Почему героиня вообще работает на телеканале? Какова её мотивировка работать там? По моему опыту общения вижу, что в кадре обычно появляются девушки, которые хотят не прости найти мужика, но мужика боХатого. И ведёт себя такая девушка будто она всегда в кадре. Не мямлит. Артикулирует. Держит спину. А здесь – девушка совсем не такая, а в кадр лезет. Может, она делает из таких сюжетов серьёзную журналистику и постоянно пропихивает свои навыки новостного репортёра?

Поменяй телестудию на завод – ничего не изменится.

-4

Если уж это ситком, то было бы смешно, как она охотится и хочет родить от какого-то известного певца или актёра. Хотя бы воспользовались бы этой локацией...

Если же под личиной замороженного человека скрывается страстная натура, которая желает любви, то пора бы под влиянием климакса пуститься во все тяжкие. Полюбить наконец. Сменить работу. И гори оно всё синим пламенем!

Изменение

Но больше всего бесит – одинаковость, отсутствие изменений в героине. Ей говорят: у тебя не будет детей никогда. А она по сути не меняется, просто бегает за спермой. Ну как бы мне как зрителю хочется понять: тогда в чём её проблема? Почему она таскается за эмбрионом?

Каков альтернативный фактор? То, что у неё не будет ребёнка? Так её и сейчас это не особо волнует. Не будет мужчины? Семьи? Не факт. Некоторые мужчины воспринимают отсутствие ребёнка как благо. Ещё бы – больше времени ему, любимому.

Например, Ева нервничает, грубит родителю своей ученицы. Да и вряд ли поиск мужика, свидания и секс с разными мужиками – это её обычное поведение. Человек выбит из колеи. Я ей сочувствую. Вспомнилась героиня сериала «Эта страшная буква «Р»» меняется в первой же серии: из угодливой, приятной, всё терпящей, но не слишком-то счастливой женщины превращается в ту, что может отстоять свои интересы и перечить, жить на полную катушку.

В «Еве, рожай!» наступает момент в середине сериала, когда она говорит, чего она хочет: она хочет семью, детей, чтобы было тепло. Она не грезит какой-то супер-лов (ей же почти 40 - она не дура). Она говорит ротом в середине сценария, что хочет семью, тепла (а не просто ребёнка, как хотела в самом начале).

Может, в сериале «Морозко» и подразумевались изменения. Но внешне никакими сценами это не показано.

И наконец – финальный выбор.

Его нет. Потому что характер персонажа не продуман, не создан парадокс. Выбора тоже нет.

Ева, страстно желающая ребёнка, а потом и семьи, и мужа, понимает, что не готова становиться домашней курочкой ради кого-то. Она хочет, чтобы её воспринимали сильной, независимой женщиной, коей она и является. И ирония в том, что она возвращается к пилону, танцуя перед мужиками.

Номинально в «Морозко» выбор есть: типа Рита выбирает жить с бесплодным Тарасом. Типа не выбирает родить ребёнка, а выбирает мужчину. Но разве выбор неизбежного – это выбор? Она особо и не хотела никогда ребёнка. Мотивировки иметь своего биологического ребёнка у неё по-прежнему нет.

Приём недостоверного рассказчика

Начинается сериал разговором с эмбрионом.

-6

И героиня действительно честно рассказывает всё, как было (вначале – эмбриону, потому – Тарасу). В зарубежных кино и сериалах давно уже не обращались к линейному рассказу. Всё-таки ничего лучше приёма недостоверного рассказчика мир ещё не придумал (привет, «Расёмон»!).

А вот расскажи Рита не так, как было на самом деле, было бы интереснее. Придало бы интриги.

Возможно, героиня жила в иллюзии – и исходя из этого возникала большая часть её проблем. Тарас бы раскрыл ей что-то важное про неё саму, про её семью.

Персонаж девочки как нельзя лучше подходит для роли недостоверного рассказчика (кстати, это ещё и потенциал для комедии при столкновении её слов и фактов). И неожиданно воскресший отец, возможно, тогда бы вызвал хоть какие-то эмоции – смесь любви, тепла и боли.

-7

Реальность происходящего

Многие в комментариях спорят, реально ли то, что происходит с героиней.

Кто-то говорит, что назначается гормональная терапия в таком случае (ранний климакс или истощение яичников). По крайней мере к одному еще специалисту пойти надо было. Кто-то пишет, что удалось забеременеть практически с мертвыми яичниками, только на искусственных гормонах.

Дальше. Некрозоспермия – по-моему, тут пахнет аденомой простаты. То есть чувак реально должен обследоваться. Там проблемы посерьёзнее (гормоны? Рак? Злоупотребление наркотиками или алкоголем?). Из знакомых мне мужчин только один, перенёсший рак и химию, имел нулевые показатели спермограммы. Кстати, потом он «нарожал» ещё одного ребёнка – показатели спермограммы восстановились до нормы.

Короче, тема сложная. И происходящее в сериале мне кажется притянутым за уши.

Жанр

Написано как комедия, даже вроде ситком.

Но чём комедия положений? В том, что у героини потом, возможно, не будет ребёнка никогда, но и родить сейчас не от кого.

Это смешно? Грустно.

Но по факту получилась драма с элементами истеричной комедии и триллером в эпизодах, особенно снах.

По мне – надо было писать драмеди, а не шпарить ситкомом.

To sum up…

В итоге героиня скучная, я бы даже сказала унылая. К ней не возникает сопереживания (хотя мне казалось, что климакс в 33 – достаточно, чтобы вызвать сочувствие героине). У неё невнятная цель без внутренней мотивировки, за которой не хочется следить. Нет изменения.

И, кстати, вот эта тема – взрослые дети алкоголиков - меня уже начинает подбешивать. Психологи потакают людям, обвиняющим во всём родителей.

Посмотрите на примеры взрослых детей алкоголиков. Не все заморожены. И рожают, и женятся, и разводятся, и живут. Простите, но в это стране найти детей без отца-алкоголика в 1990х почти невозможно. И как-то живут. Все - по-разному. Кто-то успешнее, кто-то нет. У кого-то семья, у кого-то вторая, или третья. Или вообще нет – и они вполне счастливы.

Более того, обвинять отцов в отсутствии личной жизни дочери уже не модно. Согласно новой теории, женщина ассоциирует себя с отцом, а вот отношения с мужчиной у неё складываются такие же, как с собственной матерью. А вот у мальчиков – всё наоборот: он – его собственная мать, а вот с женой у него отношения такие же как у него были с отцом.

Линия деда интересная. В наших сериалах вообще жизнь людей за 50 особо не освещается. Чем жить, когда уже по сути всё? Вот эта арка мне понравилась.