Найти тему
Всё или ничто

Экоактивисты угроза шедеврам мирового искусства?

Оглавление
Экоактивисты приклеились к раме картины Винсента Ван Гога в Лондонской Художественной галерее. 
Фото: Just Stop Oil
Экоактивисты приклеились к раме картины Винсента Ван Гога в Лондонской Художественной галерее. Фото: Just Stop Oil

В современную эпоху роль экологических активистов становится все более значимой. Они неизменно вносят вклад в осведомленность и сохранение окружающей среды. Тем не менее, появляется противоречивая точка зрения, которая предполагает, что эти активисты могут представлять угрозу шедеврам мирового искусства.

Подобное мнение сформировалось в связи с участившимися эко-акциями в стенах галерей и музеев. Нападениям подверглись мировые шедевры: от «Джоконды» в Лувре, до «Весны» Боттичелли в Уффици, «Девушки с жемчужной сережкой» в Музее Маурицхейс и «Махи» в Прадо. Сотрудники культурных учреждений разных уголков планеты сообщают о нападениях на картины, статуи и другие предметы исторического наследия.

Экологический активизм: обзор

Фото: REUTERS/Toby Melville
Фото: REUTERS/Toby Melville

Экологический активизм относится к коллективной деятельности, предпринимаемой отдельными людьми или группами лиц с основной целью сохранения и улучшения окружающей среды. Эти действия часто включают в себя сплочение против вредоносных практик, таких как вырубка лесов, загрязнение окружающей среды и рост добычи ископаемых. Усилия активистов привели к значительным изменениям в политике и повышению осведомленности общественности об экологических проблемах. Однако их методы и влияние стали источником споров, особенно если рассматривать их через призму сохранения произведений искусства.

Первые громкие случаи против произведений искусства появились в крупных СМИ весной 2022 года. Акция была проведена в стенах Лувра в Париже: мужчина, выдававший себя за пожилую женщину в инвалидно коляске, попытался пробить защитное стекло «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, а затем бросил в нее тортом. "Подумайте о Земле. Есть люди, которые разрушают Землю. Подумай об этом... Все художники, подумайте о Земле. Вот почему я сделал это. Нужно думать о планете", - заявил неизвестный.
За последние года радикальные активисты всё чаще и чаще пытаются привлечь внимание властей и общественности к современным проблемам через акции в галереях и музеях. Активисты считают, что так предупреждают о грядущих климатическом и социальном кризисах. Они видят искусство как мощный инструмент для выражения своих взглядов и стимулирования общественного диалога.

Но почему же экоактивисты выбирают именно галереи и музеи в качестве площадок для своих акций? Акции в галереях и музеях, которые являются местами скопления большого количества людей, могут привлечь большое количество внимания к акции и поднять "общественный шум". ведь в современном обществе, чтобы привлечь внимание широких масс необходимо громкое шоу. И таким образом, мысль об охране окружающей может попасть в СМИ и оказать давление на управляющие органы или на другие организации.

В ноябре 2023 года эко-акция была проведена на торгах модернистского искусства Christie's в Нью-Йорке. Активисты забрались на сцену и начали выкрикивать примерно следующий лозунг: «Какого черта вы, богачи, тратитесь на искусство, когда в мире столько человек страдают от изменений климата». Аргументом, выдвигаемым экоактивистами, является недовольство тем, что средства, которые могли бы быть направлены на решение экологических проблем, тратятся на приобретение искусства. Они считают это неприемлемым в условиях нарастающих экологических кризисов и социальных неравенств. Это демонстрирует неравенство и безразличие к страданиям других людей и экосистем. При этом они приводят в пример две природных катастрофы, которые угрожали и произведениям искусства. Так, в 2017 году сильный шторм повредил несколько исторических картин в Лувре, в том числе работы французского живописца Николя Пуссена.

Сторонник Just Stop Oil Каллум Гуд комментирует акции ненасильственным гражданским сопротивлением:

«Именно так в девяностые годы люди с ограниченными возможностями завоевали доступный транспорт. Именно так мы победим и заставим правительство принять меры в связи с разворачивающейся климатической катастрофой, остановив добычу нефти и газа. Никто нас не спасет, нам нужно объединиться, чтобы сделать это для себя. Нам нужны смелые и непреодолимые действия, которые бросят вызов элитам. Мы отказываемся подчиняться системе, которая убивает миллионы людей по всему миру».

Искусство используется активистами как мощный инструмент для передачи своих идей и вдохновения на перемены. Памятники искусства и инсталляции используются в качестве платформ для своих протестов. При этом активистами утверждается, что картинам не наносится ущерб, так как "нападения" происходят только на картины, находящиеся по защитным пуленепробиваемым стеклом. Но последние события показывают нам обратное.

В чем виноваты шедевры?

Участники Just Stop Oil приклеивают руки к копии картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в лондонской Королевской академии художеств в июле 2022 года 
Фото: James Manning/PA Images/Getty Images
Участники Just Stop Oil приклеивают руки к копии картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в лондонской Королевской академии художеств в июле 2022 года Фото: James Manning/PA Images/Getty Images

В ноябре 2023 года группа Just Stop Oil («Просто остановите нефть») разбила защитное стекло на «Венере перед зеркалом» Диего Веласкеса в Лондонской национальной галереи. Музей объявил, что цена полотна более $90 млн. До этого активисты были осторожнее и принципиально не портили стекла и сами произведения искусства, чтобы отделываться мелкими штрафами. Но в последнее время стали увеличивать градус в борьбе за невыдачу лицензий на добычу нефти и газа. Вопрос, в чем же заключается связь между нефтью и обнаженной, остается открытым. Многие известные картины экспонируются под стеклами. Но невозможно поместить все полотна под протектор, что обусловлено не только большой стоимостью такого решения, но и технологическими факторами, например размерами полотна. На «Явление Христа народу», конечно, такое стекло не надеть. Эта проблема касается и западных музеев стекла на «Свободе на баррикадах» Делакруа нет. Остается только бояться за сохранность шедевра.

Искусствоведы говорят, что экоактивисты зачастую не представляют, какой вред могут нанести произведениям искусства своими действиями. Даже если само полотно остаётся невредимым за стеклом, то рама тоже считается частью картины, и она страдает больше всего от подобных акций.

Работники Галереи Уффици во Флоренции также указывают на порочный круг, в который попадает искусство, подвергаясь атакам активистов. Поврежденные произведения искусства теряют не только свою ценность, но и становятся объектами для новых акций и атак, что усиливает напряженность в обществе. К примеру, на "Весну" Сандро Боттичелли за один 2023 напали целых три раза, что привело к смене службы безопасности Уффици.

"Нападения экоактивистов на произведения искусства вызывают серьезные обсуждения в обществе. Искусствоведы обычно осуждают такие действия, поскольку они нарушают суверенитет искусства и свободу выражения художников. Лично я считаю, что насилие над произведениями искусства не является эффективным способом борьбы за экологические ценности. Только через мирные и конструктивные действия можно добиться реальных изменений и поддержки со стороны общества", - говорит искусствовед Мария Васильева, сотрудник Галереи Современного Искусства Республики Татарстан.

Искусство и экологический активизм на сегодняшний день имеют сложные отношения. Важно также искать альтернативные способы активизма, которые не причиняют вреда произведениям искусства. Экоактивисты могут использовать мирные протесты, образовательные кампании, социальные медиа и другие средства для привлечения внимания к экологическим проблемам. Такие методы активизма не только сохраняют целостность произведений искусства, но и способствуют формированию позитивного общественного мнения.

Подобные "позитивные" кейсы уже имеют место быть в общественной практике. Так в феврале этого года была совершена первая мирная акция. При этом к исполнению подошли креативным образом, что оставило положительные ассоциации от самой акции. Случился она в День Святого Валентина в нью-йоркском МоМА. Активисты выступили за уход с поста главы совета институции Мари-Жозе Кравис. Это жена Генри Крависа, финансирующего проект прибрежного газопровода в Канаде, проходящего по землям коренного народа. Активисты выступали в футболках с красными надписями, разбрасывали конфетти и открытки с известной работой Роя Лихтенштейна. Оригинальная надпись на открытке была переделана на «Наша планета тонет! Почему МоМА не избавится от климатических преступников-миллиардеров?».

Своими действиями активисты действительно привлекают внимание, но скорее к предметам искусства, чем к волнующим их проблемам. Порча картин не может вызвать позитивных эмоций в обществе. Своими действиями активисты создают в общественном сознании «типичный образ экоактивиста», окрашенного в негативные тона. Подобная стереотипизация может привести к тому, что весь активизм будет восприниматься деструктивным. А это очень плохо для идеи экологического активизма в целом.

Подобные выступления могут преподноситься как активизм, но по закону Данные действия рассматриваются как вандализм и имеют последующее наказание. В Европе за порчу произведений искусства можно получить больше 10 лет, а суммы денежных штрафов уходят за миллионы долларов. А в России умышленное уничтожение, разрушение или повреждение памятников истории и культуры наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок. Важно, чтобы в будущем идеи активизма не стали ассоциироваться с вандализмом, фанатичной помешанностью и неуважением к культурному наследию человечества.

Пересечение активизма и искусства

Экоактивистки разрисовали маркерами картину Энди Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл» 
Фото: Twitter.com/stopffsubsidies
Экоактивистки разрисовали маркерами картину Энди Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл» Фото: Twitter.com/stopffsubsidies

Каждый месяц СМИ пишут о новых историях, связанных с экоактивизмом и галереями. Эти инциденты подчеркивают необходимость баланса между активизмом и уважением к искусству. Хотя экологический активизм играет решающую роль в нашем обществе, важно, чтобы подобные действия случайно не стали угрозой и самому активизму, и нашему культурному наследию.

Еще в 2022 году руководители 92 известных музеев, в том числе Лувра (Париж) и Прадо (Мадрид), опубликовали открытое заявление, в котором подчеркнули важность проблемы сохранности культурного наследия. Музеи до сих пор не видят способа решения проблемы, им остаётся только улучшать охрану залов и вводить дополнительные ограничения. В российских и немецких музеях уже усилены меры безопасности при входе. Более тщательно проверяют вещи посетителей, а в Берлине, например, перестали пускать на экспозиции даже с сумочками. Разрешение конфликта между экоактивистами и защитниками искусства требует участия всех заинтересованных сторон.

В ноябре 2022 года в знак протеста против финансирования Музея Леопольда в Вене нефтяным концерном ОМV участники организации «Последнее поколение» облили черной масляной краской защитное стекло картины «Смерть и жизнь» Густава Климта. Однако в конце мая 2023 года «Поколение» сменило тактику: оно договорилось с немецкими музеями о проведении выставок, призванных привлечь внимание к проблеме глобального потепления. Выставки прошли в рамках Международного дня музеев в Кельне, Мюнхене, Ростоке и других городах Германии. Данные события помогли не только популяризации идей экологической грамотности, но и расширили возможности современного искусства.

Только через взаимопонимание и сотрудничество мы сможем найти решения, которые будут справедливы и эффективны, обеспечивая гармонию между человеком, искусством и природой. Проблемы, связанные с сохранением искусства и окружающей среды, не имеют границ, поэтому необходимо сотрудничество, а не взаимная агрессия.