Последнее время стараюсь не писать на политические или околополитические темы, но некоторые вещи прям берут за живое, так что сложно удержаться и не высказать всё, что об этом думаешь. Сегодня про оптимизацию…
Наверняка все, не только бюджетники, хотя бы слышали о том, что наши дефективные эффективные менеджеры очень любят всё оптимизировать.
Но бывает оптимизация для оптимизации, а бывает оптимизация “для галочки”, чтобы отчитаться перед начальством о том, какой я молодец. И, к сожалению, чиновники наши в основном занимаются вторым видом “оптимизации”. Как говорится, “главное прокукарекать, а там хоть не рассветай”.
Приведу пример из жизни. Все события реальны, но я не называю ни имён, ни городов, чтобы не подставить тех, кто мне это рассказал. Ну и себя тоже. А то ещё обвинят в клевете )))
Итак, есть два города - А и Б. Оба областные центры. Но город А маленький (чуть более 300 тысяч человек населения), а город Б - миллионник. Расстояние между ними около 300 км. И в каждом из этих городов есть представительство одного государственного предприятия.
И вот какому-то очень умному управленцу приходит в голову мысль - а давайте всё это оптимизируем! Уберём представительство в маленьком городе А, оставим там филиал, а центр управления будет в большом городе Б. Сократим представительские расходы таким образом. Это же очень круто! Может даже сократим пару человек (хотя скорее всего нет). И начальство похвалит за экономию бюджетных средств, и повышение по службе может даже будет (кстати, оно и было).
Сказано - сделано! Теперь у нас на два города не два юридических лица, а одно. И филиал в городе А не является самостоятельным подразделением. Все контракты заключаются исключительно в городе Б. Управление проектом завершено успешно.
Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги…
У этого предприятия, например, нет своих электриков. И всё электрохозяйство на аутсорсинге (обслуживается внешним подрядчиком). Контракт с подрядчиком, разумеется, заключается теперь в городе Б. И подрядная организация находится в городе Б. А как же наш несчастный город А?
Да всё нормально. Если там у кого лампочка перегорит, то из города Б приедет бригада электриков. Может даже на этой неделе. 300 километров не крюк для бешеной собаки (туда обратно - 600). Конечно, это всё будет включено в стоимость контракта. Вот такая экономия средств получается благодаря “оптимизации”.
Кто-то умный скажет - а почему же в городе А не нанять местного электрика? Ну сразу видно, что этот умный в бюджете никогда не работал. Нет там такой штатной единицы. А выбить штатную единицу в бюджете - то ещё приключение. Ну допустим, теоретически это возможно. Но кто же вам это разрешит? Ведь тогда получится, что к оптимизации вопросы будут. Как так - оптимизировали-оптимизировали, а вместо сокращения штата пришлось его расширять. Так что фиг вам, а не электрик. Пусть из города Б за 300 км ездят. Потому как этого никто не увидит - миллионом меньше, миллионом больше. А вот новую штатную единицу увидят. И спросят.
Но это была бы сказка с несчастливым концом для оптимизатора. А у нас в России для чиновников все сказки счастливо заканчиваются. Пришёл, накуролесил, видимость эффективности создал, повышение по службе получил. Ушел на более высокую должность или вообще в другую отрасль. И кто уж потом спрашивать будет, даже если откроются какие-то косяки. Пусть потом всё это другие расхлёбывают.
На этом всё. В следующий раз расскажу о тендерах. Тоже очень забавный механизм. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить…